Перевозках грузов 1980 г
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов была принята в рамках Конференции ООН по торговле и развитию 24 мая 1980 г. в Женеве (далее – Конвенция ООН 1980 г.)29. До настоящего времени Конвенция ООН 1980 г. в силу не вступила, участие в ней оформили лишь 11 государств30.
Конвенция ООН 1980 г. состоит из 40 статей и Приложения (Положение по таможенным вопросам, относящимся к международным смешанным перевозкам грузов).
В соответствии со ст.35 к Конвенции ООН 1980 г. не могут быть сделаны никакие оговорки.
Сфера применения Конвенции ООН 1980 г. установлена в ст.2: данная Конвенция применяется к международным смешанным пере возкам грузов по меньшей мере дву мя различными видами транспорта из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора сме шанной перевозки, до обу словленного места доставки в другой стране. Положения Конвенции ООН 1980 г. во многом основаны на Конвенции ООН 1978 г.
Согласно Конвенции ООН 1980 г. (ст.1) международная смешанная перевозка означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.
Оператор смешанной перевозки означает любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.
Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки.
Документ смешанной перевозки означает документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора.
Оператор смешанной перевозки заключает договор от своего имени и выступает как его сторона, а не как агент или от имени грузоотправителя либо перевозчиков, участвующих в смешанных перевоз ках, и принимает на себя ответствен ность за исполнение договора.
Период ответственности оператора смешанной перевозки за груз согласно ст.14 Конвенции ООН 1980 г. охватывает период с момента принятия им груза в свое ведение до момента выдачи груза.
Груз находится в ведении оператора смешанной перевозки с момента, когда он принял груз от грузоотправителя или лица, действующего от его имени, или от какого-либо органа или иного третьего лица, которому в силу закона или правил, подлежащих применению в месте принятия груза в его ведение, груз должен быть передан для перевозки, до момента, когда он выдал груз путем вручения груза грузополучателю, или в случае, когда грузополучатель не принимает груз от оператора смешанной перевозки, - путем предоставления его в распоряжение грузополучателя в соответствии с договором смешанной перевозки или с законом или обычаем данной отрасли торговли, применимыми в месте выдачи груза, или путем передачи груза какому-либо органу или иному третьему лицу, которым в силу закона или правил, применимых в месте выдачи груза, должен быть передан груз.
Ответственность оператора смешанной перевозки основана на принципе презюмируемой вины. Оператор смешанной перевозки несет ответственность за действия и упущения его служащих или агентов, если такой служащий или агент действует в пределах его служебных обязанностей, или любого другого лица, услугами которого он пользуется для исполнения договора смешанной перевозки, если такое лицо действует при исполнении договора, как если бы такие действия и упущения были совершены им самим (ст.15).
Оператор смешанной перевозки несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в доставке, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждение или задержку в доставке, имели место в то время, когда груз находился в его ведении, если только оператор смешанной перевозки не докажет, что он, его служащие или агенты или любое другое лицо, упомянутое в ст.15 Конвенции ООН 1980 г., приняли все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий.
Задержка в доставке имеет место, если груз не был доставлен в пределах срока, прямо определенного соглашением, или при отсутствии такого соглашения - в пределах срока, который было бы разумно требовать от заботливого оператора смешанной перевозки с учетом конкретных обстоятельств. Если груз не был доставлен в течение 90 календарных дней по истечении срока доставки, то лицо, управомоченное заявить требование, может считать груз утраченным (ст.16).
Конвенция ООН 1980 г. устанавливает раз личный предел ответственности для двух вариантов смешанной перевозки: с участием морского или речного перевозчика; в любой комбинации с участием только железнодорожно го, автодорожного и воздушного транспорта. В первом случае предел ответственности основан на тех же принципах, что и в Конвенции ООН 1978 г. (с увеличением на 10%). Во втором случае ответственность оператора смешанной перевозки ограничивается, исходя из веса утраченного или поврежденного груза в килограммах, а ее размер установлен на уровне, предусмотрен ном Конвенцией КДПГ.
В соответствии со ст.18 Конвенции ООН 1980 г. втех случаях, когда оператор смешанной перевозки несет ответственность за ущерб, явившийся результатом утраты или повреждения груза, его ответственность ограничивается суммой, не превышающей 920 СДР за место или другую единицу отгрузки, либо 2,75 СДР за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Для исчисления какая из этих сумм выше, применяются следующие правила.
Когда для объединения грузов используется контейнер, поддон или подобное приспособление для транспортировки, места или другие единицы отгрузки, перечисленные в документе смешанной перевозки как упакованные в таком приспособлении для транспортировки, рассматриваются как места или единицы отгрузки. За указанным выше исключением, грузы в таком приспособлении для транспортировки рассматриваются как одна единица отгрузки. В тех случаях, когда утрачено или повреждено само приспособление для транспортировки, это приспособление для транспортировки, если оно не является собственностью оператора смешанной перевозки или не предоставлено им, рассматривается как отдельная единица отгрузки.
Однако если международная смешанная перевозка не включает в соответствии с договором перевозку груза морем или по внутренним водным путям, ответственность оператора смешанной перевозки ограничивается суммой, не превышающей 8,33 СДР за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза.
Ответственность оператора смешанной перевозки за ущерб, явившийся результатом задержки в доставке, ограничивается суммой, равной сумме, в 2,5 раза превышающей провозные платежи, подлежащие уплате за задержанный доставкой груз, но не превышающих общей суммы провозных платежей, подлежащих уплате в соответствии с договором смешанной перевозки.
Совокупная ответственность оператора смешанной перевозки не должна превышать пределов ответственности за полную утрату груза. По соглашению между оператором смешанной перевозки и грузоотправителем в документе смешанной перевозки могут быть установлены более высокие пределы ответственности.
Специфическое положение опе ратора смешанной перевозки учтено при установлении сро ка исковой давности: он определен в 2 года. Вместе с тем, поскольку другие транс портные конвенции предусматривают такой же или даже более короткий срок давности, установлен специаль ный 6-месячный период, во время ко торого оператору смешанной перевозки должно быть сде лано уведомление с изложением ха рактера и основных обстоятельств требования (ст.25).
Положения Конвенции ООН 1980 г. о юрисдик ции (ст.26) и арбитраже (ст.27) в основном соответ ствуют Конвенции ООН 1978 г.
Конвенция ООН 1980 г. содержит положения, направленные на облегчение про хождения груза через границы (по таможенным вопросам). Для смешан ных перевозок предусмотрено приме нение процедуры таможенного тран зита, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством и международными конвенциями, уча стником которых является соответ ствующее государство.