Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
В систему Министерства юстиции Российской Федерации входят его территориальные органы, подчиненные ему иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Министерство юстиции и его органы выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, в первую очередь в сфере правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции осуществляют ряд полномочий правовоприменительного характера в сфере регулирования отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.
Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно самим Министерством, так и посредством деятельности органов юстиции, входящих в его систему: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. В систему Министерства юстиции входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий.
Таким образом, современное Министерство юстиции- это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий еди-о централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.
Правовое положение Министерства юстиции Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.), иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»1. Именно этими нормативными актами должно руководствоваться в своей деятельно-| сти Министерство юстиции РФ.
Важнейшее значение для определения содержания функций и задач Министерства юстиции Российской Федерации имеет постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 «Об утвер-I ждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», принятой в целях укрепления системы органов и учреждений юстиции Российской Федерации, повышения их роли и ответ-| ственности при реализации правовой политики государства.
В соответствии с названным Положением и иными нормативными ак-I тами на Министерство юстиции и его территориальные органы в соответствии с их компетенцией возлагается выполнение следующих основных | задач по реализации государственной политики в сфере юстиции:
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Прези-| дента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых | органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- государственная регистрация ведомственных нормативных актов цен-| тральных органов федеральной исполнительной власти;
- государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского | состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;
- регулирование сферы правового обслуживания;
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
- контроль за исполнением законодательства;
- обеспечение установленного порядка деятельности судов;
СЗРФ. 1999. №32. Ст. 4043.
Раздел III Государственные органы обеспечения охраны порядка
5 Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации
- обеспечение исполнения уголовных наказаний;
- осуществление исполнительной деятельности;
- правовая информатизация;
- развитие судебно-экспертных, научных и. образовательных учреждений юстиции;
- участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;
- руководство системой органов и учреждений юстиции, обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции.
Выполнение каждой из этих задач требует проведения обширного объема работы, направления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ и иных нормативных актах в виде основных функций Министерства юстиции РФ.
Самой значительной из них является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
В целях реализации этой функции, дальнейшего развития и совершенствования Российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:
- координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
- проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организации или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
- осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
- обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих
правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых было отказано;
- представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
- изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
- осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
- ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;
- участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации.
Расширение компетенции Министерства юстиции РФ в сфере законотворческой деятельности вызывается потребностями проведения общей правовой реформы и осуществляется Указами Президента Российской Федерации. Так, обязанность Министерства юстиции проводить юридическую экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, устанавливалась Указом Президента Российской Федерации «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» от 2 мая 1996 г.1
Контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ также возложен на Министерство юстиции Российской Федерации. Обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г.
|СЗРФ. 1996. №19. Ст. 2259.
280_____________Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
№ 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации».
Как одно из проявлений функции обеспечения нормотворческой деятельности, юридическая экспертиза правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий (п. «а», ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ или федеральному закону Минюст России представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Обеспечение единства правового пространства непосредственно связано и с реализацией Министерством юстиции контроля за ведомственным нормотворчеством. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов стала одной из важнейших функций Министерства, и ее реализация служит защите прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, оказывает прямое влияние на экономическую и социальную политику государства.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Принципиально важным шагом в организации этой деятельности стало наделение территориальных органов Минюста России полномочиями на проведение юридической экспертизы нормативных актов субъектов Российской Федерации. В 2001 г. была проведена юридическая экспертиза 52 тыс. нормативных актов, выявлено более 6 тыс. актов, не соответствующих федеральному законодательству.
Во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» Министерством создан Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Он ведется в территориальных органах юстиции всех ее субъектов, в него внесено уже около 100 тыс. правовых актов. Доступ к информационным ресурсам Федерального регистра может осуществляться через Интернет.
Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния. В Российской Федерации при координирующей роли Министерства юстиции сформирована единая система государственной регист-
Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации
рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ее создание обусловлено развитием рыночных общественных отношений. В рамках этой системы функционируют учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, 1700 филиалов их органов и представительств.
Усиление роли Минюста и его территориальных органов в процессе формирования гражданского общества прямо связано с государственной регистрацией общественных и религиозных объединений и контролем за соответствием их деятельности российскому законодательству и заявленным уставным целям.
После принятия в 1991 г. законодательства об общественных объединениях и свободе вероисповедания органы юстиции стали заниматься регистрацией юридических лиц. Регистрация уставов религиозных и общественных организаций (а с мая 1995 г. регистрируются уже сами общественные объединения) закрепляет их правовой статус: только зарегистрированное объединение получает права юридического лица. Прекращение состояния регистрации органами юстиции лишает общественное или религиозное объединение статуса юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особую значимость эта деятельность Минюста приобрела с вступлением в силу 14 июля 2001 г. Федерального закона «О политических партиях».
Положение о Министерстве юстиции РФ 1999 г. развивает регулирование названных полномочий. Минюст России ныне:
- осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций;
- осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности. Минюст РФ направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.
В целом в Российской Федерации на конец 2001 г. зарегистрированы более 162 тыс. общественных объединений различных организационно-
282______________Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
правовых форм. Только в центральном аппарате Минюста зарегистрированы 2246 общероссийских и международных объединений, в том числе 58 политических партий, 105 политических движений и 36 политических организаций. Тем самым Минюст способствует формированию многопартийности, становлению партий при соблюдении действующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. Министерству юстиции было предоставлено право осуществлять в известных пределах контроль за деятельностью общественных объединений. Этим Указом установлено, что при осуществлении контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям и задачам Министерство юстиции Российской Федерации имеет право:
а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;
б) привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Минюсте РФ 1999 г. оно наделено полномочием направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; а также направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.
Уже названным Положением на Министерство юстиции возлагаются функции федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации создается и система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Минюст России осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния. Эта функция реализуется, в частности, в том, что Минюст утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации гражданского состояния.
Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ .
1 См.: Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции
Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации
Положение о Минюсте России возлагает на министерство выполнение ! следующих обязанностей в этой сфере:
- обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание под стра-[ жей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их охрану, этапирование и ' конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и I осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Министерство юстиции организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах. Министерство осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом; организует разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Министерству юстиции предоставляется право реализации владения, пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью, арендовать имущество, осуществлять в установленном порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также сдавать в аренду указанное имущество и объекты, обеспечение технического обслуживания и охрану закрепленного за министерством имущества за счет выделенных на эти цели средств. Министерство осуществляет на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 1998 г. «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»1 на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России распространяется действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность соответствующих учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ. На Министерство юстиции возложена подготовка и утверждение в установленном порядке уставов, положений этих учреждений, органов и подразделений.
Министерство юстиции РФ проводит большую работу по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры уго-
Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3841); Федеральный закон от 3 июля 1998 г. (21 июля 1998 г.) № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613). ' СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5516.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
ловно-исполнительной системы в федеральных округах. В центральном аппарате Министерства образовано Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в федеральных управлениях - отделы с аналогичными функциями. В Главном управлении исполнения наказаний и территориальных органах созданы специальные службы по соблюдению прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Продолжается работа по совершенствованию нормативного регулирования деятельности мест лишения свободы. Так, приказом Министерства юстиции от 30 июля 2001 г. утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений1.
Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. утверждена федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)» выполнение которой позволит существенно улучшить условия деятельности сотрудников органов Уголовно-исполнительной системы, привлечь к труду десятки тысяч ныне не работающих осужденных.
Регулирование сферы правового обслуживания. Органы юстиции обязаны способствовать развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц. Задача Министерства юстиции Российской Федерации состоит в активном использовании таких методов регулирования в названной сфере, как лицензирование права деятельности по предоставлению платных юридических услуг, аттестация юридического персонала, усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание.
Министерство юстиции осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг. В этих же целях Министерство и его органы сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, стимулируя развитие правовой помощи гражданам и организациям.
Выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг определяется Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. Выдавшие лицензию органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом установленных законодательством требований. Контроль осуществляется путем рассмотрения заявлений и жалоб на деятельность лицензиата, проведения проверок. Органы юстиции вправе приостановить и аннулировать действие лицензий.
Положение о Минюсте России расширяет сферу лицензионного контроля, осуществляемого Министерством юстиции, в частности, относит к ком-
БНА. 2001. №35.
Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации
петенции Министерства вопросы аккредитации иностранных юридических фирм на территории России: выдает разрешение на открытие представительств иностранных юр"идических организаций на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. № 642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции РФ возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.
Осуществление этого полномочия относится Положением 1999 г. к числу основных функций Минюста России. Оно подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере; осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Взаимоотношения Минюста России, органов юстиции на местах с учреждениями адвокатуры предполагают содействие органов юстиции в создании условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных им законом прав и выполнения возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов. Территориальные органы юстиции ведут реестры адвокатов субъекта Российской Федерации (региональные реестры), выдают адвокату удостоверение, являющееся единственным документом, подтверждающим его статус (ст. 14, 15 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации)1.
Своеобразны отношения Министерства юстиции РФ и его территориальных органов с нотариатом. Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной Деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции Российской Федерации утверждает правила нотариального делопроизводства, совместно с региональными палатами органы юстиции определяют численность нотариусов в каждом регионе и территорию деятельности нотариусов, наделяют полномочиями лиц, временно замещающих нотариусов.
См.: Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. (31 мая 2002 г.) № 63-ФЗ // СЗ РФ.
2002. №23. Ст. 2102.
Раздел III Государственные органы обеспечения охраны порядка
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятым Государственной Думой 6 октября 1995 г., полномочия Министерства юстиции и его территориальных органов расширены: они обязаны осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата. Органы юстиции получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами. Органы юстиции вправе теперь направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса. В соответствии с Положением о Минюсте России 1999 г. Министерство юстиции не только наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, но и осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе соблюдения правил нотариального делопроизводства. Минюст России организует выдачу лицензий на осуществление нотариальной деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Положение о Минюсте РФ 1999 г. возлагает на Минюст осуществление обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения актов судов. Эти функции исполняет находящаяся в ведении Минюста служба судебных приставов, организационное и методическое руководство деятельностью которых возлагается на Минюст России. На Минюст возлагается также организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста. В 2001 г. произошли существенные изменения в нормативно-правовом, организационном и материально-техническом обеспечении их деятельности в связи с принятием Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Правовая информатизация. Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» и Положением о Минюсте РФ 1999 г., участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.
Минюст России осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика; организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информатизации в сфере юстиции.
Минюст представляет правовую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти; осуще-
Глава 16 Органы юстиции Российской Федерации
ствляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Министерство юстиции РФ организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации; внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно-исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.
Минюст обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции.
Министерство юстиции представляет Российскую Федерацию при организации межгосударственной системы правовой информатизации. Оно выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.
Правовое просвещение граждан также является одним из направлений деятельности Министерства и органов юстиции. Оно осуществляется с помощью использования различных средств правовой информации и преследует цель воспитания уважения к праву.
Министерство юстиции РФ представляет Российскую Федерацию в международном правовом общении и участвует в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. Так, Министерство юстиции в установленном порядке заключает соглашения с государствами - участни-| ками СНГ о реализации договоренностей по вопросам правовой информа-1 ции и подписывает соглашения об обмене правовой информацией. Мини-! стерство представляет согласованные с Министерством иностранных дел предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, и ведет соответствующие переговоры с уполномоченными представителями иных государств.
Министерство юстиции заключает соглашения о правовом сотрудничестве с органами иностранных государств и международными организациями, оказывает содействие судьям в выполнении этих договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции органов юстиции. В соответствии с Положением о Минюсте 1999 г. Министерство юстиции представляет в установленном законом порядке предложения о подготовке, ючении и исполнении международных договоров РФ о правовой по-
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
мощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также международных договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности. Минюст согласовывает в установленном порядке предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих правила, не предусмотренные законодательством Российской Федерации; дает в случае если это предусмотрено международным договором или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора. Ныне Россия имеет договорные отношения по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам более чем с 90 государствами мира.
Минюст РФ представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Минюст России исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.