Тема 12. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Контрольные вопросы к теме

1. Транспорт как источник исключительной социаль­ной опасности.

2. Видовая характеристика предмета транспортных преступлений.

3. Особенности элементов объективной стороны и кон­струкция составов транспортного преступления.

4. Проблемы выявления причинной связи в составах транспортных преступлений.

5. Специфика субъективной стороны составов транс­портных преступлений.

6. Квалификация транспортных преступлений и про­блема их разграничения со смежными составами преступ­лений.

Задачи

Задача 1.Во время тренировочного полета самолета в одномо­торном режиме командир дал команду бортмеханику Шестакову зафлюгировать правый двигатель после того, как было убрано шасси. Однако Щестаков, проявив невнима­тельность, нажатием кнопки зафлюгировал работающий левый двигатель, в результате чего оба двигателя оказа­лись в неработающем положении. Самолет, естественно, потерпел аварию, а члены экипажа получили различный по тяжести вред здоровью.

Вариант: самолет врезался в жилой дом, в результате чего двое жильцов были смертельно травмированы.

Задача 2. Командир самолета Фокеев, перевозя вахтовиков на новый нефтепромысел, взял на борт 33 человека, хотя по утвержденным нормативам допускалось брать только 12 пассажиров. В результате большой перегруженности само­лет вскоре после взлета упал на землю и разрушился. Мно­гим пассажирам был причинен различной тяжести вред здоровью.

Задача 3.При подлете к аэропорту командир самолета ИЛ-86 в нарушение действующих правил разрешил выполнить за­ход на посадку второму пилоту, который не был в достаточ­ной степени подготовлен к самостоятельному выполнению сложного элемента полета. На завершающем этапе посадки вторым пилотом были допущены ошибки в пилотировании, которые привели к более крутому снижению самолета с увеличением вертикальной скорости больше допустимой. В свою очередь командир упустил контроль за неправильны­ми действиями, поздно вмешался в управление, в результате чего самолет приземлился с большой вертикальной скоростью и разрушился от нагрузок, значительно превы­сивших предельно допустимые. Один из пассажиров скон­чался от сердечного приступа, не выдержав физических перегрузок.

Задача 4.Летчик противопожарной авиации Рюмин, пролетая над лесным массивом невдалеке от государственной границы, попал в грозу. Уходя от грозы, Рюмин израсходовал весь бензин и, совершая вынужденную посадку на территории сопредельного государства в районе оживленной автостра­ды, столкнулся с проходившей по трассе автомашиной. В результате столкновения два пассажира, находившиеся в салоне автомашины, были смертельно ранены. Сам Рюмин также получил тяжелое ранение.

Вариант: стараясь избежать столкновения, водитель автомашины резко свернул вправо и врезался во встреч­ный грузовик, оба пассажира были смертельно ранены.

Задача 5.Командир самолета АН-24 Фрезов получил по рации сообщение, что аэродром местного авиауправления закрыт тучами и ему надлежит совершить посадку в соседнем го­роде. Однако, надеясь на свой опыт, Фрезов решил пробиться сквозь тучи и совершить посадку на родном аэро­дроме. С этой целью он решил идти на "бреющем полете", но зацепился крылом за электропровода и во время посад­ки совершил аварию. Трем пассажирам был причинен тяж­кий вред здоровью, а самолет был серьезно поврежден.

Вариант: в результате аварии командиру самолета Фрезову был причинен тяжкий вред здоровью.

Задача 6.Капитан нефтеналивного танкера "Факел" Юсаткин, управляя судном при выходе из порта в условиях, требую­щих особого внимания, не принял мер к усилению вахты, не выставил впередсмотрящего, не уточнил места нахождения судна, не сделал прокладку курса на навигационной карте, а затем передоверил управление судном рулевому, указав неправильный курс. В результате танкер столкнулся с ры­боловецким сейнером "Касатка", капитан которого в нару­шение правил передоверил управление судном опытному матросу ("морскому волку"), спустившись на короткое время в свою каюту за сигаретами. Получив сильное повреж­дение, "Касатка" стала тонуть. Капитан "Факела", не оказав помощи экипажу "Касатки", вернулся в порт. На следствии он пояснил, что, боясь затопления собственного танкера, получившего серьезное повреждение, он вернулся в порт, чтобы устранить повреждение.

Задача 7.Во время международной парусной регаты рулевой яхты "Акула" Торопов при повороте у сигнального буя столкнулся с обгонявшей его испанской яхтой "Андалусия", в результа­те чего последняя опрокинулась и парусом накрыла яхтсме­на, который оказался в опасном для жизни состоянии и явно нуждался в помощи. Однако Торопов, стремясь прийти пер­вым и выиграть гонку, продолжил гонку, не оказав своему спортивному сопернику помощи. Яхтсмен утонул.

Вариант: яхтсмена удалось спасти.

Задача 8.Ольгин, работая помощником капитана буксирного ка­тера "Стремительный", в состоянии опьянения управлял катером, возвращаясь с причала на свою базу. Ведя катер не по правой, а по левой стороне бухты, Ольгин врезался в стоящий на якоре пароход, причинив обоим судам повреж­дения на сумму 10,3 тыс. рублей. Два матроса "Стремитель­ного" получили тяжкие увечья.

Вариант: от столкновения пять пассажиров парохода выпали за борт и стали тонуть, однако помощник капитана катера, не оказав им помощи, продолжил свой путь.

Задача 9.Титов, капитан теплохода "Отрада", заступил на вах­ту в состоянии опьянения, невнимательно отнесся к своим обязанностям, не включил радиостанцию для согласования действий со встречными судами. Около 23 часов навстречу теплоходу выплыл грузовой теплоход "Илья Муромец". Капитан "Ильи Муромца" стал вызывать по рации "Отра­ду" для согласования расхождения судов. Титов стал ма­неврировать, старался избежать столкновения судов, но сделать этого не смог. Вахтенный матрос "Отрады" при столкновении получил тяжкую травму. Ущерб от столкно­вения составил 15 тыс. рублей.

Вариант: видя, что "Илья Муромец" стал тонуть и зная, что на нем вышла из строя радиостанция, капитан "Отрады", однако, никому об этом не сообщил.

Задача 10.Некий Гаврилов самовольно сел на площадку вагона грузового поезда, следовавшего в восточном направлении, чтобы доехать до разъезда Пикетное Омской области. Доехав до места назначения, Гаврилов с целью уменьшения скорости движения поезда до отказа закрутил ручку тор­моза вагона. В связи со следованием поезда в заторможен­ном состоянии до станции Марьяновка на колесных парах образовались "ползуны" в 4 - 4,5 мм. Это вызвало аварию поезда, в результате которой помощник машиниста был тяжело травмирован, а состав был задержан на 22 часа 45 минут.

Задача 11.Матросов и Кошкин решили отомстить обходчику Мирошкину и ночью пришли на железнодорожное полотно, где с помощью лома вынули из шпал 23 костыля. В результате этого дрезина, которая вскоре шла по полотну, потерпела аварию, а работники Жданов и Щетинин, которые ехали в ней, были тяжело травмированы.

Задача 12.Для того чтобы показать свою "бдительность" и "об­разцовое" выполнение обязанностей, путевой обходчик Маковецкий перед следованием поезда по его участку повре­дил железнодорожное полотно, а затем, дождавшись поез­да, побежал ему навстречу и остановил в 200 метрах от места повреждения. С помощью машиниста он за 20 минут восстановил путь, за что впоследствии был отмечен денеж­ной премией.

Вариант: машинист не заметил сигнала, подаваемого Маковецким, и поезд потерпел крушение.

Задача 13.Дюсикеев и Чанов возвращались домой в нетрезвом со­стоянии. При переходе железной дороги из хулиганских по­буждений положили на четный путь бревно длиной 2,5 мет­ра, диаметром 13 сантиметров, а на нечетный, главный путь - стандартную шпалу, бывшую в эксплуатации. Такую же шпалу положили на рельсы подъездного пути. После этого отбежали в сторону и стали наблюдать за последствиями. Тепловоз грузового поезда, проходивший по главному, нечетному, пути со скоростью 60 км/час, сбил шпалу с рельсов и прошел без последствий. Тогда Дюсикеев и Чанов вновь положили на этот же путь шпалу и скрылись. Машинист тепловоза сообщил по рации дежурному по станции и маши­нисту встречного грузового поезда о наличии шпал на путях, и препятствия были устранены без последствий.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства 1995. № 50. Ст. 4873.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 2. - Ст. 226.

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А.Шевякова" // Вестнике Конституционного Суда РФ. – 2001. - N 5.

Постановление Правительства от 26 декабря 2002 года « Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформлении его результатов // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (часть II). Ст. 5233.

Правила дорожного движения РФ. Утверждены Правительством РФ от 23 октября 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. – 1999. - 25 мая.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном» // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1970. № 1; 1971. № 4.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 октября 1970 года «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР. 1924-1986. - М. 1987. С. 694-702.

Литература

Галахова А.В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений. – М. 1990.

Козаченко И.Я., Ишутин Е.А. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных оценок. – Тюмень. 1991.

Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация, ответственность, предупреждение. - Владивосток. 1992.

Куринов Б.А. Квалификация транспортных преступлений. - М. 1965.

Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовно-правовые проблемы. - Саратов. 1988.

Наши рекомендации