Феномен развивающихся стран и традиционный Восток
Изучению развивающегося мира посвящено множество специальных работ и немало сводно-обобщающих трудов, авторы которых стремились понять и объяснить этот феномен. Можно заметить и оп-ределенную тенденцию в интерпретации связанных с ним проблем, эта тенденция долгие годы была почти одинакова как для марксистской, так и немарксистской историографии. Суть ее в том, что если на раннем этапе изучения проблем, в середине нашего века, многое казалось достаточно простым и легко прогнози-руемым (прогнозы обычно сводились к тому, что с помощью извне развивающиеся страны сравнительно быстро преодолеют отставание и станут практически равными развитым государствам, разве что сохранив при этом некоторую национальную специфику), то позже наступило время пересмотра первоначальных по-зиций. Стало ясно, что проблемы много сложнее, нежели то казалось раньше, и что не все страны разви-вающегося мира вдут в том направлении, как то вначале считалось чуть ли не само собой разумеющимся. Еще позже, особенно наглядно после иранской революции 1978—1979 гг., специалистам стало очевидно, что и проделанный уже пересмотр прежних позиций недостаточен. Мало сказать, что многие страны разви-вающегося мира не догоняют передовые, если даже не отстают от них еще больше. Мало зафиксировать, что развитие ряда стран современного Востока идет весьма своеобразно, во всяком случае никак не класси-ческим путем к капитализму (проблема поисков альтернативного развития, и в частности экспериментов в марксистско-социалистическом духе, заслуживает особого разговора). Нужно теперь говорить и о том, что по меньшей мере часть развивающегося мира просто не хочет, а то и не может идти в том направлении, ка-кое ранее считалось едва ли не обязательным для всех. Но почему же так? И как все это понимать?! Причин здесь много, еще больше сложных проблем — достаточно напомнить хотя бы о нарушившемся в разви-вающихся странах демографическом балансе, результатом чего является все убыстряющийся рост нищеты, необеспеченности, детской смертности и, как следствие всего этого, отсталости. И хотя эта отсталость от-теняется некоторыми внешне бросающимися в глаза экономическими успехами, олицетворенными этажами высотных зданий в столицах и обилием автомобилей и радиоэлектроники в быту зажиточных слоев населе-ния, нельзя забывать, что подчас все это практически не заработано, а взято в долг, т. е. построено за счет займов, а то и чужими руками. И если некоторые из стран, богатых ресурсами, нефтью, оказались в выгод-ном положении и сумели стать не должниками, а кредиторами, значит ли это, что для них проблемы разви-тия решены, даже если построена (опять-таки чужими руками, хотя и за свои деньги) современная про-мышленная база?
Перечень подобных вопросов легко продолжить, причем все они свидетельствуют о существовании ост-рых, болезненных и пока еще нерешенных проблемах. Но в чем же в конечном счете корень всех этих про-блем? Почему в богатых арабских странах не все бедуины торопятся переселяться в небоскребы, предпочи-тая им своих верблюдов в бескрайних песках Аравийской пустыни? Почему в Иране цвет грамотной моло-дежи, студенты, так охотно помогли своим муллам установить в стране режим средневековой теократии? Почему во многих африканских и азиатских странах столь непропорционально большую для «нормально-го» капиталистического развития долю экономики берет под свой контроль государство, централизованный бюрократический аппарат, со всеми вытекающими из этого негативными для развития страны последст-виями (коррупция, незаинтересованность в рентабельности и модернизации предприятий, экономическая неэффективность и т. п.)?
Почему, почему, почему?.. Нет никаких сомнений в том, что ответ в первую очередь следует искать в самой традиционной структуре неевропейских обществ — той самой, которая со времен античности стала резко, принципиально отличаться от европейской, где все было поставлено на службу частной собственно-сти и собственникам и где за долгие века развития были созданы почти идеальные условия для динамичной эволюции с ее все ускорявшимися темпами. Конечно, неевропейский мир, будучи взломан европейским ко-лониальным капиталом уже в XVI в., на протяжении ряда последних веков вынужден был приспосабли-ваться к изменившимся условиям, следствием чего была некоторая трансформация его традиционной структуры. Иными словами, в неевропейских обществах возникали и понемногу утверждались те условия, которые в капиталистической Европе столь способствовали прогрессу. Тем самым колониальные страны как бы приближались к европейским стандартам, причем в силу необходимости проделывали это весьма быстрыми темпами — обстоятельство, способствовавшее созданию упоминавшейся уже иллюзии, что еще совсем немного — и неевропейский мир догонит капиталистический Запад. Однако во второй половине нашего века события, как о том шла речь, стали развиваться иначе. Что же случилось?
Случилось то, что европейские специалисты недооценили потенциал традиционной неевропейской структуры. Иллюзия ускорявшегося сближения, темпы которого достигли кульминации на рубеже XIX—XX вв., особенно в годы так называемого пробуждения Азии, скрыла реальную силу этого потенциала, ко-торый в то время был подорван общей для всего неевропейского мира кризисной ситуацией и не мог опра-виться от энергичного давления вестернизации в экономике, культуре и иных сферах жизни. Это ослабле-ние — более кажущееся, чем действительное, скорее внешнее, нежели глубинно-внутреннее,— рождало ил-люзию быстрого и неизбежного крушения традиционных структур. Однако традиции оказались достаточно сильны, а более близкое знакомство с европейской культурой и свойственными ей материальными ценно-стями и ставкой на материальный успех в качестве ее генеральной установки тоже сыграло свою негатив-ную роль в деле ослабления темпов вестернизации и способствовало усилению внимания к собственным фундаментальным религиозно-культурным ценностям и традициям, лежавшим в основе великих цивилиза-ций Востока. Этот феномен с особой силой проявил себя тогда, когда неевропейские страны обрели незави-симость и вплотную встали перед нелегкой проблемой выбора пути.
Вопрос о выборе пути всегда нелегок. Конечно, хотелось бы жить так, как живут на Западе, и иметь все то, что имеют развитые страны. Но по силам ли это развивающимся странам? И как, какими силами и сред-ствами, какой ценой добиться этого?
Словом, развивающийся мир оказался перед нелегкой дилеммой: идти далее тем же путем и практиче-ски с теми же результатами, что и прежде, или резко изменить многие установки?
Разные страны Востока решали эту дилемму различно. Каждая делала свой выбор, выбирала собствен-ный путь. Но кое-что при этом зависело и от объективных обстоятельств. И здесь важно ввести в анализ еще один важный фактор — момент культурной традиции, той великой цивилизации, в рамках которой ис-торически существовало данное общество.
Такого рода цивилизаций немного. Из числа активно функционирующих в наши дни и во многом опре-делявших культурные традиции на протяжении многих веков, а то и тысячелетий необходимо назвать ара-бо-исламскую, индо-буддийскую, китайско-конфуцианскую. Можно упомянуть также латиноамериканскую и, с некоторыми оговорками относительно отсутствия внутренней цельности и единого для всех религиоз-ного начала, африканскую. Конечно, в рамках каждой из этих цивилизаций есть немало внутренних разли-чий, особенно в уровне развития, образе жизни, но при всем том каждая из перечисленных цивилизаций за долгие века и тысячелетия своего существования создала немало общего и цельного, свойственного только тем народам, культурам и традициям, которые формировались и существовали под воздействием этих ци-вилизаций и определявших их параметры религиозных доктрин.
Современная практика показывает, что наиболее удачно адаптировались в современном мире страны дальневосточной конфуцианской цивилизации во главе с Японией, которая продемонстрировала необычай-ные для остального неевропейского мира потенции — не столько глубинно-внутренние, сколько из сферы умения заимствовать, отбирать заимствованное и оптимально его использовать. Под влиянием Японии не-малых успехов достигли и некоторые другие страны этого региона, включая и Китай, демонстрирующий в наши дни завидные успехи в развитии, особенно после радикальных реформ внутренней структуры. Совсем иначе обстоят дела, скажем, в странах Африки. Немалые проблемы возникли перед странами исламского мира, индо-буддийской цивилизации, а также перед народами Латинской Америки. Есть в этих проблемах много общего, характерного для всего современного развивающегося неевропейского мира, но немало и различий, восходящих к цивилизационным основам каждого из регионов.
Все это не ускользнуло от внимания специалистов, особенно после иранской революции, когда стали много писать о феномене фундаментализма и самоидентификации, т. е. о стремлении развивающихся стран ориентироваться более на собственные цивилизационные и религиозно-культурные истоки, нежели на вес-тернизованные обезличенные эталоны развития. Появились новые концепции, авторы которых стремились объяснить современные процессы и ближайшие перспективы развивающегося мира с новых теоретических позиций, например с позиций теории синтеза, суть которой сводится к своего рода конвергенции, т. е. соче-танию определенных признаков и элементов европейской и неевропейской структур в рамках некоего гене-рального синтеза. Появилась также концепция, согласно которой выдвижение на передний план законо-мерностей социально-экономического процесса применительно к развивающемуся миру вообще едва ли оправданно и что следует отдать приоритет анализу прежде всего цивилизационного начала.
Несложно заметить, что все эти поиски и позиции исходят из признания того, что роль традиционных элементов в развивающемся мире следует решительно переоценить, что цивилизационная основа неевро-пейских стран отнюдь не поколеблена, даже окрепла и что наиболее вероятной перспективой является раз-витие этих стран с ориентацией на собственные фундаментальные ценности, на вековые традиции с учетом религиозно-культурных принципов и норм, соответствующих им социально-семейных отношений и всего образа жизни. Но все сказанное означает, что для более адекватного понимания протекающих в современ-ном развивающемся мире жизненно важных процессов необходимо хорошее знание традиционных струк-тур, в рамках которых эти процессы идут. Иными словами, нужно хорошее знание истории неевропейского мира.
Неевропейский мир и традиционный Восток — понятия не идентичные. Под словом «Восток» имеются в виду прежде всего страны Азии и Африки. И хотя при этом остаются в стороне вся Латинская Америка и некоторые другие районы мира, история Востока все же остается не только главным, но и типовым, эталон-ным образцом для понимания традиционной основы всего развивающегося мира. Другими словами, тради-ционный Восток — в определенном смысле ключ к пониманию проблем всего неевропейского мира. В этом актуальность его изучения, причем такого изучения, которое не сводится к вписыванию истории Востока в евдопоцентристские схемы, что не раз случалось в прошлом и что оправдывалось необходимостью соблю-сти единство всемирно-исторического процесса. История Востока должна быть понята и описана такой, ка-кой она была; она должна подвести к тому, что собой представляет Восток в наши дни.
Глава 2