Первичные дилеры и андеррайтеры, их функции

С начала функционирования российского рынка государственных ценных бумаг, точнее говоря, рынка ГКО-ОФЗ, Центральный банк России взял на себя задачу поддержания ликвидности, поскольку ее обеспечение в определенном смысле может рассматриваться как характеристика стабильности рынка. Таким образом, необходимо было разработать некую систему, которая могла бы справиться хотя бы с частью возникших задач. Одним из широко используемых способов выхода из подобных ситуаций является создание института первичных дилеров и андеррайтеров, который обычно выполняет функции посредника между рынком и монетарными властями.
Введение в октябре 1996 г. института первичного дилерства (в которого в последующем вошли и андеррайтеры) стало следующим эволюционным (и, в некотором смысле, неизбежным) этапом функционирования рынка государственных ценных бумаг. Для Центрального банка РФ значительно упростились задачи и обязательства, взятые им на себя перед Минфином, так как уже сейчас первичные дилеры полностью поддерживают ликвидность рынка в том смысле, что только они имеют право поддерживать котировки в торговой системе. От образования системы первичных дилеров выиграл не только ЦБ РФ, но и банки, получившие статус первичного дилера. Основное их преимущество состоит в том, что право первичного дилера выставлять в торговую систему заявки с сохранением котировок уже подразумевает участие первичного дилера в качестве хотя бы одной стороны при совершении сделки, что дает ему не только значительную свободу действий на рынке, но и возможности проведения арбитражных операций.
На вторичных торгах первичные дилеры обязаны гарантировать соответствующий уровень ликвидности по группе выпусков или по всему рынку в целом (в зависимости от того, что предусмотрено в договоре). Однако и это требование может изменяться: от общих и точно не установленных обязательств обеспечивать ликвидность через постоянное присутствие на рынке до весьма конкретных требований на максимальную величину спрэда и минимальный объем заявок.


14. Формы размещения государственных и муниципальных ценных бумаг в России.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно с учетом его структуры разделить на:

— первичный — обеспечивает размещение различных видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей);

— вторичный — в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Структура же рынка ценных бумаг состоит из отношений, возникающих в связи с деятельностью по эмиссии и обращению эмиссионных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства.

Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства.

Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги особенно эффективны в условиях развития рынка ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников, в числе которых главенствующее положение занимают центральные банки. Они не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты на участие в качестве посредников коммерческих банков.

Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение.

Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные.

Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона с указанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетом содержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть на конкурентной и неконкурентной основе.

Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощью посредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иные кредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Эта процедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее.

При индивидуальном размещении министерство финансов по поручению правительства ведет переговоры с крупными инвесторами о получении кредита под выпуск долговых обязательств. Оговариваются условия получения кредита (объем выпуска, процентная ставка и проч.).

Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не только центральные, но и местные органы власти (муниципальные долговые обязательства).

Рыночные государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными, поэтому они активно продаются на вторичном рынке.

Наши рекомендации