Устойчивое инновационное развитие
Как уже отмечалось, политическая стратегия предполагает не только правильный выбор цели усилий социального субъекта на определенном историческом этапе, но и путей, ведущих к ее достижению. В литературе и общественно-политической практике путь движения к сформулированной цели общественного развития также принято обозначать термином «стратегия».
Выше было показано, что стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Характер будущего состояния общества — организация общественного производства на основе информационных технологий — предопределяет и путь движения к такому обществу. В научной литературе и политических документах нашего государства этот путь определяется как устойчивое инновационное развитие. Как видно, данная формула отражает два взаимосвязанных аспекта процесса общественного развития - его устойчивость и его инновационный характер. Рассмотрим их основное содержание.
Понятие «устойчивое развитие» появилось в начале 70-х гг. XX в. Широкое применение в научном и политическом лексиконе оно получило после опубликования в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию доклада под названием «Наше общее будущее». В нем под устойчивым понималось такое развитие, которое «отвечает потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [15]. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию, которая приняла документ «Повестка дня на XXI век», известны как
«Повестка XXI». В документе разработан подробный план действий мирового сообщества, способных вывести мир из его нынешней неустойчивой модели экономического роста к мерам, обеспечивающим охрану и возобновление ресурсов окружающей среды, от которых зависит экономический рост и развитие. Содержащиеся в «Повестке XXI» теоретические положения и основанные на них практические подходы по обеспечению развития мирового сообщества в рамках XXI в. составляют концепцию устойчивого развития.
Появление концепции устойчивого развития вызвано ставшими очевидными к началу 1970-х гг. негативными последствиями индустриального покорения природы и ее потребительского использования как дарового ресурса. Научно-технический прогресс принес с собой не только несомненные блага для людей, но и породил комплекс глобальных проблем, поставивших под угрозу существование самого человечества. Та экономическая модель, по которой страны мира развивались в течение тысячелетий, Конференцией в Рио-де-Жанейро была признана в дальнейшем неприемлемой. Неконтролируемый экономический рост ведет к тому, что стабильность биосферы может быть полностью разрушена в течение жизни нескольких поколений. Рост обеспокоенности за будущее человечества и осознание того, что сохранение жизни на Земле носит характер борьбы со следствиями, а не с причинами, ведущими к катастрофе, поставили в повестку дня поиск и разработку иной, более перспективной и безопасной для биосферы и общества модели развития.
В качестве альтернативной модели развития стран и человечества в целом ныне признается устойчивое развитие. Под таковым понимается глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом [16].
Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.). Концепция исходит также из необходимости стабилизации численности населения Земли (что зависит главным образом от политики развивающихся стран) и отказа от излишеств в потреблении (что относится преимущественно к населению индустриально развитых стран). Воплощение идеи стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной среды и ориентированного на нужды нынешнего и будущих поколений, может произойти в достаточно отдаленной перспективе, однако сам переход к устойчивому развитию должен осуществиться в текущем XXI в., в его первой половине.
Отвечая на призыв Организации Объединенных Наций к государствам мира осуществить переход к новым принципам организации экономической жизни, в нашей стране в 1997 г. впервые была разработана и одобрена правительством Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, а в 2004 г. был разработан и принят аналогичный документ на период до 2020 г. [17]. Главное внимание в нем уделяется гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных и взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика». В основу документа положены индикаторы, установленные ООН по характеристике социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.
Нет необходимости излагать все основное содержание представляемого читателям документа. О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:
• человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства;
• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых ценностей.
Инновационный (от лат. — обновление, перемена) аспект обеспечения достижения стратегической цели развития Беларуси является конкретизацией и развитием принципов концепции устойчивого развития.
Согласно Оксфордскому английскому словарю (1989) первое объяснение понятия «инновация» содержится в книге англичанина Джона Бренда (1553). В ней рассказывается о неком замечательном человеке, амбициозный ум которого был «склонен к инновациям». Обладая большим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени [18]. В современной литературе под инновацией принято понимать новшество, прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы [19]. Соответственно понятие «инновационное развитие» обозначает прогрессивные изменения в какой-либо области жизнедеятельности человека и общества, полученные путем нововведений.
Понятие «инновационное развитие» вошло в широкий научный оборот и социально-политическую практику на постсоветском пространстве сравнительно недавно. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г. Можно сказать, что с этого момента идея инновационного развития становится важнейшим составным элементом идеологии белорусского государства. Ныне она получила свое закрепление в утвержденной Указом Президента страны Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. [20].
Между тем идея обеспечения общественного прогресса путем нововведений, которые приводят к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества и природы, сама по себе не новая. Она присутствовала в идеологии советского государства под такими, например, названиями, как индустриализация страны, электрификация и химизация, механизация и автоматизация народного хозяйства, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, превращение науки в непосредственную производительную силу. В западном обществоведении и политической практике идея инновационного развития содержалась в понятии «модернизация», которое означало вытеснение традиционных форм деятельности в различных областях общественной жизни рационально организованными. В основе инновационной установки лежит представление, что искусственные, рационально сконструированные формы деятельности могут быть совершеннее и эффективнее естественных, унаследованных от прошлого. Современные, индустриально развитые общества представляют собой результат проникновения инноваций в сферы их жизнедеятельности.
С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус инноваций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Сегодня утверждается представление, согласно которому естественное в жизнедеятельности людей находится в хрупкой гармонии с искусственным, незаменимой и нуждающейся в сбережении и защите. Поэтому ныне статус безусловной приобретает установка на коэволюцию природного и общественного процессов, предполагающая уже не вытеснение и покорение естественного искусственным в жизнедеятельности людей, а их взаимную согласованность. В соответствии с этой установкой приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений. Из этой установки должны исходить и программы обеспечения инновационного характера развития общества на современном историческом этапе.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь своим главным приоритетом имеет перевод национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели. Ее выполнение позволит обеспечить необходимый рост валового внутреннего продукта* за счет внедрения инноваций, модернизации материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий. В соответствии с Государственной программой в 2007-2010 гг. предусматривается создание 100 новых предприятий и важнейших производств, 386 новых производств на действующих предприятиях, модернизация 609 промышленных предприятий за счет внедрения около 900 передовых технологий. К 2010 г. планируется увеличить долю инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности до 25%. Доля новой продукции в общем объеме выпускаемой продукции составит около 19%, а количество сертифицированной продукции достигнет 70%, что соответствует уровню высокоразвитых стран. Причем особое внимание в процессе модернизации будет уделено повышению эффективности материального производства на основе энерго- и ресурсосберегающих, наукоемких технологий, что соответствует и задачам обеспечения устойчивого развития страны в более дальней перспективе [21].
Таким образом, продвижение нашей страны по пути устойчивого инновационного развития вплотную приблизит ее к постиндустриальной стадии, что поставит ее по уровню жизни народа вровень с экономически развитыми странами.