Интересам и вовлечение населения на решение важнейших социально значимых проблем

В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников пред­приятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работода­телей и Правительство РФ. Принимаемые комиссией генеральные соглашения определяют основные меры, которые надлежит прово­дить государству и работодателям в области развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов и поднятия уровня жизни населе­ния, охраны труда и обеспечения экономической безопасности и в других сферах с целью создания надлежащих условий для труда, от­дыха и материального обеспечения работников.

Значительную поддержку государство, органы исполнительной власти получают от разного рода общественных фондов, благотво­рительных организаций, общественных учреждений в решении со­циальных проблем и оказании действенной помощи нуждающимся и малообеспеченным слоям населения, улучшении материального обеспечения организаций и учреждений в сфере науки, образования, культуры и спорта, при защите социальных прав населения от пося­гательств со стороны органов государства и недобросовестных пред­принимателей.

В Российской Федерации значительная часть общественных объе­динений, ставит своей целью оказание действенной поддержки эко­номическим реформам, проводимым государством, защиту и охрану от нарушений прав собственников, предпринимателей, менеджеров, работодателей и других лиц, действия и усилия которых направлены на развитие и упрочение рыночных отношений.

Необходимым условием плодотворного сотрудничества государства и общественных организаций является их деятельность в рамках за­конности, при неукоснительном соблюдении действующих законов, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Федеральный закон, предоставив широкие права общественным объединениям, одновре­менно устанавливает действенный механизм применения к ним от­ветственности. Названный механизм позволяет обеспечить надежную охрану интересов государства, граждан и иных лиц от посягательств со стороны общественных объединений, равно как и защиту их прав и интересов в процессе привлечения к ответственности.

К общественным объединениям, совершившим правонарушение, могут применяться различные меры государственного принуждения,

вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации. Деятель­ность общественных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению суда. Такая мера применяется в случаях: 1) совершения общественными объединениями действий, направленных на насильственное изменение основ конституцион­ного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности го­сударства, создания вооруженных формирований, разжигания соци­альной, расовой, национальной или религиозной розни; 2) осуще­ствления действий, противоречащих уставным целям.

Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта Российской Федерации вносит в руководящие органы соответствующих обще­ственных объединений представление об выявленных правонаруше­ниях и устанавливает месячный срок для их устранения. О результа­тах принятых мер по представлению должно быть сообщено проку­рору в письменной форме. Если выявленные нарушения не были устранены, прокурор обращается с заявлением в суд, который может вынести решение о приостановлении деятельности общественного объединения.

Суд может приостановить деятельность общественного объеди­нения и по заявлению Министерства юстиции РФ или его террито­риальных органов, если общественная организация не прекратила своей деятельности, противоречащей уставным целям, после двух официально вынесенных ими письменных предупреждений.

Общественное объединение, деятельность которого приостанов­лена решением суда, ограничивается в правах лишь частично. Оно не может организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением случаев, прямо указанных в за­коне, В то же время общественное объединение может участвовать в деятельности органов государственной власти, представлять и защи­щать свои права, осуществлять в соответствии со своим уставом пред-[рринимательскую деятельность.

Общественное объединение может быть ликвидировано по ре-ению суда по одному из четырех оснований: 1) если цели и дей-

ия общественного объединения направлены на насильственное вменение основ конституционного строя и нарушение целостно-РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных армирований, разжигание социальной, расовой, национальной

или религиозной розни; 2) в случае виновного нарушения конститу­ционных и иных прав и свобод граждан; 3) в случае неоднократных или грубых нарушений законов и иных нормативно-правовых актов-4) при систематическом осуществлении деятельности, противореча­щей уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации общественного объединения может обращаться только Генеральный прокурор Российской Феде­рации либо прокурор субъекта Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда влечет прекращение его деятельности полностью, в том числе без права его слияния, при­соединения и преобразования.

3. Политические партии

Политическая система Российской Федерации характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональных и региональ­ных партий среди которых можно выделить три основные группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ста­вящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию современных буржу­азных государств, 2) партии национально-патриотической ориента­ции, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориен­тированные на воссоздание и укрепление отечественной многона­циональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан; 3) партии со­циалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического стро­ительства в России.

В конечном итоге все политические партии призваны объединять граждан по политическим интересам и вовлекать их в политическую деятельность,способствовать реализации их конституционного пра­ва на участие в делах государства. В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия политические партии России имеют реальную возможность осуществлять многообразную политическую деятельность, в том числе:

беспрепятственно разрабатывать взгляды, идеи относительно экономического, политического правового устройства Российской Федерации и путей воплощения этих положений в реальной жизни;

пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массо­вой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем изда­ния монографических и научно-популярных работ;

вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах Президента РФ, депутатов Государ­ственной Думы, представительных (законодательных) органов субъектов РФ, проводить программные установки через членов партии, избранных депутатами Государственной Думы и представи­тельные органов субъектов РФ.

Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать действитель­но независимой организационной формой объединения и выраже­ния политических интересов населения, его вовлечения в активную политическую деятельность. Созданные в начале 90-х годов, политические партии выражают не столько политические интересы от­дельных социальных слоев, групп общества, сколько политические мировоззрение лидера партии и его команды. Но как оказалось впос­ледствии, у значительной части лидеров отсутствовали и четкие пред­ставления о путях реформирования России, развития ее экономи­ческого строя и совершенствования политической власти. Поэтому программные положения многих партий по вопросам их стратегии и тактики, конечных результатов реформирования общества и государ­ства были заимствованы из программ других партий и лишены ори­гинальности.

Отчуждение большинства партий от народных масс не преодоле­но и по настоящее время. По-прежнему партии не ведут постоянной и системной работы с населением с целью повышения его полити­ческого и правового сознания, вовлечения граждан в активную по­литическую деятельность. Периодические издания партий не пользу­ются большой популярностью у населения, а большинство партий и вовсе их не имеет. Партии лишены доступа к радио и телевидению. Государство значительно чаще предоставляет эфирное время рели­гиозным деятелям, чем политическим.

Партии, как правило, не ведут разъяснительной, пропагандист­кой деятельности и на уровне трудовых коллективов, в процессе не­посредственного общения с населением, стоят в стороне от борьбы рабочих и иных трудящихся за свои социально-трудовые права. Свою неготовность к руководству рабочим движением признает даже Ком­мунистическая партия РФ. В докладе на IX пленуме ЦК КПРФ в декабре 1996 г. ее лидер ГА. Зюганов вынужден был констатировать, что в руководстве партии нет даже специального ответственного ра­ботника на уровне секретаря, который мог бы координировать уси­лия партийных органов и профсоюзного и рабочего движения, обес­печить агитационно-пропагандистскую деятельность по разъясне­нию позиции партии.

Оторванные от политических интересов населения, партии основ­ной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъек­тов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвы­борной кампании политические партии просыпаются от «спячки»и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропа­гандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая реальных и конкретных путей их воплощения в реальной жизни.

Население достаточно скептически относится к большинству предвыборных обещаний политических партий, о чем свидетельству­ют итоги голосования по выборам в Государственную Думу. Лишь нескольким партиям удается собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в Государственную Думу. Социоло­гические опросы неизменно фиксируют по преимуществу негатив­ное или нейтральное отношение населения к политическим парти­ям и своему участию в их деятельности. В частности, по данным не­которых опросов, лишь 10% населения воспринимает свое право на участие в политических партиях как жизненно важное, необходимое. Население отдает явный приоритет своим правам на социальную за­щиту, судебную защиту, на неприкосновенность личности, жилища, имущества (80 % ответов лиц, участвовавших в опросе).

Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступил в новую фазу своего развития,когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-ни­будь значительную часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями. В конечном итоге этот процесс должен привести к созданию нескольких партий, реаль­но представляющих и отражающих интересы той или иной части на­селения России. При этом конкуренция и борьба развернется между партиями, представленными в органах государственной власти и под­держивающими курс государства, и партиями, стоящими в оппози­ции к этому курсу и предлагающими другой путь развития общества и государства, решения актуальных экономических, политических и иных проблем. Реально такая борьба уже идет между партиями социа­листической ориентации, претендующими на защиту и выражение интересов рабочего класса и всех трудящихся, и партиями, поддержи­вающими интересы новой российской буржуазии и отстаивающими курс экономических реформ и проведение дальнейших мер с целью упрочения рыночных отношений в России.

На организацию и деятельность политических партий негативно влияет отсутствие надлежащей законодательной базы. До сих пор Го­сударственная Дума не может принять федеральный закон по вопро­сам правового положения политических партий и порядка их деятель­ности. Законодательный пробел частично восполняется нормами За­кона СССР об общественных объединениях, а также применяемыми по аналогии нормами одноименного федерального закона. Однако значительная часть принципиально важных специфических вопросов реализации конституционного принципа многопартийности остает­ся нерешенной. В частности, отсутствует легальное определение по­нятия «политическая партия», не урегулирован порядок взаимодей­ствия партий и органов государственной власти привлечения к ответ­ственности партий за нарушения Конституции РФ и федеральных законов, возможность и порядок финансирования партий иностран­ными государствами, организациями и гражданами.

Часть 2 ст. 31 Федерального закона «Об общественных объедине­ниях» запрещает политическим партиям и политическим движени­ям получать финансовую и иную материальную помощь от иност­ранных государств, организаций и граждан на деятельность, связан-I ную с подготовкой и проведением выборов. Тем самым создается впечатление, что в остальных случаях политические партии могут получать материальную помощь из-за рубежа. Однако подобная прак-[ тика вряд ли будет способствовать развитию и укреплению полити-! ческой активности населения, выражению его интересов политичес-I кими партиями, состоящими на содержании у зарубежных государств и организаций. Поэтому надлежащее законодательное решение это­го и других вопросов организации и деятельности политических | партий требует настоятельного принятия соответствующего феде-Iрального закона.

14. Религиозные объединения

Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским госу­дарством,что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов. Светский характер государства выра­жается прежде всего, в том, что религиозные объединения никак не вмешиваются в деятельность государственных органов при осу­ществлении правосудия, регистрации актов гражданского состоя­ния, не входят в состав таких государственных органов, как армия государственные и муниципальные образовательные учреждения! В свою очередь государство не вмешивается в законную деятель­ность религиозных объединений и их участников.

Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние поли­тических партий на сознание и умы населения нынешняя государ­ственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, кото­рая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это — законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материали­стического мировоззрения и др.

Антиконституционный альянс церкви и органов государственной властинаиболее ярко проявился в предоставлении радио и теле­видения для религиозной пропаганды, телевизионных трансля­ций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиоз­ных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а так­же созданию религиозных организаций в воинских частях и под­разделениях.

Заметно активизировали свою деятельность зарубежные миссио­неры, изъявившие острое желание приобщить население России к религиозным ценностям Запада, помочь российским гражданам окончательно избавиться от пережитков социализма в сознании и поведении. Уже к концу 1993 г. Министерство юстиции РФ зарегис­трировало более сотни миссионерских организаций, среди которых были Европейско-азиатский дивизион Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Всемирная миссия братьев во Христе, Российско-американская христианская миссия евангелизации и бла­готворительности «Каждый Дом для Христа».

В целях обеспечения реального действия конституционного прин­ципа, закрепившего светский характер государства, а также созда­ния условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зару­бежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сен-

тября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях».

Согласно названному закону религиозным объединением призна­ется добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры.Таким образом, основное отличие рели­гиозного объединения от общественных объединений характеризу­ется тем, что в основе его деятельности лежит определенное вероис­поведание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению пре­доставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религи­озное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозные группы и религиозные организации.

Религиозная группа представляет собой такое добровольное объе­динение граждан, которое исповедует и распространяет веру без го­сударственной регистрации и приобретения правоспособности юриди­ческого лица.Помещение и другое необходимое имущество для дея-; тельности религиозной группы предоставляют ее участники.

Религиозная организация — это добровольное объединение граж­дан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками: 1) состоит из лиц, постоянно и на законных основани­ях, проживающих в Российской Федерации. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограни­чивает возможности миссионерской деятельности религиозных объе­динений зарубежных стран; 2) обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых граж­данским законодательством.

Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразо­ваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существова­нии, выданное органами местного самоуправления либо централи­зованной религиозной организацией.

Федеральный закон о свободе совести и религиозных объеди­нениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него рели­гиозных организаций. В частности, признается, что государство не может: 1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государствен­ных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: 2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодатель­ству; 3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4) вводить ре­лигиозное образование в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях.

Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должнос­тным лицам государственных органов и органов местного самоуп­равления, военнослужащим использовать свое служебное положе­ние для формирования того или иного отношения к религии.

Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и куль­туры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с от­носящимися к ним земельными участками и имуществом церковно­го назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строи­тельства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.

В свою очередь религиозные объединения обязываются последо­вательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и

органов местного самоуправления; 2) не участвовать в выборах в орга­ны государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движе­ний, не оказывать им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, фе­дерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная орга­низация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогич­ные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность рели­гиозной группы.

Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных форми­рований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, на­циональной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использо­ванием наркотических и психотропных средств, гипноза, соверше­ние развратных и иных противоправных действий.

:. Органы местного самоуправления

Учредители, руководители и участники религиозного объедине­ния, совершившего насилие над гражданами или иное причинение | вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.

Органы местного самоуправления избираются населением соот-:твующего муниципального образования — городского, сельско­го поселения, нескольких поселений, объединенных обшей терри­торией, иной населенной территории, в пределах которой осуществ­ляется местное самоуправление. Структура названных органов весьма многообразна. Это могут быть представительные органы муници­пального образования, глава администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочием решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Наименование органов местного самоуправления определяет­ся в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных,

исторических и иных местных особенностей. Структура же этих ор­ганов определяется населением самостоятельно.

Специфика органов местного самоуправления как самостоятель­ного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти,образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Вся­кое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.

Сформированные непосредственно населением органы местно­го самоуправления в пределах предоставленных им полномочий дей­ствуют на принципах автономии, самоуправления. Органы местно­го самоуправления обязаны соблюдать Конституцию, действующие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, но не находятся в подчинении у органов государственной власти и мо­гут не выполнять их оперативно-распорядительные указания.

Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и поли­тическими партиями. Более того, названные компоненты политичес­кой системы нередко работают в тесном взаимодействии друг с дру­гом, создавая надлежащие условия для участия населения в решении задач местного значения, формировании органов местного самоуп­равления, в местных референдумах, сходах и других формах непос­редственного волеизъявления жителей муниципального образования. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в сис­теме государственно-властных отношений. Они, в частности, осу­ществляют нормативно-правовое регулирование общественных от­ношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязатель­ную силу и для органов государства. В целях охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут создавать муници­пальную милицию.

Весьма широкими правами наделяются органы местного само­управления в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют прежде всего право собственности на определенное имуще­ство. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации»в со­став муниципальной собственности входят земля и другие природ­ные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижи­мое имущество.

Местное самоуправление осуществляется на подлинно демок­ратических началах при непосредственном участии населения во всех его делах. Основными организационными формами местного самоуправления выступают формы прямого волеизъявления наро­да — местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, различ­ного рода территориальное общественное самоуправление, осуще­ствляемое гражданами по их месту жительства (микрорайонов, квар­талов, улиц и др.).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осу­ществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осу­ществляют организацию и содержание учреждений общего и про­фессионального образования, медицины, создают условия для рабо­ты предприятий торговли, общественного питания и бытового об­служивания, решают иные вопросы местного значения.

По некоторым вопросам органы местного самоуправления мо­гут наделяться государственными полномочиями. Так, в настоящее время данные органы от имени государства осуществляют охрану окружающей природной среды, решают вопросы социального обес­печения граждан, могут координировать участие предприятий, орга­низаций, учреждений, не находящихся в муниципальной собствен­ности, в комплексном социально-экономическом развитии терри­тории и т.д.

В случае передачи органам местного самоуправления каких-либо государственных полномочий, государство обязано обеспечить орга­ны местного самоуправления необходимыми материальными и фи­нансовыми средствами. Одновременно государство наделяется

правом контролировать деятельность органов местного самоуправ­ления в рамках переданных им полномочий государства.

В целях защиты органов местного самоуправления от незаконно­го вмешательства в их деятельность органов государства или долж­ностных лиц Конституция РФ наделяет органы местного самоуправ­ления правом на судебную защиту, на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в процессе исполнения решений органов государственной власти. Одновременно Конституция РФ запреща­ет кому бы то ни было ограничивать права местного самоуправле­ния, установленные Конституцией и федеральными законами.

Органы местного самоуправления не обладают правом примене­ния мер государственного принуждения к лицам, не выполняющим их нормативно-правовых установлений. По всем фактам неиспол­нения этих предписаний органы местного самоуправления могут обратиться в суд, который правомочен обязать правонарушителя ис­полнить соответствующее решение органа местного самоуправления.

Только суд может отменить решение органов местного самоуп­равления, которое противоречит Конституции РФ, законам и под­законным нормативно-правовым актам. Органы государства и дол­жностные лица не могут принимать подобных решений, поскольку это означало бы их вмешательство в дела органов местного самоуп­равления, создавало бы реальные условия для сохранения незакон­ной практики государственного руководства этими органами.

Действующее законодательство надежно гарантирует деятельность органов местного самоуправления от необоснованного прекращения их полномочий. Право принимать решения по этому вопросу предо­ставляется только законодательному (представительному) органу субъекта РФ при наличии установленных судом нарушений органом местного самоуправления Конституции РФ, устава субъекта Феде­рации, федерального закона, нормативно-правового акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

6. Трудовые коллективы

Трудовой коллектив понимается как совокупность всех, без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации, учреждении, предприятии на основе заключенного тру­дового договора. Воснове управления организацией, учреждением, предприятием лежит единая воля, исходящая от ее руководителя и иных органов, наделенных властными полномочиями. И администрация, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить ус­пешное решение задач, возложенных на организацию.

Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание (конференция) его членов. Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового кол­лектива, а конференция — при наличии не менее двух третей делега­тов. Решение общего собрания (конференции) принимается откры­тым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции). Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений. Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании присутствовало не менее двух третей от общего числа работников. Подобные требования предъявляются и к кворуму кон­ференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее полови­ны присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет Совет трудового коллекти­ва. Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности.

Трудовой коллектив выступает равноправным и самостоятельным субъектом социального партнерства на уровне предприятий, орга­низаций, учреждений. Ему предоставляются широкие полномочия в сфере заключения трудового договора, закрепления дополнительных социально-трудовых прав и льгот, контроля за исполнением трудо­вого договора. В частности, трудовым коллективам предоставляется право уполномочивать профсоюзы, иные органы на ведение перего­воров и подписание коллективного договора, утверждать единый проект коллективного договора, заслушивать ежегодно или в сроки, предусмотренные коллективным договором, отчеты о ходе его вы­полнения. Общее собрание (конференция) трудового коллектива через своих специально избранных представителей может обращаться с заявлением в суд о наказании лиц, виновных в неисполнении обя­зательств коллективного договора, а также требовать от собственни­ка организации принять соответствующие меры к ее руководителю, не обеспечившему выполнение условий коллективного договора.

Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по вопросам оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, занятости, обуче­ния, переобучения, высвобождения работников, улучшения усло­вий и охраны труда, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др.

Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобя­зательные для работодателя и работников решения по вопросам са­моуправления трудового коллектива, предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива, условий дея­тельности общественных объединений в организации. Трудовой коллектив наделяется правом утверждать правила внутреннего тру­дового распорядка в организации, избирать комиссию по трудовым спорам, обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения ус­ловий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контро­ля за ходом выполнения этих планов, за соблюдением работника­ми правил по охране труда.

Действующее законодательство наделяет трудовой коллектив не только правами, но и предоставляет действенные гарантии их реаль­ного осуществления. В борьбе за свои права трудовой коллектив орга­низации может применять все законные средства, вплоть до забас­товки. Данный легальный способ разрешения коллективного спора применяется по решению общего собрания (конференции) трудово­го коллектива.

К сожалению, большая часть трудовых коллективов в настоящее время достаточно пассивна и не использует всех предоставленных им прав. Трудовые коллективы по-прежнему уповают на государство, профсоюзы, добрую волю работодателя, практически не верят в свои силы, в возможность совместными действиями не только создавать материальные блага, но и укреплять, охранять собственные социаль­но-трудовые права.

7. Преступные сообщества

Российские правоведы и политологи, как правило, выводят преступные сообщества за пределы политической системы граж­данского общества. Подобный взгляд сложился в советской по­литико-правовой доктрине, рассматривавшей систему организа­ционных форм деятельности населения как монолит, призванный обеспечивать построение в СССР социализма, а затем и комму­низма. В этой теоретической схеме не оставалось места для иных, в том числе и преступных, целей и действий. К тому же начиная с

Наши рекомендации