Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации
В рамках реализации различных организационных и управленческих процессов чаще всего ориентируются на использование формальных групп и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы - неформальные группы и организации.
По определению М. Шоу, группа- это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием.
Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, Помощь, защиту и общение.
Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен схематично в структурно-логических схемах.
Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства. Такие группы вполне законны, они реализуют цели, поставленные перед ними в организации. Можно выделить следующие типы формальных организаций:
- командные группы (группы руководителей), которые представляют собой основное руководство организации, т.е. высший уровень управления (ректор, проректор, президент компании, вице - президент);
- рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и то же задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда (например, бухгалтеры, конструкторы);
- комитеты, которые создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-либо проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет).
К основным причинам вступления в формальные группы относятся:
- вознаграждение;
- заработная плата;
- престиж принадлежности;
- желание выполнить работу.
Известный американский ученый Э. Мейо, проводя в 1924 г. исследования в компании Western Electric с целью повышения производительности труда, установил особую роль неформальных организаций в управлении компанией. Отметив этот факт, он разработал систему взаимодействия формальных и неформальных организаций, которая послужила началом создания теории человеческих отношений:
На базе проведенного исследования им были сделаны выводы о важности поведенческих факторов и взаимоотношений с руководителями, была описана система взаимосвязей контактов руководителей различного уровня с непосредственными Подчиненными.
Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания служит личный интерес. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальной организации.
Люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в неформальную организацию также существуют свои причины, которые не всегда всецело осознаются.
К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести:
- чувство принадлежности к определенному кругу людей;
- желание оказать помощь;
- заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо;
- общие интересы, увлечения.
В неформальных организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии существует и действует неформальный лидер. Неформальные лидеры делают ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Неформальный лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее.
Особенности неформальных групп:
- социальный контроль за своими членами;
- выработанные нормы поведения, отношения, стиля одежды и др.;
- сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений;
- сфера влияния неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации;
- лидеры иногда могут получать формальные должности.
Неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы:
1) помогает группе в достижении поставленных целей;
2) систематически поддерживает и укрепляет группу.
К числу проблем, связанных с неформальными организациями, относятся:
- снижение эффективности работы;
- распространение ложных слухов;
- тенденция сопротивления переменам.
Потенциальные выгоды:
- большая преданность организации;
- высокий дух коллективизма.
Формальные и неформальные группы взаимодействуют, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству. Это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели - модели Хоманса (рис. 1).
Рис. 1. Модель Хоманса
Под деятельностьюпонимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. ; (Наличие неформальных организаций и групп - вполне закономерный, нормальный факт. Но такие группы непременно должны быть управляемыми.
Для эффективного управления и обеспечения успешного взаимодействия с формальными и неформальными группами менеджеру необходимо:
- признать существование неформальной организации, группы;
- выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров;
- перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия неформальной группы;
- разрешать неформальной группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить противодействие;
- своевременно и полно информировать персонал (в том числе неформальные группы) о различных важных для организации мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов).