Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации

В рамках реализации различных организационных и управленческих процессов чаще всего ориентируются на использование формальных групп и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы - неформальные группы и организации.

По определению М. Шоу, группа- это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием.

Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, Помощь, защиту и общение.

Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен схематично в структурно-логических схемах.

Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства. Такие группы вполне законны, они реализуют цели, поставленные перед ними в организации. Можно выделить следующие типы формальных организаций:

- командные группы (группы руководителей), которые представляют собой основное руководство организации, т.е. высший уровень управления (ректор, проректор, президент компании, вице - президент);

- рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и то же задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда (например, бухгалтеры, конструкторы);

- комитеты, которые создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-либо проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет).

К основным причинам вступления в формальные группы относятся:

- вознаграждение;

- заработная плата;

- престиж принадлежности;

- желание выполнить работу.

Известный американский ученый Э. Мейо, проводя в 1924 г. исследования в компании Western Electric с целью повышения производительности труда, установил особую роль неформальных организаций в управлении компанией. Отметив этот факт, он разработал систему взаимодействия формальных и неформальных организаций, которая послужила началом создания теории человеческих отношений:

На базе проведенного исследования им были сделаны выводы о важности поведенческих факторов и взаимоотношений с руководителями, была описана система взаимосвязей контактов руководителей различного уровня с непосредственными Подчиненными.

Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания служит личный интерес. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальной организации.

Люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в неформальную организацию также существуют свои причины, которые не всегда всецело осознаются.

К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести:

- чувство принадлежности к определенному кругу людей;

- желание оказать помощь;

- заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо;

- общие интересы, увлечения.

В неформальных организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии существует и действует неформальный лидер. Неформальные лидеры делают ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Неформальный Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации - student2.ru Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации - student2.ru Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации - student2.ru Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации - student2.ru лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее.

Особенности неформальных групп:

- социальный контроль за своими членами;

- выработанные нормы поведения, отношения, стиля одежды и др.;

- сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений;

- сфера влияния неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации;

- лидеры иногда могут получать формальные должности.

Неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы:

1) помогает группе в достижении поставленных целей;

2) систематически поддерживает и укрепляет группу.

К числу проблем, связанных с неформальными организациями, относятся:

- снижение эффективности работы;

- распространение ложных слухов;

- тенденция сопротивления переменам.

Потенциальные выгоды:

- большая преданность организации;

- высокий дух коллективизма.

Формальные и неформальные группы взаимодействуют, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству. Это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели - модели Хоманса (рис. 1).

Лекция 20. Группа как объект управления и основа организации - student2.ru

Рис. 1. Модель Хоманса

Под деятельностьюпонимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. ; (Наличие неформальных организаций и групп - вполне закономерный, нормальный факт. Но такие группы непременно должны быть управляемыми.

Для эффективного управления и обеспечения успешного взаимодействия с формальными и неформальными группами менеджеру необходимо:

- признать существование неформальной организации, группы;

- выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров;

- перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия неформальной группы;

- разрешать неформальной группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить противодействие;

- своевременно и полно информировать персонал (в том числе неформальные группы) о различных важных для организации мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов).

Наши рекомендации