Преступления против мира и безопасности человечества (понятие, признаки и виды)
План семинарских или практических занятий, лабораторных работ
План семинарских или практических занятий, лабораторных работ составляется по темам дисциплины и содержит:
- перечень вопросов, выносимых на семинарское или практическое занятие;
- задания, задачи и ситуации, которые предусмотрены для решения или разбора на занятиях.
Перечень вопросов семинарских занятий:
- понятие и система Особенной части уголовного права;
- квалификация преступлений и ее значение;
- преступления против жизни;
- преступления против здоровья;
- преступления против свободы, чести и достоинства личности;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- преступления против семьи и несовершеннолетних;
- преступления против собственности;
- преступления в сфере экономической деятельности;
- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
- преступления против общественной безопасности;
- преступления против здоровья населения и общественной нравственности;
- экологические преступления;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- преступления в сфере компьютерной информации;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- преступления против правосудия;
- преступления против порядка управления;
- преступления против военной службы;
- преступления против мира и безопасности человечества;
Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций
Данный раздел включает в себя:
- тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации (не более двух).
Алексеев в состоянии наркотического опьянения поссорился с женой. По совету матери решил убить жену. Взяв столовый нож, нанес три ножевых ранения в область грудной клетки супруги. Потерпевшую удалось спасти. Квалифицируйте действия Алексеева.
Ранее судимый за убийство Петров Б. в подъезде своего дома подвергся нападению. Четырнадцатилетние Пупкин и Бобров, угрожая ножом, потребовали у Петрова передать им наручные часы и деньги. Оглушив Пупкина ударом кулака по голове, Петров отнял у него нож и нанес им удар в грудь Пупкину. В этот момент Бобров попытался скрыться и выбежал из подъезда. Петров, полагая, что убил Пупкина, решил избавиться от свидетеля. Он погнался за Бобровым и убил его. После этого он скрылся с места преступления и отправился к своей матери Петровой Е., которой рассказал о случившемся и попросил помочь ему скрыть следы преступления (окровавленную одежду) и орудие преступления (нож), что мать и сделала. Пупкин остался жив. Экспертизой установлено, что ему был причинен тяжкий вред здоровью. Квалифицируйте действия Петрова.
Савченко и Сулимов, неся службу во внутреннем наряде по подразделению, решили убить сослуживца Карпова за то, что последний систематически притеснял и издевался над ними. С этой целью ночью Сулимов шнуром, заранее приготовленным Савченко, задушил спавшего потерпевшего.
Сулимова осудили за убийство лица, заведомо для него находившегося в беспомощном состоянии, а Савченко - за пособничество в этом преступлении. Дайте оценку приговору суда.
Летний Ступидов К. решил изнасиловать свою одноклассницу Притину. О своих намерениях он рассказал старшему брату Ступидову М. и попросил предоставить ему для этой цели квартиру, на что тот согласился и дал ему ключи. После этого Ступидов К. решил, что ему может понадобиться помощь и обратился к тринадцатилетним Козлову и Баранову, попросив их участвовать в изнасиловании и, если понадобится, подержать Притину. На следующий день после школы Ступидов К. пригласил Притину в гости – посмотреть марки. В квартире их уже поджидали Козлов и Баранов. Ступидов К. предложил Притиной вступить с ним в половую связь, но получил отказ. Тогда он применил насилие, в чем ему помогли Козлов и Баранов, державшие Притину за ноги и за руки, и совершил с ней половой акт. После этого Козлов и Баранов ушли, а Притина сказала, что ей понравилось, и она хотела бы повторить. В течение последующих трех часов Ступидов К. дважды вступал в половой контакт с Притиной с ее согласия. Родители Притиной написали заявление о факте изнасилования в прокуратуру. Квалифицируйте действия Ступидова К., Ступидова М., Козлова и Баранова.
Воспитатель интерната Репкин пригласил к себе в кабинет двенадцатилетнюю Васильеву. Напоив ее чаем, он предложил ей поиграть в игру Ванька-встанька, для чего раздел девочку и в процессе объяснения правил игры совершил с ней половой акт. О данном факте стало известно директору интерната, который обратился в прокуратуру. На допросе Васильева сообщила, что игра ей понравилась, а к чему приводят подобные игры, ей неизвестно. Занятия по половому воспитанию подростков в интернате не проводились. Квалифицируйте действия Репкина.
Летний Ковнов А. обучил своих несовершеннолетних детей Ковнова С., 13 лет, и Ковнову К., 11 лет, квартирным кражам. Ковнов С. разбивал окно и подсаживал Ковнову К., которая, проникнув в квартиру, передавала ему похищенное. Все похищенное дети приносили Ковнову А. Таким образом было совершено 5 краж. В результате одной из таких краж была похищена картина кисти Г. Климта, оцениваемая экспертами в сто тысяч долларов США. Данную картину Ковнов А. продал за пять тысяч рублей. Квалифицируйте действия Ковнова А.
Васильев неоднократно делал замечания Силину, который оставлял свою машину на тротуаре у подъезда дома, мешая проходу жильцов. Силин на замечания не реагировал. Желая проучить Силина, Васильев ночью распилил замок на двери гаража Силина, проник в гараж и забрал четыре запасных колеса с зимней резиной общей стоимостью 50 тыс. руб. Колеса он выбросил на помойку. Водитель утреннего мусоровоза, обнаружив колеса и крайне удивившись такой находке, отвез их в ближайший автосервис и продал за шесть тысяч рублей. Квалифицируйте действия Васильева.
Уезжая в длительную заграничную командировку на стажировку в один из научных центров Германии, Абросимов отдал ключи от своей квартиры соседу по дому предпринимателю Климову. Ученый попросил его присматривать за квартирой и разрешил пользоваться компьютером, сканером и аудио-видеотехникой корейского и японского производства. По возвращении хозяин квартиры не нашел своей музыкальной и оргтехники. Как выяснилось, Климов в погашение своего долга отдал технику Абросимова. Квалифицируйте действия Климова.
К Краснову на улице обратился незнакомец с просьбой помочь завести мотоцикл. Краснов согласился. Совместными усилиями им удалось завести мотор. Незнакомец уехал. Через несколько минут после этого появился хозяин мотоцикла, обнаруживший пропажу. Подлежит ли Краснов уголовной ответственности?
Барков систематически сбывал гражданам поддельные американские доллары и евро у пунктов обмена валюты. Во время очередного сбыта фальшивой валюты Барков был задержан. Следственные органы установили 11 случаев сбыта Барковым фальшивых денег. Квалифицируйте действия Баркова.
Стропилов в январе 2003 года зарегистрировал в установленном порядке ООО «Фасад» для осуществления предпринимательской деятельности по строительству индивидуальных коттеджей. С момента регистрации ООО до момента получения лицензии на строительство прошло 18 месяцев, в течение которых ООО «Фасад» было построено 23 коттеджа в Подмосковье. При строительстве соблюдались все строительные нормы и правила. Претензий со стороны заказчиков по качеству выполненных работ не поступало. Все налоги уплачивались своевременно. Извлеченный за 18 месяцев работы без лицензии доход составил более десяти миллионов рублей. Квалифицируйте действия Стропилова.
Антонов и Семин, вооруженные автоматами, захватили экскурсионный автобус со школьниками. За освобождение детей преступники потребовали от городских властей предоставить им самолет для вылета в Финляндию и 300 тысяч евро. Преступники угрожали взорвать школьный автобус в случае невыполнения их требований.
Антонов и Семин получили самолет и деньги. Арестованные финскими спецслужбами после приземления в Хельсинки, виновные заявили, что они и не собирались взрывать автобус с детьми и причинять им какой-либо вред, даже при отказе властей выполнить их требования. Квалифицируйте действия Антонова и Семина.
Летний Молохов и 13-летний Ванин с целью посмотреть, как будут искать бомбу и эвакуировать больных, позвонили в городскую больницу, сообщив о бомбе с дистанционным управлением, заложенной в одной из ее палат. В течение нескольких часов спецслужбы обследовали помещение больницы. Сотрудники и больные были эвакуированы. Решите вопрос об уголовной ответственности Молохова и Ванина.
15. Сотрудник охраны банка Крутов решил организовать нападение на одну из бригад инкассаторов банка, в котором он работал. Для исполнения этого преступления он привлек своих давних знакомых Павлова и Степанова. В течение полугода на квартире Крутова происходили их регулярные встречи, на которых разрабатывался план нападения, отрабатывались варианты поведения в ходе совершения преступления с фиксацией на видеопленку и дальнейшим разбором ошибок. Павлову и Степанову было известно о наличии у Крутова служебного боевого оружия, однако в процессе нападения применять его не планировалось. О подготовке преступления стало известно сотрудникам правоохранительных органов. Крутов, Павлов и Степанов были задержаны. Квалифицируйте действия каждого из указанных лиц.
Бережной, зная, что находится на территории заповедника, разжег костер. Спустя некоторое время, затоптав пламя ногами, но не убедившись в том, что костер потушен, Бережной покинул территорию заповедника. Разгоревшимся огнем было уничтожено более половины леса, погибло много диких животных. Квалифицируйте действия Бережного.
Гражданин Украины Иванько в течение трех лет посещал крупные населенные пункты на территории Российской Федерации. Он фотографировал железнодорожные станции, не охраняемые промышленные объекты, иные общедоступные объекты, которые, по его мнению, могли бы представлять интерес для иностранной разведки. Все собранные материалы он предложил сотруднику посольства Великобритании в Москве Уилсону за предоставление ему въездной визы в Великобританию. Уилсон принял у Иванько фотографии, однако визу ему не предоставил и от дальнейших встреч уклонялся. Подлежит ли Иванько уголовной ответственности?
Доцент финансово-экономического института, принимая экзамены у студентов 3 курса дневного отделения, части из них поставил оценки без контроля знаний. По договоренности, достигнутой до экзаменов, после их проведения преподавателю вручили конверт, в котором лежала сумма денег, полученная от 36 студентов (каждый за экзамен отдал сумму, равную 500 руб.). Имеются ли в действия преподавателя признаки состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК?