Резолюция по социальному вопросу

«I. Считая сословные привилегии пережитком прошлого, не имеющим ни смысла, ни прав на дальнейшее существование, мы отрицаем как самые привилегии, так и какие бы то ни было отношения, могущие быть на них базируемы.

Примечание: Считая необходимым предоставление отдельным бытовым группам права культурной самодеятельности и устроения жизни сообразно своим обычаям, мы не считаем, что это право нарушает изложенное выше положение.

II. Мы отвергаем сословия, поскольку они понимаются, как наследственные касты, но не отрицаем сословия, как естественно возникающие бытовые и профессиональные группы.

III. Мы отвергаем борьбу классов, как ведущую к разрушению государства и Нации, и считаем необходимым построение государства на началах социального мира и социальной справедливости.

IV. В виду различного содержания, вкладываемого в это понятие, мы даем ему соответствующее толкование:

1) Равенство всех граждан перед законом и предоставление всем равенства возможностей.

2) Равная защита государством интересов всех социальных групп.

3) Предоставление профессиональным группам возможности организоваться для культурной самодеятельности, хозяйственной взаимопомощи и социальной защиты, под условием соблюдения общегосударственных интересов.

V. Отрицая социалистическое плановое хозяйство, как проникнутое мертвящим бюрократическим духом, мы считаем необходимым деловое сотрудничество всех трудовых групп под верховным водительством национальной государственной власти, понимая под выражением «трудовые группы» все слои населения, принимающие активное участие в хозяйственной и культурной жизни страны».

№ 14. Из статьи В.М. Байдалакова «Встает новое поколение» [306]

февраль 1935 г.

В комсомоле открывают заговоры. Для комсомольцев создаются лагеря в районах Сольвычегодска и Актюбинска.

Среди расстрелянных, сосланных и арестованных почти сплошь молодежь, юноши и даже подростки. <...>

Взращенная смена прозревает и изменяет коммунистическим бредням. Она встает за Россию. И напрасно пытаются красные борзописцы связать «недобитого классового врага» (читай — восстающую молодежь) с «левой» зиновьевской оппозицией. Они-де и мы, посредством Бронштейна-Троцкого, Радомысльского-Зиновьева и Розенфельда-Каменева, «связаны в единый антисоветский фронт». Этот вздор поражает своею грубостью. Героический подсоветский молодняк и нерусские опальные трусливые красные сановники; мы и Лев Троцкий!

Казенные писаки правы в одном: новое поколение по обе стороны границы выявляет единство. Нас соединяет то, чего не задержать пограничными кордонами. Нас объединяет жгучая потребность борьбы за свой народ и за свою страну. Здесь заговор сердец нового поколения России. Он-то и порождает единство духа, мыслей и устремлений. <...>

Юношество, молодежь в делах, мечтах и устремлениях ведомы часто зовами народной совести. Оттого-то их образы и жертвы будят, зовут и ведут сердцем чутких. И жалка судьба народа, не отозвавшегося и предавшего свою молодежь. Он предает себя самого, свою судьбу. <...>

№ 15. Из статьи А.Р. «Революция» [307]

ноябрь 1935 г.

<...> Почему революция, а не эволюция? <...> Мистикой внешних форм прошлого, без внутреннего понимания динамизма национально-творческих традиций и сил, многого не сделаешь. Творить — значит идти вперед. Топтание на месте не есть жизнь. В наших руках — быть участниками событий или быть только свидетелями. <...>

Говорят: национальная революция или контрреволюция? Боятся слова «революция», помня ужасы «октября» и «вообще» не приемля ее. Ставят знак равенства тождества: революция = разрушение, насилие, разбой. И больше ничего. Забывают при этом целый ряд фактов.

Выдвигают компромиссное понятие «контрреволюция» (это не так страшно!), совершенно не верное и не понятное. Россия будущая идет — нравится это кому или нет — новая, не большевистская, но и не дореволюционная. И эта Новая Россия будет иметь в себе следы обоих режимов.

Контрреволюция — это реставрация (политическая, социальная и т.д.) — шаг назад. Национальная же революция — шаг вперед, к национальному возрождению, к строительству, к силе, к порядку. <...>

ПРОГРАММНЫЕ И УСТАВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НСНП (НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ) (№ 16-17) [308] [309]

№ 16. Основы национального мировоззрения

1935 г.

В основе нашего мировоззрения лежат три начала:

I. Идеализм.

II. Национализм.

III. Активизм.

Будучи основными и руководящими, эти начала определяют наше отношение к жизни, наши ответы на все вопросы человеческого бытия.

I. Идеализм

Наш идеализм есть признание существования, наряду с материальным, и духовного начала и первенства этого последнего в жизни личности и общества. Этот идеализм, находящий себе подтверждение и в современном состоянии точных и естественных наук, не есть, однако, лишь философская теория.

Идеализмом проникнуто все наше понимание жизни. Признание духовного начала естественно и логично приводит нас к признанию началанравственного.

Разрешая для себя вопрос о смысле жизни отдельной личности, мы видим его в жертвенном стремлении к самосовершенствованию, к служению ближнему, к служению общественным интересам.

Упомянутые выше стремления, освященные религиозно-моральным пониманием жизни, должны приводить к положительному творчеству.

Наш идеализм реалистичен, ибо он учитывает как материальные, так и духовные факторы.

Но мы знаем, что разумное отношение к жизни может вытекать только из идейного взгляда на вещи.

Только тогда исключается в корне всякое преклонение перед совершившимися фактами: эти факты лишь учитываются в борьбе за поставленные идеей цели.

Из нашего идеализма вытекает и наше отношение к силам, рождающим исторические события: мы считаем, что силами, движущими историю, были и будут — идея и сильная личность.

Идеи зарождаются в человеческих сердцах в период неудовлетворенности существующим положением; формулируются взгляды; в жизнь же воплощаются только тогда, когда находят себе достойных и волевых носителей.

Тогда идеи проникают в толщи народные и, через своих подвижников и волевые условия выдающихся личностей, захватывают в движение массы.

Идея, которую мы должны воплотить в России, естьИдея Российского Трудового Национализма.

II. Национализм

Нация, в нашем понимании, есть объединение в одно целое людей с общей культурой, общими государственными и экономическими интересами, историческим прошлым и общностью устремлений на будущее.

Люди, составляющие Нацию, — звенья одной непрерывной цепи прошлого, настоящего и будущего. Отсюда вытекает наше отношение к значению истории, к ответственности за наши действия в настоящем и к значению нашей деятельности для будущего.

Понимая Нацию не только как чисто территориальное объединение, но как органическое сочетание определенных идей и ценностей, мы исключительно в ней видим возможную точку приложения сил для творчества человека на земле. Вне Нации нет и не может быть положительного творчества.

Отсюда вытекает, что наш национализм не есть только чувство любви к Отечеству или чувство национальной гордости; он есть естественное удовлетворение стремления человека к положительному творчеству, устремленность к высшим идеалам социальной справедливости во имя блага Нации, а тем самым и к служению Нации.

Национально-самобытные идеи и культурные и бытовые ценности России не однородны. Российская национальная государственность сложилась из множества отдельных национальностей, причем основная — русская в течение веков включала в себя другие, меньшие. Включая, а не стремясь угнетать и порабощать, она создала единственную в истории империю без колоний, государство разноплеменное по происхождению, но единое по духу и культуре.

Учитывая эту особенность прошлого, мы должны и наше будущее строить на принципе «включения», а не «поглощения», а потому строго различать национализм «российский», творческий, объединяющий все племена и народы России, от национализма «русского», неизбежно приводящего к нездоровому великорусскому шовинизму.

Поэтому, служа всей России, мы исповедуем и утверждаемРоссийский Национализм.

III. Активизм

Вера и исповедание идей, если они глубоки и искренни, неизбежно вызывают стремление к осуществлению идеи, к действию. Наша вера глубока и искренна, а потому она рождает и питает наш активизм.

Мы знаем, что судьбы народов определяются согласованными волевыми усилиями отдельных личностей, вдохновенных идеей. Только такими волевыми усилиями, доведенными к тому же до предельного напряжения, может быть осуществлена наша национальная идея.

Ничто не рождается из воздуха, не приходит само по себе. В атмосфере безволия и платонических «упований» не рождаются ни апостолы, ни вожди; для этого нужна атмосфера сосредоточенных волевых усилий. Такую атмосферу мы должны создать, ибо только в ней могут родиться осуществители Российской Национальной Революции.

Отсюда вытекает наше понимание долга перед Нацией, наш активизм, который естьвсемерная и неустанная борьба за Национальную Россию.

Приведенные выше три основные начала нашего миропонимания, правильно понятые и честно и искренно переживаемые, подсказывают нам ответы на целый ряд принципиальных вопросов социально-политического характера, вопросов живых и жгучих, от удачного разрешения которых зависит так много.

Мы не уточняем ненужные сейчас подробности. У нас нет политической программы в том виде, в каком обыкновенно принято понимать это слово. Мы даем руководящие указания, основное направление. Детали же определяются в связи с потребностями, выявленными жизненной действительностью в Национальной России.

Основные же вопросы, которые мы считаем важными и существенными, суть следующие:

1. Государство и личность. 2. Проблема свободы. 3. Национально-деловое государство. 4. Проблема собственности. 5. Национально-трудовой со-лидаризм. 6. Земельный вопрос. 7. Рабочий вопрос. 8. Власть. 9. Административное устройство. 10. Ответственное представительство.11. Национальное воспитание.

Наши рекомендации