ТЕМА 6. Судебная власть Российской Федерации
Судебная власть в правовом государстве. Судопроизводство. Правосудие. Принципы правосудия. Статус судей в РФ. Судебная система РФ. Ветви судебной власти. Судебное звено. Судебная инстанция. Мировые судьи. Суд присяжных
Судебная власть в правовом государстве.Ни одно общество, ни одно государство не может обойтись без такого специфического инструмента разрешения социальных конфликтов, каким исторически является суд. В зависимости от форм правления, от политического режима государства суд может быть «марионеточным», т.е. руководствующийся волевыми решениями властей, их административными предписаниями, подменяющими юридические акты. В этом случае ни о какой судебной власти не может идти речь. Суд превращается в запрограммированное управленческое учреждение. Такое положение суда в правовом государстве невозможно, так как важной особенностью такого государства является реализация принципа разделения властей. Исходя из него, вся судебная власть в правовом государстве принадлежит суду и только ему.
В правовом государстве должна существовать целая система «сдержек и противовесов», охраняющая судебные органы от насильственного воздействия, препятствующего осуществлению правосудия, обеспечивающая его независимое, самостоятельное функционирование. В правовом государстве судебная власть не может сосредоточиваться в руках одного лица или небольшой группы лиц. Принцип разделения властей, характеризующий правовое государство, предотвращает возможность использования судебной власти одними классами или группами людей во вред другим.
Ст.1 Конституции РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Но это не значит, что после референдума, принявшего Конституцию РФ, Россия сразу же стала правовым государством. Это сравнительно длительный процесс, но двигаться по которому необходимо со всей решимостью и не отступая перед вызовами и проблемами, встающими перед российским обществом и государством. Приоритетным направлением этой деятельности явилась реформа судебной системы, с целью изменить прежнее унизительное положение суда, в котором он находился в условиях тоталитарного режима. Ведь в правовом государстве суд обязан быть авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Без такого суда, являющегося реальным гарантом прав людей, надежного защитника их интересов, невозможно построение правового государства. Подобную защиту могут осуществить только сильный суд, сильная судебная власть, независимая от других ветвей власти.
Правосудие и принципы правосудия. Правосудие– это детально регламентированная в законе деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании различных категорий дел, связанная с возможностью применения особых мер государственного принуждения.
Правосудие может осуществляться в различных формах: единолично и коллегиально. Единолично дело рассматривается профессиональным судьей. Коллегиально дело рассматривают или в составе профессионального судьи и 2-х народных заседателей, или профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, или трех профессиональных судей.
Принципы правосудия – это основные положения, закрепленные в законе и которые определяют сущность организации и деятельности суда. В числе основных принципов правосудия следующие: 1) осуществление правосудия только судом; 2) равенство граждан перед законом и судом; 3) независимость судей и подчинение их только закону; 4) открытое разбирательство во всех судах и др.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один гражданин не вправе присвоить себе функции суда. Исчерпывающий перечень судебных органов предусмотрен в законе. Создание чрезвычайных судов не допускается. В этом есть гарантии от беззакония и произвола.
Все граждане, независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и судом. Равенство перед законом означает применение единых законов ко всем гражданам.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. Независимость судьи обеспечивается:
1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность суда;
3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) системой органов судебного сообщества (съезды, конференции, собрания судей);
7) предоставлением судьи за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья в РФ не сменяем, он не подлежит переводу на другую должность или другой суд без его согласия. Разбирательство во всех судах открытое. Есть, однако, случаи, когда дело может быть рассмотрено в закрытом заседании. Так, например, по уголовным делам это необходимо в ситуации, когда открытое заседание противоречит интересам охраны государственной тайны.
Судебная система РФ.Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В настоящее время судебную систему России составляют Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды и военные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
1. Конституционный суд Российской Федерации.В согласии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой.
Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешают дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный суд РФ разрешает вопросы о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, которые признаются неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются законность, независимость, коллегиальность и гласность.
2. Верховный суд РФ.Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды. Верховный суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в некоторых случаях – и в качестве суда первой инстанции. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам, военных округов, флотов, видов и групп войск.
Верховный суд РФ дает разъяснение по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным конституционным законом.
3. Верховные суды республик в составе РФ, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов рассматривают дела в пределах своей компетенции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они же являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории субъекта РФ.
4. Районные суды рассматривают дела в качестве судов первой и второй инстанций. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.
5. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
6. Арбитражные суды:
1) Высший Арбитражный суд РФ;
2) Федеральные арбитражные суды округов;
3) Арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.
Задачами арбитражных судов РФ являются:
– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;
– содействие укреплению законности;
– предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судьи в РФ.Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и использующие свои обязанности на профессиональной основе. Их правовой статус регламентирован в Конституции РФ и в Законе от 26 июня 1992 г. «О статусе Судей в РФ» (ред. От 25.12.2008 г.). Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее Кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен и не иметь порочащих их поступков.
Судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами РФ. Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи несменяемы.
Полномочия судьи прекращаются в случаях:
1) его письменного заявления об отставке;
2) продолжения судьей деятельности, не совместимой с его должностью;
3) истечения их сроков, если для судьи срок полномочий установлен;
4) вступившего в силу обвинительного приговора суда;
5) признании его недееспособным и в других случаях.
Полномочия судьи приостанавливаются решением соответствующей квалификационной коллегией судей в случаях, если: дано согласие квалификационной комиссией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу; судья занимается деятельностью, несовместимой с его должностью; судья подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности; судья признан безвестно отсутствующим.
Личность судьи неприкосновенна. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Отставкой судьи признаются почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
Суд присяжных. Конституция РФ определяет, что в случаях, предусмотренных законом, возможно осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. Суд присяжных в РФ введен с 1 ноября 1993 года. В отношении его закон предусматривает следующее:
1) суд присяжных вводится в судах не ниже городского (т. е. в краевом, областном, городском);
2) он рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях;
3) дело в таком суде может быть рассмотрено лишь по ходатайству обвиняемого.
Особенность суда присяжных в том, что в нем существуют раздельно «судьи права» (юристы – профессионалы) и «судьи факта» (коллегия присяжных заседателей). Первые ведут процесс, решают правовые вопросы и в соответствии с вердиктом присяжных заседателей квалифицируют состав преступления и назначают наказание. Вторые же определяют, «виновен» либо «невиновен» подсудимый. Суд присяжных действует в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.