Глава муниципального образования
Глава муниципального образования ¾ высшее должностное лицо муниципального образования ¾ руководит деятельностью по осуществлению местного самоуправления на его территории.
В соответствии с уставом муниципального образования указанное должностное лицо:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования как его председатель, имеющий право решающего голоса, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района становится его председателем.
В поселениях с населением менее 1 тыс. человек глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и руководителем местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
Если глава муниципального образования руководит работой представительного органа, первое лицо администрации не избирается, а назначается по контракту и является муниципальным служащим. В этом случае срок полномочий главы администрации определяется уставом муниципального образования и обычно совпадает со сроком окончания полномочий представительного органа. Условия контракта для главы администрации поселения утверждаются его представительным органом, а для главы администрации муниципального района и городского округа ¾ представительным органом в части, касающейся решения вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району или городскому округу. Условия контракта могут содержать квалификационные требования к главе местной администрации, необходимые для реализации им своих полномочий.
В законе предусмотрено, что условия конкурса на замещение должности главы местной администрации и проект контракта должны быть опубликованы не менее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Это делается с тем, чтобы у потенциальных кандидатов было достаточно времени для подготовки к проведению конкурса. Число членов конкурсной комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования, при этом для муниципального района и городского округа 1/3 членов комиссии назначается законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлению его высшего должностного лица. Контракт с наемным главой администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой работы.
Глава муниципального образования подотчетен и подконтролен населению и представительному органу муниципального образования. В пределах своих полномочий глава муниципального образования:
§ представляет муниципальное образование в процессе взаимодействия с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; без доверенности действует от имени муниципального образования;
§ подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;
§ издает в пределах своих полномочий правовые акты;
§ вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
Глава муниципального образования, являющийся первым лицом местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть преодолено представительным органом, если при повторном голосовании за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и обнародовать данный нормативный правовой акт.
15.5. Местная администрация: принципы построения
и типы структуры
Местная администрация ¾ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования ¾ в соответствии с уставом муниципального образования наделяется необходимыми полномочиями для решения вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию. Местные администрации принимают непосредственное участие в формировании социальной, экономической, экологической политики на уровне муниципального образования и организуют ее реализацию в муниципальном образовании.
Цели и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и выполнение определенных функций и задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, чем большее количество функций возложено на органы местного самоуправления, тем более сложной является структура и тем более важна взаимосвязь всех ее составляющих, обеспечивающих комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Структура управления, как правило, ориентирована на решение задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности местного населения, и должна определяться уровнем социально-экономического развития муниципального образования.
Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами.
В науке управления под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связности.
Выделяются следующие группы организационных структур:
§ линейно-функциональные структуры;
§ матричные структуры;
§ множественные структуры.
Структура администрации муниципального образования формируется чаще всего по линейно-функциональному принципу. И хотя в крупных муниципальных образованиях структуры администрации можно охарактеризовать как множественные структуры управления, по своей сути они представляют собой громоздкую совокупность ряда линейно-функциональных структур.
Ниже охарактеризованы основные принципы построения организационных структур администрации.3
Направленность на достижение целей. Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за реализацию поставленных перед ним задач; сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня; рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.
Перспективность. Решая вопросы оперативного характера, органы местного самоуправления должны одновременно проводить работу по определению стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Для этого в организационной структуре необходимо предусмотреть блок стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления. На практике это достигается разделением полномочий между представительным и исполнительным органами, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стратегией развития муниципального образования.
Способность к развитию (адаптивность). Необходимость развития организационной структуры объясняется тенденцией к постоянному изменению внешних условий, а также появляющимися диспропорциями в системе муниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректирующих воздействий. На практике это достигается путем периодического внесения изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (штабов, комиссий, комитетов).
Комплексность. При построении организационной структуры местной администрации необходимо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществления управленческой деятельности. Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции «разведено» по разным структурам или для исполнения данной функции необходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации. Желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного структурного подразделения администрации, носили максимально завершенный характер, что имеет первостепенное значение для отраслевых структурных подразделений.
Индивидуализация. Формирование организационной структуры должно основываться на учете индивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использоваться лишь как рекомендательные и ориентировочные. Как показывает практика, отказ от унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей дают положительные результаты.
Экономичность. Организационная структура должна обеспечивать эффективное рациональное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в том числе за счет введения таких должностей (системного администратора, специалиста по информационным технологиям и т. п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов управления ¾ с целью их совершенствования.
Принципы построения организационных структур могут уточняться, а формы и методы реализации этих принципов ¾ корректироваться в связи с меняющимися внешними условиями, целями и задачами.
Структура местной администрации должна быть динамичной и гибкой, так как сложность муниципального образования как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения. Подтверждением этого служит тот факт, что в структурах управления администрации постоянно создаются новые отделы, комитеты, ликвидируются старые, увеличивается или уменьшается число заместителей главы администрации и т. д. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования и обычно включает в себя:
§ главу администрации;
§ заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;
§ отраслевые структурные подразделения специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение и т. д.);
§ функциональные структурные подразделения общей компетенции (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);
§ территориальные органы (например, для города с районным делением);
§ аппарат администрации, обеспечивающий ее деятельность (юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.);
§ вспомогательные службы (службы, обеспечивающие содержание помещения, водители и т. п.).
Структура администрации муниципального образования может быть простой или сложной. К простым относятся структуры администраций небольших муниципальных образований ¾ сельские и поселковые (рис. 15.1).
Рис. 15.1.Структура поселковой администрации поселка Новинки Нижегородской области
В крупных муниципальных образованиях используются, как правило, сложные структуры (рис. 15.2).
Местная администрация обладает правами юридического лица. Порядок организации ее деятельности обычно определяется специальным документом ¾ регламентом, утверждаемым главой администрации.