Попытки решить аграрный вопрос конституционным путем. Лига защиты прав арендаторов
Пережитки докапиталистических отношений в аграрном строе Ирландии, неограниченный произвол крупных землевладельцев и юридическая беззащитность арендаторов мешали как буржуазным элементам деревни и города, так и зажиточным фермерам-арендаторам. Стремясь устранить эти препятствия для «свободного» развития капитализма, некоторые ирландские деятели давно вынашивали планы аграрной реформы. При этом сторонники политики умиротворения видели в аграрных преобразованиях буржуазного толка средство предотвращения революционной вспышки.
В начале августа 1850 г. в Дублине группой ирландских политических деятелей была основана Лига защиты прав арендаторов. Главным ее организатором был Чарлз Гаван Даффи, в прошлом видный деятель радикальной группы «Молодая Ирландия», редактор патриотического органа «Нация», издание которой он возобновил после событий 1848 г. Однако если и ранее Даффи принадлежал к умеренным элементам, не одобрявшим революционные методы борьбы за независимость Ирландии, то теперь он окончательно ограничил задачи ирландского движения частичными преобразованиями англоирландских отношений. Достичь этого Даффи надеялся путем создания в английском парламенте фракции ирландских «независимых депутатов», которая, используя соперничество между правящими партиями, добилась бы проведения соответствующих реформ.
Аграрная программа Лиги отвечала прогрессивным в ирландских условиях буржуазным принципам перестройки аграрных отношений Она сводилась к требованиям, во-первых, запрещения произвольного расторжения арендных договоров лендлордами, увеличения срока аренды (в Ирландии нередко он равнялся всего одному году), выплаты компенсации за мелиоративные работы при аннулировании аренды или отказа продлить ее землевладельцами, во-вторых, установления «справедливой», основанной на определенной стоимостной оценке земли арендной платы, в-третьих, признания за арендатором права передавать аренду путем свободной продажи. Эти требования, получившие известность как программа «три F» — «fixity of tenure» (прочность аренды), «fair rent» (справедливая арендная плата) и «free sale» (свободная продажа или отчуждение в другой форме участков арендаторами), — были поддержаны широкими кругами ирландского крестьянства. За них высказались не только католики-арендаторы, но и протестантские арендаторы Ольстера, имевшие много случаев убедиться в том, что и «ольстерский обычай» далеко не всегда гарантирует мелких фермеров от хищнических посягательств лендлордов.
Либеральная половинчатость руководителей Лиги сказалась прежде всего в применении тех тактических средств, с помощью которых они пытались провести программу в жизнь. Главные усилия были сосредоточены на участии в избирательной кампании. Лига готова была войти в контакт с кандидатами любой политической ориентации, обязывавшимися содействовать проведению аграрной реформы. На этой платформе она пошла на сближение с последышами обанкротившегося правого крыла рипплеров, с лидерами Ассоциации защиты католиков (адвокатом Кьоу, банкиром Садлером) — организации, в целом совершенно чуждой ее целям Последняя была создана клерикальными буржуазно-помещичьими кругами и католическим духовенством, поддерживавшими притязания папы Пия IX назначать по своему усмотрению католических епископов для Британских островов.
На выборах 1852 г. Лига добилась известных успехов. Многие ирландские депутаты были избраны главным образом голосами ее сторонников В парламент прошел и сам Даффи В палате общин свыше 40 ирландских депутатов образовали так называемую независимее оппозицию, не примыкавшую ни к тори, ни к пилитам (отколовшейся от тори группе сторонников уступок промышленной буржуазии), ни к вигам. В декабре 1852 г, присоединившись к противникам торийского министерства Дерби—Дизраели, ирландская оппозиция способствовала его падению. Создалась ситуация, при которой голосами ирландцев можно было опрокинуть любой однопартийный кабинет. Это давало Даффи и его приверженцам надежду на проведение нового аграрного билля об урегулировании отношений между лендлордами и арендаторами.
Однако союз Лиги с ирландскими клерикальными парламентариями оказался непрочным. Правящим кругам Англии удалось нейтрализовать верхушку ирландской фракции («ирландской бригады», как ее продолжали называть). Кьоу, Садлер и другие были подкуплены назначением на второстепенные, но выгодные посты в коалиционном (пилиты и виги) кабинете Абердина «Независимая оппозиция» оказалась расколотой. Аграрный билль, и без того урезанный по сравнению с программой Лиги, подвергался пересмотру в интересах лендлордов на каждой парламентской инстанции, а после ряда проволочек был сдан в архив.
В то же время католические пастыри Ирландии, возглавляемые назначенными папой на высшие духовные должности ультрамонтанами, стали всемерно разжигать распри между католиками и протестантами. Католической иерархии вторили Кьоу, Садлер и другие политические дельцы, прозванные в народе «духовым оркестром римского папы». Главари реакционных протестантских организаций вроде магистра «Ордена оранжистов» отвечали антикатолической истерией. При этом как католические, так и протестантские реакционеры яростно обрушились на Лигу защиты прав арендаторов.
Сторонники Лиги отвечали разоблачениями продажности и предательства лидеров «ирландской бригады» На дополнительных выборах 1853 г. им удалось провалить кандидатуру Садлера. Однако основные цели Лиги не были достигнуты. Отчаявшись добиться хотя бы умеренной аграрной реформы, Даффи в 1855 г. сложил с себя парламентские полномочия и уехал в Австралию. Небольшая группа его сторонников в палате окончательно распалась в 1859 г.
Движение фениев
С конца 50-х годов в национальном движении Ирландии вновь возобладали революционные элементы. Эти сдвиги были обусловлены прежде всего аграрным переворотом и его влиянием на социальную обстановку в стране. Претерпевал изменение социальный состав участников национально-освободительной борьбы. Все более активную роль в ней начинали играть радикальные и демократические слои: мелкобуржуазная интеллигенция (учителя, журналисты, конторские служащие), рабочие, ремесленники и мелкие торговцы городов, а в деревне — батрацкие и полубатрацкие элементы. Именно на эти общественные силы опиралось движение фениев.
Инициаторами его были молодые участники революционных событий 1848 г., принадлежавшие к радикальному крылу Ирландской конфедерации. В противовес некоторым амнистированным деятелям 1848 г. (например, Смиту О'Брайену и др.), которые отреклись от идеи национально-освободительной революции, представители революционной молодежи не оставляли мысли о возобновлении борьбы за освобождение своей родины с оружием в руках. Одним из инициаторов возрождения революционного движения стал сын банковского клерка из Килкенни Джеймс Стефенс. 24-летним юношей он принял участие в восстании 1848 г., был ранен в схватке с солдатами и едва избежал ареста. Распространение слухов о его смерти и инсценировка похорон, устроенная отцом, помогли ему скрыться. Вместе с другим повстанцем, учителем Майклом Дохени, он в течение нескольких месяцев тайно жил в Ирландии, а затем эмигрировал во Францию. В Париже Стефенс сошелся с Джоном О'Махони, революционно настроенным ученым-кельтологом. Оба считали, что причиной поражения восстания 1848 г. являлось отсутствие у ирландцев политической военизированной организации. В создании такой организации по образцу французских, в том числе бланкистских, и итальянских тайных революционных обществ они видели необходимое условие успешной борьбы за независимость.
Дохени и О'Махони вскоре уехали в США с целью наладить революционную работу среди ирландских эмигрантов. Стефенс осенью 1853 г. совершил длительную поездку по Ирландии, подготавливая почву для основания революционной организации и вербуя сторонников. Разработанный им план предусматривал создание военизированной и строго законспирированной системы. Всем руководителям присваивались воинские звания — от сержанта до полковника, старший назначал нижестоящего. Члены организации приносили присягу. Имена их засекречивались: они должны были фигурировать под условной латинской буквой.
Стефенс и его соратники опирались на уцелевшие кое-где после распада Ирландской конфедерации местные клубы. Одним из первых шагов в этом направлении было превращение в 1856 г. литературного клуба в Скиберине (графство Корк в южной провинции Манстер) в тайное общество «Феникс». Название символизировало стремление возродить революционную борьбу.
Во главе его стал один из будущих руководителей фениев — Джеримая О'Донован, прозванный Россой (по названию его родного городка и цвету огненно-рыжих волос). Осенью 1858 г. общество «Феникс» было выдано полиции местным священником, узнавшим о его существовании на исповеди. Последовали аресты и судебный процесс. Один из лидеров был приговорен к десяти годам каторжной тюрьмы. Осужден был и О'Донован, но в результате общественного протеста в 1859 г. освобожден из тюрьмы.
Тем временем в США уже в 1854 г. была основана «Ассоциация памятника Эммету». Под «памятником», согласно предсмертной воле ирландского патриота, подразумевалось завоевание независимости Ирландии. К 1858 г. как в США, так и в самой Ирландии окончательно оформилась организация фениев. Кличка «фении» вела свое происхождение от легенд о воителях древней Ирландии, составлявших дружину героя ирландского эпоса Финна Мак-Кала. В ирландских анналах и памятниках древнего права фениями назывались вольные члены септов и кланов. В документах организации первоначально отсутствовало какое-либо официальное название. Говорилось о «нашем движении», «обществе», «братстве». Только в середине 60-х годов утвердилось наименование Ирландское революционное братство, сокращенно ИРБ. Многие участники движения расшифровывали эти буквы как Ирландское республиканское братство.
Хотя американских и ирландских фениев объединяла общая цель — освобождение Ирландии, в характере и формах их деятельности имелись существенные различия. У ирландской и американской ветвей Фенианского братства было по существу самостоятельное руководство. «Главным центром» американских фениев являлся О'Махони Стефенс признавался американскими фениями «главной исполнительной властью», «верховным организатором ирландской нации» и формально по своему положению ставился выше О'Махони. Но на деле соподчинение отсутствовало. В условиях США деятельность фениев была в значительной мере легальной. Они устраивали публичные собрания и митинги, созывали съезды, обсуждали многие свои дела в печати. Главной задачей они считали содействие освобождению Ирландии путем сбора денежных средств на нужды революционного движения, снабжения его участников оружием, подбора военных кадров. В Ирландии же фении действовали в основном подпольно. Непосредственно готовя восстание, они проводили секретное военное обучение, устраивали тайные военные сборы, нередко под видом присутствия на скачках, футбольных матчах и т.п., приобретали огнестрельное и изготовляли холодное оружие Большое значение придавалось вербовке в организацию военных ирландского происхождения Стефенсу и его соратникам удалось создать секции среди ирландцев, проживавших в Англии и Шотландии. В свою очередь американские фении распространили свою агитацию на ирландских эмигрантов в Канаде.
Структура ирландской организации фениев (окончательно она сложилась в начале 60-х годов) была сугубо конспиративной. Глава ее, Стефенс, был наделен диктаторской властью. Совет при нем состоял из семи «провинциальных центров» (для четырех провинций Ирландии, Северной и Южной Англии и Шотландии). «Провинциальным центрам» подчинялись «окружные центры». Первичной ячейкой являлся кружок из десяти человек. Кружки были связаны между собой только через руководителей. Для борьбы с провокаторами и предателями позднее был учрежден особый Комитет общественной безопасности. Специальные организаторы ведали «фабриками оружия», изготовлявшими по преимуществу пики, и мастерскими взрывчатых веществ
Осенью 1858 г. Стефенс прибыл в США. Его пятимесячная пропагандистская поездка по различным штатам имела значительный успех. Однако Стефенсу не удалось вовлечь в ряды фенианского руководства таких ветеранов освободительной борьбы, как Мигер и Митчел (последний бежал в Америку с тасманийской каторги). Оба революционных деятеля отнеслись с недоверием к заговорщическим планам фениев.
Тем не менее, известную поддержку их движению они оказали. Митчел, находясь впоследствии в Париже, выполнял некоторые их поручения, Мигер возглавил ирландскую бригаду в период Гражданской войны в США, состоявшую почти сплошь из фениев.
Когда в апреле 1861 г. началась эта грандиозная, продолжавшаяся до весны 1865 г. битва прогрессивных сил американского народа против рабовладельческой системы южных штатов, тысячи ирландцев пошли добровольцами в армию Севера. Были сформированы специальные ирландские подразделения. Некоторая часть проживавших на территории юга ирландцев была мобилизована в армию Южной конфедерации или завербовалась в нее, поддавшись демагогической пропаганде южан. Но независимо от того, на чьей стороне им довелось воевать, ирландские участники Гражданской войны стремились использовать приобретенный военный опыт для будущей борьбы за освобождение своей родной Ирландии. Фении надеялись, что дипломатические осложнения между правительством Линкольна и английскими правящими кругами, оказывавшими всяческую поддержку южным мятежникам, перерастут в военный конфликт, и это создаст благоприятные условия для вооруженного выступления в самой Ирландии.
В годы Гражданской войны агитация американских фениев за национальное освобождение Ирландии неустанно продолжалась. По их инициативе была проведена и публичная манифестация в самой Ирландии. Поводом послужила смерть весной 1861 г. в Сан-Франциско участника ирландского восстания 1848 г. Теренса Белью Мак-Мануса. Фении решили перевезти его останки в Ирландию и организовать там торжественные похороны. Гроб с прахом Мак-Мануса в середине сентября с побережья Тихого океана был доставлен в Нью-Йорк, а затем на специально зафрахтованном судне привезен в конце октября в Корк. Здесь, несмотря на противодействие католического духовенства, обрушившегося с церковными проклятиями на участников тайных обществ, он был провезен по всем главным улицам города и отправлен поездом в Дублин. По дороге на всех станциях собирались толпы людей, многие приходили с оружием. 10 ноября 1861 г. состоялись похороны Мак-Мануса на Гласневинском кладбище в Дублине. За гробом шло не менее 5000 фениев.
Стремление придать движению более массовый характер отразилось на съезде американских фениев, созванном в октябре 1863 г. в Чикаго. Съезд открыто объявил целью движения провозглашение независимой Ирландской республики. Был даже утвержден ее государственный флаг. В структуру организации вносились известные демократические элементы. «Главный центр», пользовавшийся ранее неограниченными полномочиями, подлежал теперь избранию съездами. Наряду с ним съезд избрал полноправный Центральный совет. В 1865 г. на съезде в Филадельфии была сделана попытка построить фенианскую организацию по образцу государственного устройства США, но вскоре от этой идеи американские фении отказались.
В 1865 г. в США действовало 613 местных организаций фениев, насчитывавших в целом около 184000 членов. Внутри движения, однако, продолжали жить традиции заговорщических обществ, нашедшие здесь выражение в тяготении к авантюристическим тактическим формам борьбы. О'Махони и его сторонникам, больше других склонявшимся к агитации в массах, противостояли «люди действия», не считавшиеся с обстановкой и требовавшие немедленных военных акций.
В самой Ирландии по-прежнему преобладали заговорщические тенденции, хотя объективное развитие движения нередко побуждало его лидеров искать пути обращения к массам.
Таким образом, к середине 60-х годов фенианство окончательно сложилось как политическое течение. В социальном отношении оно не было однородным, объективно выражая чаяния наиболее радикальных элементов национальной буржуазии, и в первую очередь мелкобуржуазных слоев ирландского города и деревни, а также не отделившегося еще тогда от них ирландского пролетариата.
Фении выступили знаменосцами борьбы за требование, в котором в то время концентрировались интересы всех прогрессивных классов ирландской нации, а именно полного освобождения Ирландии от господства английских землевладельцев и капиталистов. Как мелкобуржуазные революционеры народнического толка, фении не отличались четкостью и выдержанностью идейных позиций. Им в той или иной степени были свойственны национальная ограниченность, политические блуждания, догматизм и узость в выборе тактических средств борьбы. Не все лидеры движения ясно представляли себе будущее политического устройства независимого ирландского государства. Существовал даже проект провозглашения Ирландии монархией во главе с французским маршалом Мак-Магоном в качестве основателя национальной династии. В брошюре «О будущем ирландском государстве» (1863 г.) Стефенс склонялся к введению президентской республики с пожизненным президентом. Однако большинство фениев стояли за перенесение на ирландскую почву более демократичных республиканских учреждений США.
Одним из проявлений национализма фениев было индифферентное отношение к борьбе английского рабочего класса за радикальную парламентскую реформу, от которой не могла не выиграть и Ирландия. Здесь фении отошли от традиции ирландского революционного демократа Митчела, понимавшего значение союза борцов за независимость Ирландии с английскими чартистами. Отсутствовала у фениев и разработанная программа по аграрному вопросу, хотя провозглашенное ими требование ликвидации английского господства объективно открывало путь к революционным преобразованиям в аграрном строе. Весьма затрудняла создание массовой базы движения и заговорщическая тактика руководителей фениев.
И тем не менее, несмотря на все его слабости, движение фениев явилось важной ступенью в развитии национально-освободительной борьбы ирландского народа. Фении вновь, после поражения восстания 1848 г., направили национальное движение в революционное русло, доказав порочность либеральной половинчатости. Своей деятельностью они способствовали также размежеванию с клерикальными элементами. Достижением фениев было создание революционной организации, приспособленной к действиям в нелегальных условиях.
Характеризуя сильные стороны фенианства, Маркс указывал на его связь с социальным протестом ирландского крестьянства против сгона с земли. Именно поэтому движение фениев «пустило корни в народных массах, в низших классах». Маркс отмечал также антиклерикальные тенденции движения фениев, его разрыв с соглашательским парламентаризмом о'коннеловского типа, республиканские устремления, широкую сферу его распространения, охватывающую Ирландию, Америку и Англию.
«Ирландский народ». Репрессии против фениев
С 28 ноября 1863 г. в Дублине начала выходить газета «Айриш пипл» («Ирландский народ»). Ее издание свидетельствовало о том, что, несмотря на заговорщическую атмосферу, руководители движения почувствовали потребность открытого общения с массами через печать. В США фении располагали рядом органов печати. Налаживание же регулярного выпуска легальной революционной газеты в Ирландии, где английские власти поддерживали полицейский режим, требовало значительно больших усилий и способностей. В редакционный штаб вошли видные лидеры фенианского движения. Главным редактором официально числился Стефенс, но вскоре руководство ее фактически сосредоточилось в руках остальных редакторов — Томаса Кларка Лаби, Джона О'Лири, Чарлза Джозефа Кикема. Административными делами ведал О'Донован Росса. Редакция «Ирландского народа» выполняла не только издательские функции. Она сделалась по существу одним из руководящих центров фениев, организатором их конспиративных совещаний, хранительницей архива, в ее помещении находился даже один из тайных складов оружия.
Статьи, публиковавшиеся в газете, отражали программные и тактические принципы движения фениев. Они показывали, что их требование установления независимой Ирландской республики имело социальную подоплеку. «Ирландский народ» обличал не только политическое, но и социальное угнетение ирландских масс, систему лендлордизма. Сгон арендаторов с земли, подчеркивала газета, является результатом заговора правительства и крупных землевладельцев, грозящего Ирландии национальной катастрофой.
Через многие номера проводилась мысль о завоевании независимости революционным путем как единственном способе избавления ирландского народа от социальных бедствий. У Ирландии «больше нет другого выбора либо искоренение, либо свобода», — говорилось в статье «Сейчас или никогда», напечатанной 12 декабря 1863 г. Позднее газета писала: «Наша прекрасная и плодородная земля превратится в иноземную пастбищную ферму, а остатки нашей нации станут рассеянными по всему миру бродягами и париями, если с английским господством над Ирландией не будет покончено. Революция— вот наша единственная надежда». Никакие реформы, проводимые английским парламентом, никакие аграрные билли не смогут прекратить обезземеление ирландских крестьян и создать условия для развития ирландской промышленности, разоряемой английской конкуренцией, — указывала газета 19 декабря 1863 г. в статье, автором которой был Лаби. Вообще, подчеркивал он, добиваться улучшений для Ирландии при сохранении английского господства — значит ставить телегу впереди лошади. Любой акт, проведенный чужеземным законодательством, неизбежно будет надувательством. Утвердить крестьянскую собственность в Ирландии может только независимый ирландский законодательный орган. Нельзя ждать освободительных актов и от местных капиталистов и лендлордов. «Это — иноземный гарнизон в нашей стране, существование которого служит преградой для ее процветания... Всякая попытка сделать из них ирландских националистов столь же рациональна и практически осуществима, как попытка заставить гиену играть роль комнатной болонки».
В то же время расплывчатый, недифференцированный подход фениев к самому понятию «народ», вера в чудодейственную силу крестьянской парцеллы свидетельствовали о мелкобуржуазной природе их мировоззрения.
На страницах «Ирландского народа» фении вели страстную полемику с представителями ирландского либерального конституционализма, в частности с А.-М.Салливаном, Диллоном, Смитом О'Брайеном, который, кстати, публично раскаялся в своем участии в революции 1848 г. В ответ на обвинения своих оппонентов в приверженности к насилию фении разоблачали методы парламентского лавирования либералов, доказывали несостоятельность этой тактики на примере провала Лиги защиты прав арендаторов.
Разумеется, в ориентации фениев исключительно на вооруженное восстание в известной мере проявился сектантский отказ от использования других средств борьбы за независимость, в том числе парламентской трибуны, а также непонимание того, что выбор тактических средств определяется конкретной ситуацией. Однако в такой момент, когда национальное движение особенно страдало от конституционных иллюзий, от деморализующего влияния соглашательского курса либералов, пропаганда фениями революционного образа действий, их идея национальной революции имели весьма позитивное значение.
Газета «Ирландский народ» опровергала инсинуации в адрес фениев ирландского высшего духовенства, разоблачая его псевдопатриотизм. В то же время фении заявляли о своей верности католической религии. Это религиозное чувство иногда увлекало ирландских революционеров на ложный путь. Некоторые из них, например, осудили гарибальдийцев за то, что их действия угрожали светской власти римского папы. В 1871 г., находясь в США, О'Донован Росса неодобрительно отозвался о парижских коммунарах, главным образом за расстрел — в ответ на зверства версальцев — нескольких заложников, в том числе парижского архиепископа. В целом же фении проявляли солидарность с революционным движением других стран, особенно с борцами за национальную независимость. В 1863 г. «Ирландский народ» горячо приветствовал участников польского восстания.
Революционный тон газеты, ее большой тираж (до 30 тыс. экземпляров) чрезвычайно обеспокоили английские власти. Полицейская акция против нее была подготовлена с помощью провокаторов, одному из которых, учителю Наглу, удалось в качестве служащего проникнуть в издательский аппарат.
В ночь с 15 на 16 сентября 1865 г. полиция ворвалась в помещение редакции, конфисковав все ее имущество. В Дублине, а вслед за тем в Корке были произведены массовые аресты фениев. Лаби, О'Лири, О'Донован Росса оказались за решеткой. Через два месяца в предместье Дублина был арестован Стефенс, а вместе с ним и Кикем. Процесс над лидерами фениев был назначен на конец ноября 1865 г. Но за два дня до предстоящего открытия судебных заседаний Стефенс совершил побег из Ричмондской тюрьмы, среди надзирателей которой фении имели своих сторонников.
Судебная расправа с остальными арестованными фениями не замедлила последовать. Председателем суда, начавшего 2 декабря 1865 г. рассмотрение дела редакторов и сотрудников «Ирландского народа», был бывший лидер «ирландской бригады» Кьоу. В качестве одного из свидетелей выступал предатель Нагл. Несмотря на блестящую защиту, проведенную адвокатом Исааком Баттом, будущим основателем Лиги гомруля, все обвиняемые были осуждены как государственные преступники. Тот же состав суда особо рассматривал дело О'Донована Россы, отказавшегося от адвоката. На суде Росса применил обструкцию, которой позднее ирландские деятели стали широко пользоваться в парламенте. Судьи и присяжные были прямо-таки взбешены поведением обвиняемого, часами невозмутимо зачитывавшего протоколы Чикагского съезда фениев, различные документы, статьи из «Ирландского народа», в том числе те, в которых разоблачались неблаговидные поступки в прошлом председателя суда. Росса устроил настоящий допрос «свидетелю» Наглу, изобличив его как платного агента полиции. Суровость приговоров фениям ошеломила даже английскую публику. О'Донован Росса был приговорен к пожизненному заключению в каторжной тюрьме, Лаби и О'Лири — к 20 годам, Кикем — к 15 годам, остальные — на сроки от 10 до 2 лет тюремного заключения.
Восстание 1867 года
Одним из последствий разгрома «Ирландского народа» было усиление сектантско-авантюристических тенденций в фенианском движении. Сторонники немедленного восстания стали все больше оттеснять наиболее трезвых руководителей. Усилились разногласия среди американских фениев. У.-Р.Роберте и другие «люди действия» выдвинули план вторжения в Канаду с целью спровоцировать войну между Англией и США. О'Махони решительно возражал против этого плана. В Фенианском братстве в Америке произошел раскол. Однако и сам О'Махони санкционировал другое авантюристическое предприятие — попытку высадки на расположенном у северовосточного побережья США острове Кампо-белло (находился в частном владении) и провозглашения на его территории Ирландской республики с дальнейшим использованием острова как базы для военно-морских операций против Англии. Посланная в Кампо-белло в апреле 1866 г. экспедиция фениев потерпела полную неудачу.
«Партия Робертса» в свою очередь в конце мая 1866 г. отправила отряд вооруженных фениев во главе с молодым офицером О'Нилом в Канаду. Отряд перешел границу в районе Ниагары у Буффало. Фении захватили пограничный военный форт, перерезали телеграфные провода и разрушили железнодорожный мост, чтобы затруднить передвижение канадским гарнизонам, и даже нанесли поражение высланному против них усиленному батальону. Но приближение новых частей противника заставило отряд, не имевший артиллерии и достаточных боеприпасов и не дождавшийся подкреплений, спешно отступить на американскую территорию, где участники экспедиции были арестованы местными властями.
Провал этой авантюры не помешал сторонникам Робертса предпринять в мае 1870 г. и в апреле 1871 г. новые попытки вторгнуться на канадскую территорию, окончившиеся столь же безуспешно.
Идею освобождения Ирландии путем военного набега на Канаду не разделяли даже многие сторонники немедленных действий. Они жаждали начать вооруженную борьбу на самой ирландской почве. От Стефенса требовали ускорить выступление. Особенно настаивали на этом прибывшие еще в 1865 г. в Ирландию офицеры — участники Гражданской войны. Среди них выделялся Томас Келли, один из организаторов побега Стефенса из Ричмондской тюрьмы. В начале 1866 г. Стефенсу с большим трудом удалось добиться перенесения срока восстания на три месяца. Но вскоре со стороны правительства последовал новый удар, расстроивший планы фенианского руководства. 17 февраля 1866 г. в Ирландии был отменен Хабеас корпус акт. Снова начались повальные аресты участников движения Ненадежные воинские части, подозреваемые в связях с фениями, были выведены из Ирландии.
В мае 1866 г Стефенс вновь приехал в США с целью восстановления единства среди американских фениев Ему не удалось ликвидировать раскол, но с помощью Келли он добился известного сплочения сторонников «ирландского варианта» восстания. Сам он сменил ушедшего в отставку О'Махони на посту «главного центра» и в американской организации. Однако неуверенность Стефенса в успехе восстания, его стремление отложить его вызывали растущее недовольство военных руководителей 21 декабря 1866 г. произошло бурное объяснение, в результате которого на следующий же день Стефенс был смещен. Руководство подготовкой восстания целиком сосредоточилось в руках Келли, ставшего «главным центром», и других военных.
Восстание было назначено на 11 февраля 1867 г. План его был разработан с помощью французского республиканца Гюстава Клюзере, будущего военного делегата Парижской коммуны. Предусматривалось одновременное выступление в ряде графств Ирландии, образование подвижных повстанческих отрядов, базирующихся в неприступных местностях, развертывание партизанской войны, пока какое-нибудь международное осложнение или помощь со стороны американского флота не позволят перейти к военным действиям более крупного масштаба. В случае если повстанцам удалось бы образовать крупное воинское соединение, Клюзере выразил согласие его возглавить. Сигналом к восстанию должны были послужить захват арсенала в Честерском замке (Северо-Западная Англия) и быстрая доставка оттуда оружия к берегам Ирландии.
Однако подготовка этой операции и дальнейшие намерения фениев стали известны английским властям через провокатора Коридона, и охрана Честерского замка была усилена. Собравшиеся для нападения на него фении вынуждены были поспешно скрыться Руководители ре шили перенести срок выступления на 5 марта, но это решение не удалось довести до сведения всех местных организаторов восстания, и в графстве Керри, например, оно было поднято преждевременно. Здесь отряд фениев совершил успешное нападение на помещение береговой охраны и на полицейский патруль. Однако, не получив известий о выступлении в других местах, фении рассеялись.
Поскольку у фениев не было прочных связей с массами, их выступление 5 марта 1867 г не вызвало широкого отклика среди населения Им не удалось создать крупные повстанческие отряды, действовавшие по общему плану Восстание свелось к разрозненным, локальным вооруженным выступлениям в 11 восточных и южных графствах, в том числе в графствах Дублин, Килдар, Килкенни, Уотерфорд, Типперэри, Клер, Лимерик и Корк Восставшие захватили несколько полицейских казарм и участков. В графстве Лимерик им даже удалось на короткое время овладеть г.Киллмалок. Но существенных результатов повстанцы не достигли. Во многих местах их атаки были отбиты полицией и войсками. Многие из участников восстания были схвачены, некоторым удалось избежать ареста.
Спустя месяц после подавления восстания, 12 апреля, у западного побережья (графство Слайго) появилась бригантина «Джолимер», в пути из Америки переименованная в «Надежду Ирландии», с оружием для повстанцев. Однако выгрузить оружие не удалось, а высадившихся нескольких американских фениев власти арестовали.
Расправа с повстанцами была суровой. Из 169 арестованных только 7 было помиловано. Больше половины из них были приговорены к долгосрочной каторге, остальные — к заключению в тюрьмах.
«Манчестерские мученики»
После поражения восстания в фенианской организации усилились разброд и разногласия. Пытаясь их преодолеть, собравшийся в начале сентября 1867 г. съезд в Кливленде решил предложить пост председателя Фенианского братства Митчелу, который отказался его принять, осудив заговорщическую тактику фениев. В Ирландии и Англии попытки восстановить единство предпринимал Келли, прибыв с этой целью в Ланкашир, где проживало много ирландцев. 11 сентября 1867 г. он был вместе со своим помощником Тимоти Дизи схвачен полицией в Манчестере.
18 сентября, днем, когда тюремная карета, в которой среди других заключенных находились Келли и Дизи, проезжала, возвращаясь из следственного полицейского суда в тюрьму, под железнодорожным мостом, группа вооруженных фениев совершила на нее нападение. Обратив в бегство охрану, фении освободили заключенных. Взламывая дверь, один из участников нападения выстрелил в замочную скважину. Пуля смертельно ранила находившегося внутри сержанта полиции.
Власти города начали настоящую охоту на фениев. В Манчестере и окрестностях хватали всех заподозренных. За несколько дней было арестовано свыше 50 человек. 26 заключенных, среди которых преобладали ирландские рабочие, были преданы суду по обвинению в предумышленном убийстве и мятеже.
Масштабы репрессий, явная пристрастность полицейских и судебных властей вызвали сочувствие к фениям радикальных кругов. Защиту обвиняемых взяли на себя несколько известных своим свободомыслием английских адвокатов. Готовность выступить защитником выразил бывший лидер левого крыла чартизма Эрнест Джонс, не раз солидаризировавшийся с угнетенной Ирландией.
28 октября началось слушание дела, а 13 ноября был объявлен приговор. Из 26 обвиняемых пятеро — Уильям Филипп Аллен, Майкл Ларкин, Майкл О'Брайен, Эдвард Кондон и Томас Мегвайр были приговорены к смертной казни, семеро — к каторжной тюрьме, остальные либо к менее длительным срокам тюремного заключения, либо оправданы.
Генеральный Совет Первого Интернационала охарактеризовал приговор как акт «политической мести». На суде так и не было доказано, кем был произведен роковой выстрел, случайно убивший полицейского сержанта. Один из приговоренных, Ларкин, вообще не участвовал в нападении на тюремную карету. И тем не менее, несмотря на многочисленные протесты против готовящегося политического убийства, высшие судебные инстанции помиловали только Мегвайра; Кондону, как подданному США, по ходатайству американских властей заменили смертную казнь пожизненным заключением. Для остальных смертный приговор был оставлен в силе.
23 ноября 1867 г. состоялась публичная казнь. Эшафот был установлен на стене тюрьмы перед площадью, на которой собралась большая толпа народа. И на суде
И во время казни осужденные держались с редким мужеством. В своих предсмертных письмах они заявили, что готовы умереть во имя освобождения своей родины. «Я уверен, — гневно сказал на процессе О'Брайен, — что моя кровь с умноженной во сто крат силой падет на тиранов, считающих уместным подобный акт насилия».