Эволюция уголовного права западных стран после второй мировой войны
На уголовное право большое влияние оказывают в XX веке криминологические теории. В конце XIX - начале XX века в уголовном праве Западной Европы оформилось социологическое направление ( Э. Ферри, А. Принс, Ф. Лист), согласно которому преступность есть продукт преимущественно не биологических, а социальных факторов ( экономические и политические факторы, падение нравов ). Поэтому для достижения реальных сдвигов в уменьшении преступности необходимо улучшать социальную среду. Важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления. Всех преступников Лист подразделял на две группы: случайных и постоянных. Применительно к случайным преступникам главной целью наказания должно быть устрашение и исправление. К ним допускалось применение условного осуждения вместо вредного краткосрочного заключения, принудительных работ без лишения свободы, расширение применения штрафа, досрочного освобождения. К постоянным преступникам ( неисправимым, прирожденным ) главной целью наказания должно быть изоляция от общества и лишение возможности причинять вред обществу, обезвреживание социально опасных элементов. К ним должны применяться суровые меры: длительное лишение свободы, смертную казнь, ссылку, ибо они обнаружили свое "опасное состояние". Так как судьи не всегда могут точно установить степень опасности подсудимого, социологи предлагали ввести " неопределенные приговоры", т. е. такие, в которых обозначался бы лишь минимум или максимум наказания. При этой системе фактически определение срока освобождения осужденного передавалось бы в руки тюремной администрации. Под влиянием социологической школы в Англии закон " о предупреждении преступлений" 1908 г. предоставил судам право относить к категории " привычных преступников" лиц, осужденных по достижении ими 16 лет не менее трех раз за серьезные преступления и ведущих преступный образ жизни. В таких случаях суд, приговорив осужденного к каторге, может постановить, что по отбытии каторги осужденный должен быть подвергнут особому режиму, срок которого, указанный в приговоре, не может быть менее пяти и более десяти лет с тем, однако, что он может быть освобожден и ранее, если будет этого заслуживать.
Уголовное право западных стран, выполняя охранительные функции, подвергалось противоречивому давлению: консервативные силы выступают за ужесточение наказаний за тяжкие преступления, либеральные - за либерализацию уголовного права. Например, в 70-е годы в большинстве стран Запада акцент в воздействии на преступность под влиянием социологических направлений ( важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления; репрессия не может быть единственным ответом государства на преступления) делался на социальные преобразования, направленные на уменьшение экономического неравенства ( социальную помощь государства, борьбу с бедностью,) и перевоспитание преступников. Все возрастающая преступность практически во всех европейских странах привела с середины 80-х годов к ужесточению уголовных наказаний.
В уголовном праве западных стран после второй мировой войны проявляется тенденция либерализации уголовной политики. Во-первых, наблюдается снижение процента судебных приговоров, связанных с лишением свободы, расширение системы наказаний, не связанных с лишением свободы, замена краткосрочного лишения свободы штрафом, общественными работами, расширяется институт условного осуждения ( пробации ) для преступников, которые по характеру деяний и по данным об их личности признаются не представляющими большой общественной опасности для общества, чтобы по возможности избежать краткосрочного тюремного заключения и его вредных последствий. Пробация ( буквально: испытание) - оставление осужденного на свободе под условием выполнения требований, устанавливаемых судом: не посещать определенных мест, воздерживаться от встреч с определенными лицами, оставаться дома в вечернее время, регулярно посещать церковь, периодически проходить тестирование на наркотики и продолжать учебу или работу на постоянной основе. Специальный работник контролирует поведение осужденного в течение всего срока пробации, который может быть назначен в Англии от 6 месяцев до 3 лет, в США - до 5 лет. При нарушении условий пробации суд налагает на осужденного штраф, обязывает посещать специальный исправительный центр, выполнять бесплатно общественные работы, а в США она заменяется реальным лишением свободы. В 1983 г. во Франции, а ранее в Англии был введен новый вид наказания - " работы в общественных интересах", выполняемые периодически от 20 до 240 часов. С 1983 года во Франции вводится новый порядок исчисления штрафов в дневных ставках дохода с тем, чтобы учитывать имущественное положение осужденного. Количество дневных ставок не должно превышать 360 дней, а соответствующая ставка - 2 тыс. франков. В США применяются домашний арест с электронным мониторингом, исправительные строевые лагеря.Осужденный, находящийся под домашним арестом с электронным мониторингом , может ходить на работу, в магазин, в поликлинику и т. п. Он обязан возвращаться домой к определенному времени. На руку и ногу осужденного надеваются браслеты с передатчиками размером с пачку сигарет, передаваемые им сигналы поступают через домашний телефон осужденного на контрольный пункт и позволяют контролировать местонахождение поднадзорного. Исправительные строевые лагеря рассматриваются как шоковое заключение на срок от 90 до 180 дней для молодых людей. В таком лагере заключенные 6-8 часов в день занимаются тяжелым ручным трудом, по окончании рабочего дня они занимаются физическими упражнениями и строевой подготовкой, после ужина они учатся или получают консультации и лечение от наркомании.
Во-вторых, наблюдается сокращение применения смертной казни. В ФРГ смертная казнь отменена Конституцией 1949 г., что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. В 1981 г. смертная казнь была отменена во Франции. В 1965 г. в Англии временно на пять лет отменялась смертная казнь за убийство, но сохранялась за измену и пиратство. В 1969 г. за убийство смертная казнь была окончательно отменена, осталась лишь за измену и пиратство, но осужденных к ним не было.
В США с 1950-х годов началось все более заметное сокращение числа ежегодно выносимых смертных приговоров, и в особенности приводимых в исполнение приговоров к смертной казни в штатах, где она не была отменена. С 1967 по 1976 г. в США фактически установился мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров, но суды штатов продолжали вынесение смертных приговоров в тех случаях, когда считали это необходимым, что привело к образованию постепенно растущей "очереди смертников". В 70-х годах Верховный суд США, позиция которого в политике применения смертной казни всегда являлась определяющей, дважды выносил прямо противоположные решения. В 1972 г. Верховный суд США в решении по делу Фурмена пятью голосами против четырех признал, что применение смертной казни противоречит конституции страны, смертная казнь представляет собой жестокое и необычное наказание. Это решение породило обратный эффект. Нарастающие в обществе консервативные настроения побудили законодательные собрания штатов ужесточить свои законы, по существу предписывающие обязательное вынесение смертного приговора за убийство, а иногда и другие тяжкие преступления. К 1976 г. аналогичные законы были приняты уже в 37 штатах, и в том же году Верховный суд США в решении по делу Грегга признал, что смертная казнь в принципе не противоречит конституции, однако ограничил возможность ее применения рядом условий. Ныне смертные приговоры могут быть вынесены судами штатов лишь за тяжкое убийство или лишение жизни при совершении иного тяжкого преступления. При этом, по требованию Верховного суда США, законы любого штата должны предоставить суду присяжных возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. В ответ на многочисленные требования Верховный суд США ввел в 1988 г. еще одно ограничение, прежде не существовавшее в законах многих штатов, установив, что смертная казнь не может применяться к несовершеннолетним в возрасте до 16 лет. Так, 14-летний У. Дарен был казнен на электрическом стуле 15 марта 1987 г. В настоящее время смертная казнь предусмотрена законодательством 38 штатов. Федеральное законодательство также сохраняет смертную казнь за некоторые тяжкие государственные, воинские и общеуголовные преступления (захват самолета с последующим убийством, убийство федерального служащего, совершенное торговцами наркотиками). В зависимости от законов отдельных штатов приговоры приводят в исполнение с помощью электрического стула, газовой камеры, через расстрел или повешение, посредством смертоносной инъекции. Разрыв между числом вынесенных смертных приговоров и числом казненных продолжал увеличиваться. С 1976 по 1995 г. в США ежегодно выносится в среднем 250 смертных приговоров. Однако из-за продолжительного периода рассмотрения апелляций " очередь смертников" постоянно растет - к середине 90-х годов она превышала 3 тыс. осужденных. С 1976 по 1993 г. в стране было казнено 290 осужденных. Хотя в разные годы число казней было неодинаковым, в среднем исполнение приговоров в эти годы ежегодно не превышало 2% от общего числа приговоренных к смертной казни. Именно из-за неповоротливости американской судебной машины смертную казнь в США называют " бумажным тигром". В феврале 1996 г. в Калифорнии был казнен У. Бонин, осужденный в 1982 г. за зверское убийство 14 подростков. Маньяк сбрасывал обнаженные тела детей на обочины скоростных дорог. Почему же, несмотря на полную ясность дела, понадобилось более 14 лет, чтобы утвердить смертный приговор? По законам американских штатов осужденный к смертной казни автоматически получает право на апелляцию в Верховный суд штата. Обычно рассмотрение такой апелляции растягивается на 5 лет. После этого осужденный может опротестовать решение Верховного суда в окружном государственном суде, где процесс опять начинается с нулевой отметки. И, наконец, даже потерпев неудачу в последней инстанции - Верховном суде США, осужденный вправе... вновь обратиться с апелляцией в Верховный суд штата, где процесс вновь начинается сначала. А ведь криминологи утверждают, что сдерживающее воздействие на преступность оказывает не установление смертной казни в законах, а ее реальное и достаточно масштабное применение. При незначительном применении смертной казни (8-10 казней в год) эффект от нее лишь отрицательный.
В-третьих, наблюдается декриминализация некоторых деяний: бродяжничества, нищенства, гомосексуализма, употребления и хранения наркотиков. Например, в Италии в 1975 г. употребление всех видов наркотиков (от марихуаны до кокаина) было легализовано, и это вызвало резкий рост числа наркоманов и смертей от передозирования. Испания легализовала личное потребление любых наркотических веществ в 1983 г. В Голландии так называемый Шиумный закон наркотические вещества, не относящиеся к сильнодействующим и в отношении которых не фиксируется ярко выраженный эффект наркотической зависимости , делает вполне доступным. Небольшие порции конопли можно беспрепятственно приобрести в молодежных центрах. В то же время закон запрещает хранение и употребление сильнодействующих наркотиков (героина, кокаина, гашишного масла и др.).
В-четвертых, наблюдается гуманизация методов лишения свободы, пенитенциарной системы(превращение тюремных камер из рукотворного ада в своеобразные приюты, гостиничные номера с человеческими бытовыми условиями и достаточно жестким режимом, что не исключает издевательств одних заключенных над другими). Во Франции в результате пенитенциарной реформы, которая была проведена в 1985 г., существенно гуманизировались условия отбывания тюремного заключения. Заключенные получили возможность получать профессиональное образование, учиться в различных учебных заведениях и получать необходимую медицинскую помощь за пределами пенитенциарного учреждения без постоянного контроля со стороны тюремной администрации.
С другой стороны проявляется тенденция усиления уголовной ответственности за тяжкие преступления и за рецидивы. В этом проявляется процесс дифференциации уголовной ответственности. Новый уголовный кодекс Франции 1992 г. увеличил максимальный срок лишения свободы с 20 до 30 лет для опасных преступников, значительно усилил наказуемость терроризма, бандитизма, сутенерства, торговли наркотиками. Строгие меры предусмотрены за угон воздушного судна, корабля или иного транспортного средства, похищение и незаконное лишение свободы людей. Неизвестные ранее нормы введены в разделы об имущественных преступлениях, предусмотрена ответственность за новые формы посягательств на окружающую природную среду, за преступления в сфере информатики ( компьютерные преступления ).
В США лишение свободы может назначаться как на определенный срок, так и пожизненно. В США существует порядок сложения наказаний за совокупность преступлений. При этом окончательный срок может составлять 150-200 лет. Наказание отбывается в местах заключения с различными по строгости режимами. Начиная с 1870-х годов в США господствовала система неопределенных приговоров, при которой суд устанавливал в приговоре лишь минимальный и максимальный срок лишения свободы. Реальный же срок лишения свободы при такой системе определяют комиссии по условно-досрочному освобождению из 3-12 человек, назначаемые губернатором штата. Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. требует назначения федеральными судами фиксированных сроков лишения свободы для осужденных за насильственные преступления и рецидивистов. Уголовные законы все чаще допускают одновременное назначение в приговоре в любых сочетаниях лишения свободы, пробации и штрафа. Судьи стали больше практиковать длительные сроки лишения свободы. В 1973-1992 гг. Число заключенных в тюрьмах долгосрочного заключения увеличилось от 350 тыс. до 1,3 млн. человек. Чтобы покончить с широко распространенной практикой " вращающихся дверей", когда многие опасные рецидивисты необоснованно освобождались из тюрем досрочно, в 1995 г. в штате Иллинойсе был принят закон, резко ужесточающий санкции за убийство и предусматривающий " стопроцентные приговоры", по которым осужденные за эти преступления не подлежат никаким формам досрочного освобождения. В Калифорнии в 1995 г. был принят "Закон о трех нарушениях", согласно которому при осуждении за третье преступление минимальное наказание - 25 лет без права на досрочное освобождение. Закон о контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах 1994 г. установил, что, если преступник был осужден за три насильственные фелонии ( тяжкие общеуголовные преступления ( убийство, изнасилование, разбой и пр. ), по степени опасности уступающие государственной измене) или за три преступления, связанные с наркотиками, то следующим по счету является осуждение за любое из федеральных преступлений, ему в обязательном порядке назначается пожизненное тюремное заключение.
Хотя общая мировая практика стремится к сокращению применения смертной казни, в ряде государств наблюдается обратное. Лишь законодательство 35 стран не предусматривает смертной казни ни за какие преступления ( Австрия, Германия, Дания, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция и др. ). В 18 странах она может быть применена при особых обстоятельствах, например, в военное время ( Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Швейцария и др. ). 26 стран сохранили смертную казнь в законодательстве, но более 10 лет ее не применяют (Бельгия, Греция и др. ). Большинство стран мира ( более 100 ) смертную казнь применяют, зачастую довольно активно и расширяя диапазон ее применения (38 штатов США, Индия, Китай, Корея, Пакистан, Нигерия, Египет, Индонезия, все арабские государства; в Японии смертная казнь предусмотрена за 11 составов преступлений). В США законом 1994 г. резко расширяется сфера федеральных преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, возможность назначения смертной казни распространяется на 60 видов федеральных преступлений, включая тяжкое убийство, совершенное бежавшим из федеральной тюрьмы заключенным; убийство, совершенное при захвате автомашины.
В целяхборьбы с организованной преступностьюс конца 1960-х годов в США был издай ряд законодательных актов, главным образом на федеральном уровне. Организованная преступность – устойчивое объединение лиц, организовавшихся для совместной преступной деятельности в корыстных целях и для достижения контроля (власти) в определенной социальной сфере или на определенной территории. К числу основных признаков организованной преступности относят: 1) организованная преступность удовлетворяет потребности населения в нелегальных товарах и услугах (игорный бизнес, криминальное ростовщичество, наркобизнес, контроль проституции, торговля оружием, рэкет, терроризм ); 2) преступные действия определяются исходя из соображений малого риска и крупной выручки; 3) это постоянное действующее высокоорганизованное структурированное и дисциплинированное преступное сообщество, мафиозная группа основывается на строгом распределении ролей, функционирование систем безопасности, разведки, контрразведки, что в свою очередь влечет высокий уровень преступной специализации и криминального мастерства; 4) преступная организация имеет свои руководящие принципы (безусловная лояльность всех членов, запрет на любые преступные действия без приказа руководства, использование для совершения преступления закона молчания (омерты) о преступном сообществе; 5) организованная преступность основывается на нейтрализации деятельности правоохранительных органов; это достигается путем изолированности руководящей верхушки мафиозного клана от прикосновенности к исполнению преступлений, а также за счет систематического подкупа властей; использование подкупа, угроз и убийства несговорчивых; 6) инфильтрация в легальный бизнес, легальные профсоюзы, использование значительных финансовых средств в качестве инструмента преступной деятельности; криминальные сверхприбыли позволяют представителям организованной преступности тратить огромные средства на подкуп должностных лиц, материальное, кадровое, идеологическое ( формирование и внедрение в общественное сознание идеологии, благоприятствующей развитию преступности) и политическое ( лоббирование соответствующей правовой и экономической политики государства) обеспечение преступной деятельности; 7) интеграция преступных групп в преступное сообщество в рамках страны и в международном масштабе.
Закон о контроле организованной преступности 1970 г. несколько упрощал процедуру привлечения к уголовной ответственности членов преступного синдиката. В 1978 г. это закон был дополнен тем, что объявил незаконным руководство предприятием, занимающимся рэкетирской ( мафиозной ) деятельностью, то есть была криминализирована сама деятельность по руководству преступной организацией. Закон 1986 г. " Об отмывании денег" позволяет осуществлять финансовый контроль средств, поступающих в банки.
6. Изменения в уголовном процессе западных стран после второй мировой войны.
Уголовный процесс в странах континентальной системы, и прежде всего во Франции, традиционно развивался как смешанный, в котором предварительное расследование полновластно ведется следственным судьей и возглавляется прокуратурой, а судебное разбирательство носит состязательный характер.
Новый Уголовно-процессуальньш кодекс ( УПК) Франции 1958 года значительно укрепил процессуальные гарантии обвиняемому путем расширения возможностей судебного контроля за следствием и принесения обвиняемым жалоб на действия следственных органов, обвиняемый имеет право пользоваться услугами адвоката на предварительном следствии, введена уголовная ответственность за незаконное задержание. Важным нововведением являлось преобразование обвинительной камеры при апелляционном суде, которая является теперь следственным судом второй инстанции. Она осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Как надзорная инстанция, обвинительная камера контролирует постановления и распоряжения следственных судей, рассматривает заявления участников процесса ( обвиняемого и его адвоката) о нарушениях норм УПК, допущенных следственным судьей, прокурором или должностными лицами судебной полиции. Если факт нарушения законности установлен, обвинительная камера объявляет полностью или частично недействительным предшествующее производство по делу. По УПК 1808 года предание обвиняемого суду обвинительной камерой при апелляционном суде носило тайный, письменный и несостязательный характер. Здесь рассмотрение дела происходило в закрытом заседании по докладу прокурора. Обвиняемый, его защитник могут только представить в письменном виде свои заявления. После принятия УПК 1958 г. ситуация кардинально изменилась. Теперь дело в обвинительной камере апелляционного суда, решающей вопрос о предании суду, слушается устно и с участием сторон.
УПК 1958 года ликвидировал во Франции традиционный суд присяжных. Суд присяжных отныне состоит из трех постоянных, профессиональных судей ( председатель и два асессора) и девяти присяжных заседателей. Все эти 12 человек составляют единую судебную коллегию, которая отвечает на вопрос о виновности подсудимого и принимает решение о наказании большинством голосов, решает вопросы " права и факта". Для вынесения обвинительного приговора необходимо большинство в 8 голосов. Это тот же тип суда, который был установлен в СССР в советское время, когда два народных заседателя и 1 судья имели равные процессуальные права; основное отличие здесь количественное: французский суд вчетверо шире по составу. Мнение профессионалов иногда подавляет присяжных, лишает их самостоятельности при оценке выявленных в судебном заседании фактов. Однако председатель суда обладает дискреционными полномочиями, он вправе принимать единолично решения, меры, которые считает полезными для установления истины. Он допрашивает подсудимого, свидетелей, защитник обвиняемого задает вопросы только с разрешения председателя.
В США дальнейшее развитие получила состязательная форма уголовного процесса, который ведется в виде состязания сторон как в стадии предварительного следствия, так и судебного разбирательства. Состязательный процесс имеет следующие недостатки: 1) Стороны через своих адвокатов решают кого из свидетелей вызвать в суд, адвокат допрашивает свидетелей, экспертов, анализирует доказательства практически без вмешательства суда; чтобы выиграть процесс, адвокаты не прочь скрыть какие-то обстоятельства по делу, дискредитировать свидетеля, чтобы присяжные ему не поверили; 2) Судья выносит решение на основе представленных сторонами материалов; пассивность суда направлена не на установление истины, важнее решить спор между сторонами; спор будет решаться исходя из того, какая сторона сумела убедить суд в справедливости своей позиции по делу; есть риск, что некоторые адвокаты выиграют дело в ущерб истине; 3) В состязательном процессе выигрывает тот, у кого хватило средств нанять лучшего адвоката; с 1964 г. предпринимаются усилия для выделения федеральных средств на оказание юридических услуг представителям бедных слоев населения; 4) Медлительность состязательного процесса, многие дела слушаются в суде годами. Дороговизна юстиции и невероятная перегруженность судов приводят к тому, что большинство дел рассматривается в процессе " суммарного производства". Но наиболее важные дела все-таки рассматриваются судом присяжных, который в США используется гораздо интенсивнее, чем на его родине в Англии.
Принципиальное значение в деле расширения прав обвиняемого имели решения Верховного суда США 1960-х годов, особенно решение 1966 г. по делу Миранды: показания любого лица, полученные полицией, могут быть признаны доказательством в суде в том случае, если перед допросом лицо было предупреждено о следующем: I) Что допрашиваемое лицо вправе отказаться от дачи показаний, не отвечать на вопросы ( право на молчание); 2) Что он вправе давать показания в присутствии адвоката ( выбранного лично или по долгу службы, т. е. лицо не может позволить нанять адвоката, любой адвокат будет приглашен перед допросом, чтобы защищать интересы обвиняемого ); 3) Что все сказанное обвиняемым может быть использовано против него в последующем судебном процессе. Для полиции стало стандартным правилом делать " предупреждение по Миранде" каждому задержанному за серьезное преступление.
Под влиянием общественного мнения, которое требует покончить с преступностью любыми средствами, наблюдается, особенно в англо-саксонских странах, тенденция упрощения и ускорения уголовного процесса. Данная тенденция направлена на то, чтобы разгрузить судебные учреждения и максимально сократить промежуток времени, отделяющий момент совершения преступления от дня вынесения приговора. В этих целях предусматривается ограничение уголовно-процессуальных гарантий прав обвиняемого. В некоторых случаях допускается использование данной осведомителем информации без вызова последнего в суд в качестве свидетеля. Роль свидетеля принимает на себя сотрудник полиции, получивший информацию от надежного осведомителя и использовавший ее при досудебном расследовании. Вопрос о допустимости такого рода " показаний по слуху" судья решает в открытом судебном заседании, но в отсутствие присяжных.
Большинство малозначительных дел рассматривается в порядке суммарного ( упрощенного) производства без присяжных, по протоколам и рапортам полиции. В Англии 96% уголовных дел рассматриваются в порядке суммарного производства. Круг вопросов, подлежащих разрешению судом присяжных уменьшается, а компетенция судьи существенно расширилась. В 1933 г. было упразднено большое жюри присяжных, осуществлявшее предание суду в составе от 12 до 23 непрофессионалов, которые, ознакомившись с доказательствами, должны были утвердить или отклонить проект обвинительного акта. После этого аналогичные функции проверки достаточности оснований для придания обвиняемого суду выполнял судья. С 1972 г. в Англии отменен имущественный ценз для присяжных
Закон об уголовных доказательствах 1898 г. закреплял право обвиняемого на молчание, право не отвечать на вопросы полиции, не выступать свидетелем в собственном деле. Юридически молчание обвиняемого не могло иметь для этого лица никаких отрицательных последствий. Закон " Об уголовной юстиции и общественном порядке" 1994 г. ограничил право обвиняемого на молчание, отказ обвиняемого доказывать свою невиновность, отвечать на вопросы способен повлечь вывод о его виновности ( невиновному нечего скрывать").