Формационная типология государств
Суть этого подхода заключается в том, что за основу типологии государств берется общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.
Согласно учению об общественно-экономических формациях, первой из них была первобытнообщинная формация (примитивный коммунизм), затем возникают, сменяя одна другую, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация. При первой формации государства еще нет, так как в нем нет необходимости, а при последней его уже нет, поскольку оно также отмирает из-за отсутствия в нем необходимости. Оно заменяется коммунистическим общественным самоуправлением, а государство как политическая организация экономически господствующего класса исчезает вместе с исчезновением такого класса. При коммунизме никаких классов быть не должно. Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует адекватный тип государства.
В принципе, формационный подход является научным, правильным подходом, особенно что касается исторического его аспекта. Нельзя отрицать существования рабовладельческих, феодальных, буржуазных, социалистических государств, нельзя не признавать исторической смены одного типа государств другими, Формационный подход являлся для своего времени научным открытием, достаточно обоснованным, ибо он констатировал бесспорный факт исторической действительности: прогрессивный характер развития государств на основе более прогрессивных производственных отношений.
Рабовладельческий тип государства— исторически первое государство. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти рабовладельцев. Оно функционирует в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, поддержка угнетения рабов.
Феодальный тип государства— результат исторического исчезновения рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствуют феодальные производственные отношения. Феодальное государство крепостников является орудием для защиты их сословных привилегий, угнетения зависимого крестьянства. Феодальное государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение значительной части их труда.
Буржуазное государствоприходит на смену феодальному. Оно функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и формальной независимости рабочих от капиталистов. Марксизм утверждает, что буржуазное государство представляет собой комитет, организацию классового господства буржуазии над эксплуатируемым рабочим классом. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.
Социалистический тип государствавозникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанное на них государство. Отрицая буржуазный тип производственных отношений как эксплуататорский,
социалистическое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство — орудие политической власти рабочего класса. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и охрану общественной (но не частной) собственности.
Таким образом, формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более высокого, более совершенного.
Т. е. одно из важных и положительных достоинств формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства — это процесс прогрессивного, поступательного движения.Переход от рабовладельческого типа государства к феодальному, а затем к буржуазному и социалистическому означает движение вперед, от более простой к более совершенной государственной организации.
Отмечая бесспорную научность формационного подхода, необходимо обратить внимание на его недостатки:
1. Формационный подход является слишком общим, в его основе лежит один основной критерий — сложившаяся общественно-экономическая формация. Как было только что отмечено, существует множество государств, которые не могут быть отнесены ни к одной из формаций, называемых сторонниками этого подхода.
2. Формационное объяснение типов государств является жестко запрограммированным, однолинейным, оно не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип государства, т. е. не является исчерпывающим.
Исторический процесс развития почти двухсот современных государств весьма разнообразен, не однолинеен, не все народы и государства прошли и пройдут тот путь, который предсказывает формационный подход. Не у всех народов был рабовладельческий способ производства, не все государства являются буржуазными или будут социалистическими и т. д.
3. При формационном подходе акцент делается только на противоположные классы (рабы — рабовладельцы, зависимые крестьяне — феодалы-помещики, пролетариат — буржуазия).
Другие социальные структуры общества не берутся во внимание, исключаются из анализа, что свидетельствует не об объективности научного анализа, а о его заданности, предвзятости, так как не охватывается весь спектр общества, он искусственно обедняется.
4. Наконец, формационный подход не придает важного значения культурно-духовной составляющей в жизни любого общества, оставляет без должного внимания духовные, культурные, нравственные, психологические, религиозные факторы, акцентирует внимание лишь на противостоящих устремлениях антагонистических классов.
В связи с отмеченными недостатками формационного подхода следует констатировать, что он не может быть универсальным, а тем более единственным в изучении типологии государств.
В научной литературе XX в. представителями марксистской науки и соответственно формационного подхода была предпринята попытка выделить особый тип государств — переходный.
Этот тип государств не вписывался в формационную типологию, так как в их основе не было определенной, четко сложившейся общественно-экономической формации. Переходные государства возникали в результате активизации национально-освободительных движений (революций, восстаний и других протестных акций) против колониального господства таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия.
Переходные государства характеризуются многоукладностью экономики — от первобытнообщинных до социалистических экономических отношений. В официальной литературе утверждалось, что по мере постепенного развития эти государства должны стать либо
буржуазными, либо социалистическими. В принципе, так оно и произошло. Одни из переходных государств стали буржуазными: Индия, Алжир, Египет; другие — социалистическими (Вьетнам, Куба); третьи до настоящего времени не преодолели переходный этап (многие страны тропической Африки, Лаос, Камбоджа и др.).
С точки зрения научного подхода, выделение переходных государств вполне объяснимо и оправдано. Такие государства были и есть, они имеют ряд общих характерных черт:
а) отсутствие полноценного суверенитета, экономическая и политическая зависимость от колониальной державы;
б) выход на самостоятельный путь развития;
в) многоукладность экономики;
г) неустойчивость политического режима;
д) наличие родоплеменных, полуфеодальных отношений и т. д.
Эти и другие общие черты свидетельствуют об особом типе государства, именуемом переходным.
На рубеже XX —XXI вв. появились другие переходные государства — постсоциалистические, когда социалистические экономические отношения трансформируются в капиталистические, сопровождающиеся вследствие этого сменой политического строя, сменой конституции, политических режимов, социальных отношений.