Учреждения образования и культуры

Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным де­лом. Преобразование общественного производства на основе ин­дустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства - эти два процесса определили суть мо­дернистского (индустриального) общества — поставили все на­циональные государства перед необходимостью превратить об­разование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и вы­живания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися тех­ническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навы­ками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жиз­неспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими ка­чествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образова­ния формирует не только специалиста, но и гражданина с опре­деленными моральными устоями» [17].

Надо признать, что в советский период отечественной исто­рии первая сторона рассматриваемой проблемы — организация образования граждан - решалась очень успешно. В СССР была создана система образования, позволившая ускоренными тем­пами решить задачи индустриализации страны или, иными словами, перехода к индустриальному обществу, и подступить­ся вплотную к постиндустриальному обществу. Фактически на протяжении жизни одного поколения были последовательно решены задачи обеспечения сначала всеобщего начального об­разования, затем — всеобщего неполного среднего и, наконец, всеобщего среднего образования. Очень высокими темпами развивалась сеть учреждений профессионально-технического обучения, среднего специального и высшего образования. Со­зданная система подготовки специалистов позволила в крат­чайшие сроки вывести страну на передовые позиции научно-технического прогресса. Что касается второй стороны пробле­мы — формирование качеств гражданственности, — то она фак­тически оказалась проваленной: в кризисный момент развития страны как ее руководители, так и ее население в основной сво­ей массе оказались не на высоте своих задач. В результате госу­дарство перестало существовать.

В настоящее время угроз национальной безопасности Респуб­лики Беларусь, в том числе угроз единству нации и целостности страны, не стало меньше. Если то с запада, то с востока политики ставят под сомнение существование белорусской нации и если тут, внутри страны, эту идею иногда повторяют в своих публика­циях ученые и журналисты, то это и есть самая опасная угроза на­циональной безопасности. Никто, кроме самой общности, никог­да не скажет, что она есть нация. Следовательно, ответ на эту угро­зу может быть только один: не ждать, когда кто-то решит, к какой нации принадлежат граждане Республики Беларусь, а отстаивать всеми возможными средствами — идеологическими, психологи­ческими, политическими, экономическими и, если понадобится, военными — свой национальный суверенитет и территориальную целостность своей страны. Имеется ввиду также и необходимость решения более ускоренными темпами проблем строительства Со­юзного государства на принципах полного равноправия госу­дарств-участников.

Отсюда становится понятным то значение, которое руко­водство нашей страны придает совершенствованию содержа­ния и организации воспитательной деятельности учреждений национальной системы образования. При этом речь не идет о каком-то идеологическом прессинге в отношении обучаемых. Как это принято во всем мире, в официальных материалах, в том числе докладах и выступлениях Президента Республики Беларусь, ставится задача придания таких форм жизнедеятель­ности учебно-воспитательных учреждений, такого характера отношений между обучаемыми и педагогами, которые позво­лили бы молодым гражданам страны без какого бы то ни было принуждения постигать историю своего народа, усваивать его идеалы и ценности, приобщаться к его мировосприятию, фор­мировать чувства любви к своей Родине, патриотизма, нацио­нальной гордости и достоинства, уважительное отношение к своему государству, его символике и законодательству.

Для решения этой задачи учебные заведения всех видов долж­ны являться не только частью белорусского общества, но и пред­ставлять собой его своебразную ячейку, в которой вся организа­ция жизнедеятельности их коллективов основывается на тех же идеалах, ценностях и принципах, что и само общество. В этом де­ле особое значение имеют самоуправленческие начала в организа­ции учебных коллективов, наличие возможностей получать обуча­емыми навыки общественной жизни посредством участия в дея­тельности детских и юношеских объединений патриотической, культурной и спортивной направленности. Только при таком условии их воспитанники смогут получать не только необходимые для будущей полноценной социально-политической жизни зна­ния, но и первичные навыки гражданственности.

Необходимо отметить особое значение учебников по социаль­но-гуманитарным дисциплинам в усвоении обучаемыми идей, ценностей и норм национально-государственной идеологии. Именно из учебников под руководством педагогов обучаемые по­лучают основную информацию; учебнику в юном возрасте дове­ряют абсолютно, а в студенческий период — больше, чем препода­вателю, так как студенты знают, что каждый официальный учеб­ник прошел специальную научную экспертизу. Во всем мире го­сударства, в том числе и наше, устанавливают те или иные формы общественного контроля за содержанием учебной литературы социально-гуманитарной направленности, особенно по таким дис­циплинам, как история, филология, философия, культурология, социология, политология, экономика. Совершенствование учеб­ной литературы было и остается непреходящей задачей. «Учеб­ник, - подчеркнул А.Г. Лукашенко, - это основа. И его надо сде­лать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в то же время не отталкивающим студента» [18].

Все сказанное в данной рубрике в равной мере относится к дея­тельности учреждений культуры и работающим на ниве культуры гражданам Беларуси. В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учрежде­ний. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, кон­цертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, ме­тодические центры народного творчества, которые образуют еди­ный социально-культурный комплекс; количество работающих в сфере культуры и искусства составляет 86,6 тыс. человек [19]. В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей слож­ности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинема­тографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-художественных критиков [20]. Их деятельность направлена на увеко­вечение художественными средствами славного прошлого бело­русского народа, отражение его национальных идеалов и ценно­стей, его современных чаяний и устремлений. Она также способ­ствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творче­ству и гуманистическим ценностям мировой культуры.

Задачей задач деятелей культуры ныне становится обеспече­ние, с одной стороны сохранения социокультурной самобытности белорусов в условиях нарастающих процессов глобализации, а с другой — адаптации к его цивилизационной идентичности альтернативных феноменов культуры, формирующихся в процессе ста­новления постиндустриального (информационного) общества.

Наши рекомендации