Существуют различные виды негос субъектов ПС
В зависимости от правового статуса в законодательстве, выделяют ЛЕГАЛЬНЫЕ И НЕЛЕГАЛЬНЫЕ.
Деятельность легальных ПО юридически дозволена и охраняется ГА. С нелегальными ГА ведёт борьбу, в том числе и вооружённую. К нелегальным относятся организации, преследующие незаконное изменение существующего конст. Строя, разжигающие соц, нац, религ рознь, незаконные вооружённые формирования, борющиеся за овладение гос властью на всей территории страны или на её части.
По степени организационной оформленности различаются организации гос типа, политические партии (пп) и иные организации партийного типа, полит движения.
Организации гос типа: обладают наибольшей степенью организованной оформленности, структурированности и упорядоченности. К ним относятся Органы местного самоуправления(ОМС), не входящие в единую систему органов гос власти, незаконные вооружённые формирования, осуществляющие полит контроль за частью территории страны. ПП и иные организации партийного типа имеют чёткую структуру, основываются на личном членстве и обладают высокой стабильностью, хотя уровень организационной оформленности ниже, чем у организаций госаппаратного типа. ПД – это наименее организованные и устойчивые, временные и не требующие обязательного личного членства объединения.
В зависимости от отношения к проводимой ГА-ом политике выделяют лояльные и оппозиционные институты.
По V осуществляемой ими ПД они делятся на собственно политические, несобственно политические и имеющие незначительный политический аспект (аномальные)
Собственно полит – те, для которых участие в политике является единственным видом деятельности. (организации госапп типа, ПП)
Несобственно полит – кроме политики занимаются и другой деят-ю (профсоюзы осущ деят-ть по контролю за соблюдением трудового законодательства, а в полит сстеме проявляют себя только тогда, когда требуется защитить интересы представляемых ими работников)
Аномальный субъект – участвует в полит процесс вопреки соц назначению. («партии» любителей пива). Они вовлекаются в полит процесс только в экстремальных условиях глобальной идеологизации государства (тоталитаризм), независимо от желаний.
По характеру полит полномочий различают негосударственные организации, наделённые государственными полномочиями (ОМС), и организации, не обладающие гос полномочиями (ПП). Негосударственные субъекты оказывают взаимовлияние, сводя различные политические объединения др с др и принимая согласованные полит решения.
Виды полит систем.
По характеру взаимодействия выделяют:
Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. Е. Ресурсы развития находят внутри таких систем; Пресекается любое взаимодействие с другими полит системами.
Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.
В зависимости от общественно-экономической формации, различают политические системы рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.
По типу политической культуры выделяют либеральные (англо-американские, континентально-европейские), традиционные (доиндустриальные и ранне-индустриальные) и тоталитарные.
По содержанию и формам управления франц. Политолог Блондель различает политические системы на:
1) либеральные демократии (в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности). 2) коммунистические системы (ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости). 3) традиционные политические системы (опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов); 4) популистские политические системы (преобладающие в развивающихся странах, они стремятся к большему равенству в распределении благ). 5) авторитарно-консервативные политические системы (цель: сохранить соц и эк неравенство, ограничить от политического участия населения)
По характеру власти и принципам организации политической жизни общества:
Демократический тип ПС характеризуется:
1) участие граждан в политике страны, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса. 2) участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства. 3) парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху. 4) демократической политической культурой. 5) равные права для всех.
Авторитарный тип ПС:
1) концентрацией политической власти в едином центре принятия политических решений; 2) максимальным расширением компетенции исполнительной власти;3) ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов; 4) неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения; 5) жесткая расстановка и перемещение руководящих кадров всех уровней по воле высших властей.
Тоталитарный тип ПС:
0) жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом (образ жизни, поведения и мышления каждого человека), 1) сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц. 2) механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной. 3) подчинение всех институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру; 4) тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан; 5) навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в СМИ. 6) стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс.
В зависимости от географического положения:
Европейская ПС./Североамериканская ПС/Азиатская ПС.
Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности ПС:
1. Примитивные ПС - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в ПС.
2.Традиционные ПС - дифференцированная полит структура, люди находятся "рядом" с ПС.
3.Современные ПС - люди принимают активное участие в функционировании ПС-ы.
В зависимости от роли государства в политической системе выделяют:
Командная, ориентирована на использование принудительных, силовых методов в управлении.
Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.
Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.