Духовная жизнь общества 16 страница

этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоева­нием значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособ­ность радоплеменного строя обеспечить господство на большой территории н необходимость создания го­сударственных административно-территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, Ирландии и некоторых других странах Европы.

Типичным считается путь возникновения государ­ства на Древнем Востоке. Появление же феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — эко­номическая. Ее сторонники полагают, что государ­ство сформировалось в процессе перехода общест­ва от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. известный английский археолог Г. Чайлд предложил назвать этот переход неолитиче­ской революцией (от «неолит» — новый каменный век). При этом он имел в виду качественные измене­ния в экономике, подобные промышленной револю­ции XVIII—XIX вв. Причиной неолитической рево­люции были экологические кризисные явления (по­этому данную теорию еще называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже XII—X тыс. до н. э., кото­рые поставили под угрозу само существование чело­века прежде всего из-за вымирания многих видов животных, бывших основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудо­вой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству привел к устойчивости обеспечения человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования оседлость, производство, обмен.

Усложнилась организация первобытного общества: из представителей богатых и знатных семей сформи-ровался особый слой людей, основным занятием ко-торых стало управление. Эти люди составили специ-альный аппарат, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать при­нуждение. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупать­ся за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин воз­никновения государства, и марксистская, и экономи­ческая концепции сходятся в том, что государствен­ная власть вырастает из власти родоплеменного строя в исторический период, когда отношения обще­ственного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обще­ству содержать специальный аппарат людей, осу­ществляющих данную функцию.

Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток — ограни­ченность. Каждая из рассмотренных концепции представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выде­ляя в качестве причины возникновения государства . какой-то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма труд­но, если вообще возможно, выделить фактор, опреде­ляющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов. В современной науке су­ществует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди кото­рых выделяют экономические (неолитическая рево-ия производство прибавочного продукта), эколо-гические (необходимость ирригационного земледе­лия) демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), психологические (образ жизни различных наций) и внешние (угрозы обществу, исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.

4. Государство, его признаки и функции

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принужде­ние в отношении эксплуатируемых классов, либо ор­ганизацию общих дел, вытекающих из природы вся­кого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель опре­делял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Анг­лийский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что госу­дарство — это «единое лицо, верховный владыка, су­верен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защи­ты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал го­сударство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функцио­нирование. Долгое время в нашей науке господство­вал марксистский подход к определению государ­ства. Абсолютизация насилия как его сущности при­вела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угне­тения одного класса другим, особый аппарат, исполь­зующий возможности политической власти для под­держания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в пе­риод становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный клас­совый характер, а классовые противоречия порожда-

ли революционные выступления. В этих условиях го-сударство, выражая интересы экономически господ­ствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ произ­водства. Но после революции 1917 г. в России и Ве­ликой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капи­тализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно пре­вратилось в средство социального компромисса в ус­ловиях верховенства права. Государство стало инст­рументом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Измени­лось и само общество. Статус человека и его принад­лежность к какой-либо социальной группе опреде­ляется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, таланта­ми. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как по­литическая, структурная и территориальная органи­зация современного общества.

Существование государства в качестве политиче­ского института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регули­рующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность об­щества.

Как структурная организация государство на­ходит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих власт­ными полномочиями. От иных политических органи­заций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отли­чается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государ, ство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распростра­няет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее рас­пространенным определением государства является следующее: государство — это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от ор­ганизации власти в первобытном обществе. К ним от­носятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально заня­тых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионально­го осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населе­ния. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государ­ственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государ­ственная власть распространяется на любых лиц, на­ходящихся в пределах территории государства, неза­висимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государ-

ства, разделяется по административно-территориаль-ным единицам, по которым и осуществляется управ­ление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и органи­зации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для со­держания своего аппарата и осуществления государ­ственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного об­щества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства вну­три страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимо­стью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый пра­вопорядок. Независимость характеризует самостоя­тельность государства во взаимоотношениях с други­ми странами.

Иногда суверенитет того или иного государства яв­ляется ограниченным. Ограничение суверенитета мо­жет быть принудительным и добровольным. Прину­дительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победите­лей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной догово­ренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумеваю­щая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимыенаправления его деятельнос­ти, выражающие сущность государства и соответ­ствующие главным задачам определенного истори­ческого этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последователь­ность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед об­ществом. В разные исторические периоды приоритет­ное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определен­ное содержание, которое показывает, что делает госу­дарство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неиз­менным — оно меняется вместе с изменениями, про­исходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние нацио­нальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства мо­гут быть разделены на внутренние и внешние. Внут­ренние функции — это основные направления де­ятельности государства внутри страны.. К внут­ренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления при­нуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3) политическая функция (обеспечение народо­властия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономи­ческой политики, формирование государственного

бюджета и контроль за его расходованием, установ­ление системы налогообложения, ценовой полити­ки, управление государственными предприятиями

я т. д.);

5) социальная функция (создание системы соци­альной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направ­ленная на охрану, восстановление и улучшение при­родных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда опреде­ленных идей и ценностей с помощью государствен­ных средств массовой информации, воспитание в ду­хе официальной идеологии подрастающего поколе­ния и т. д.).

Такой набор функций государства — свидетельст­во полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социаль­ной структуры общества на современном этапе на­силие в отношении многих социальных групп пе­рестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть при­знана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод челове­ка. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп насе­ления, защита прав меньшинств, охрана окружа­ющей среды.

Внешние функции — это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преиму­щественно вне государства и общества, во взаимо­отношениях с другими организациями или государ­ствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительст­во вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, погранич­ных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое со­трудничество, участие в работе различных междуна­родных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воз­действия на общественные отношения. В соответст­вии с ним все функции могут быть разделены на ох­ранительные и регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (ох­рана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции — это деятельность го­сударства, направленная на развитие сущест­вующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государства­ми).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществ­ления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его су­ществования. Вторые обусловлены конкретным пе­риодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (под­функции). К последним относится, например, орга­низация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в опреде­ленных формах. Они делятся на правовые и органи­зационные. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых

актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по

исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также приме­нение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспече­нию функционирования органов государства, связан­ная с подготовкой проектов документов, организаци­ей выборов и т. д.);

2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бух­учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формировани­ем общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным де­мократическим государствам это, однако, несвойст­венно.

  1. Форма государства. Форма правления

Содержание государства как политической орга­низации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом опре­деляют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осу­ществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориально­го устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой со­вокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражаю­щих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Само слово «монар­хия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками монархической формы правления яв­ляются:

1) существование единоличного главы государ­ства, пользующегося бессрочной пожизненной влас­тью;

2) наследственный порядок преемственности вер­ховной власти;

3) юридическая независимость и безответствен­ность монарха, подчеркиваемая институтом контрас-сигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному завере­нию подписью премьер-министра (реже одного из ми­нистров), ответственного за исполнение данного за­кона.

Существуют две системы наследования престо­ла — персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву перво­родства.

Суть семейной системы наследования заключает­ся в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принад­лежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три раз­новидности: абсолютную, дуалистическую и парла­ментарную.

Абсолютная монархия — это такая форма мо­нархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В усло­виях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого име­ют силу закона. Ему же принадлежит и исполнитель­ная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия — это переходная форма монархии, при которой власть монарха огра­ничена парламентом в законодательной области Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дво­рянства, являясь своеобразным компромиссом меж­ду ними. Законодательная власть при этом фактиче­ски разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государ­ства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как факти­чески ничем не ограниченное право роспуска парла­мента, право абсолютного вето на его решения, а так­же право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрез­вычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в сво­их руках исполнительную власть, назначает и сме­щает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсут­ствуют. Дуалистическими монархиями были Россий­ская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Неко­торым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, одна­ко в «чистом» виде дуалистических монархий сего­дня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной - правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законода­тельная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом,

но не использует его. Чрезвычайно-указное законо-дательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнитель­ной власти, хотя реально ее осуществляет правитель­ство. Кабинет министров формируется по итогам пар­ламентских выборов победившей партией или коали­цией. Правительство несет ответственность перед

парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвы­чайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими восполь­зоваться в ситуации возникновения угрозы сущест­вующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные формы монархии. Например, выборная монар­хия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (пол­номочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриар­хальная монархия в Свазиленде (где король, по су­ществу, вождь племени); монархии Британского Со­дружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернато­ром, но реально все ее функции осуществляются пра­вительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая поли­тическая и духовная власть в государстве сосредото­чена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Вати-

кан).

Второй формой правления, выделяемой современ-ной наукой, является республика. Республикой на­зывается форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, изби­раемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризует­ся несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип при­нятия решений;

3) все высшие органы государственной власти из­бираются населением или формируются парламен­том (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разде­ления властей, четком разграничении их полномо­чий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип от­ветственности).

Принято различать три основных вида республи­ки: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства сто­ит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы го­сударства и главы исполнительной власти. Прези­дент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все на­значения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительст­во только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший зако­нодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Ти­пичной президентской республикой являются Соеди­ненные Штаты Америки.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава го­сударства избирается на заседании парламента, кото­рый он может распустить по рекомендации прави­тельства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фак­тически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответствен­ность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые по­литические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответствен­ность. Парламентская республика существует в Ита­лии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика — такая форма республики, в рамках которой соче­таются и сосуществуют признаки парламент­ской и президентской республик. Как и в президент­ской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенарод­ным голосованием. Правительство формируется пре­зидентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представитель­ного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парла­мента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республи­ки — Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного ве­то, которое может быть преодолено квалифицирован­ным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах респуб­лик.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма прези­дентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер пар­тии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Респуб­лика Советов. Ее признаками назывались: откровен­но классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерар­хия последних (обязательность решений вышестоя­щих Советов для нижестоящих), право отзыва изби­рателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное пере­распределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

  1. Форма государственного устройства.

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и органи­зации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает нацио­нально-территориальную структуру страны. По фор­ме государственного устройства государства подраз­деляются на унитарные и федеративные.

Наши рекомендации