Отношения между церковной и царской властью во второй половине XVI в
Конец жизни и первосвятительского служения митрополита Макария был отягощен учащавшимися проявлениями деспотизма Ивана Грозного. После смерти св. Макария, в феврале 1564 года, состоялся собор РЦ. Прежде, чем приступить к избранию нового митрополита, собор постановил митрополиту носить белый клобук. Преемником Макария был избран инок Чудова монастыряАфанасий, Он являлся духовником Ивана Грозного, и отцы собора надеялись, по-видимому, что он будет иметь влияние на царя. Однако, первосвятительство Афанасия совпало с развитием самых мрачных свойств Ивана Грозного. В 1565 г. последовало учреждение опричнины. Все государство было разделено на две части: опричнину и земщину. Лучшие земли отошли к опричнине. На боярство и "служилых людей" царь наложил опалу и потребовал от духовенства, чтобы оно не вмешивалось в суд государя и не препятствовало казнить его противников. Фактически, Иван IV лишил духовенство традиционного права помилования. Полились потоки крови, каких не было со времен татарского нашествия. Зловещий характер опричнины подчеркивался формой опричника: они носили черные кафтаны, черные шапки, ездили на вороных лошадях. К поясу было привязано изображение собачьей головы и небольшая метла - символ преданности царю в борьбе с врагами. Опричнина приобрела кощунственный характер: в Александровой слободе Иван Грозный создал якобы монастырь, в котором будто бы был игуменом (вместе с тем, Иван был женат и монашества, связанного с отречением от власти, принимать не собирался). Совершались продолжительные богослужения, между которыми царь вместе с палачами пытал подозреваемых в измене. В лице Ивана IV представители Церкви идейно воспитали власть московского государя до такой высоты и абсолютизма, внушив ему, сверх того, мысль о пастырских правах в делах Церкви. В этих страшных условиях митрополит Афанасий отказался управлять Церковью и в 1566 году ушел по болезни на покой. Следующим митрополитом стал в 1566 году выдающийся подвижник и деятель, один из самых великих святых РЦ св. Филипп.которыйв течение года пользовался уважением и расположением царя. Казней не было.Воцарившийся мир, однако, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ. Никто не смел заступиться за казнимых безо всякого суда и следствия. Св. Филипп, перед восшествием на митрополичий престол, выговорил себе право "советовать" царю. Помня об этом праве, митрополит пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним наедине. Однако, это не принесло никаких результатов. Тогда св. Филипп решился публично обличить Ивана. Выступление святителя привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита. Филипп продолжал свои бесстрашные обличения, готовый принять мучительную смерть.Главными советниками царя в деле против св. Филиппа были Малюта Скуратов и духовник Ивана IV Евстафий, запрещенный митрополитом за недостойную жизнь. Чтобы найти повод к расправе с Филиппом, решено было направить специальную комиссию в Соловки, для расследования его жизни. Среди братии нашлись клеветники, во главе с игуменом Паисием, которому обещали епископский сан. По возвращении комиссии, взявшей с собой Паисия и его приспешником, состоялся собор для суда над митрополитом. Все епископы, присутствовавшие на соборе, безропотно согласились с заранее вынесенным приговором о низложении митрополита. Царю однако этого было недостаточно: он велел святому продолжить служить. В день арх. Михаила (8 ноября) опричники во время богослужения с оскорблениями и поруганием арестовали митрополита и отвезли в темницу, наложив на него цепи. Затем св. Филипп был сослан в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. Начался поход Ивана Грозного на Новгород, который был, по существу, потребительной войной против мирного населения: уничтожалось население целых городов. Проходя через Тверь, Иван послал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова, который задушил святого подушкой. Значение подвига святителя Филиппа в том, что он не убоялся обличать нечестие среди всеобщего молчания и бесстрашно отдал свою жизнь за правду Христову, уподобившись древним мученикам. Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице - Сергиева монастыря Кирилл,возведенный на митрополичий престол через два дня после низложения св. Филиппа. Митрополит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Именно при нем и состоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не щадил и духовенство: до 500 новгородских священнослужителей забили до смерти, остальных ежедневно пытали, требуя денег (по 20 руб. с каждого). В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь неурядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя, истребляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать татар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. В мае 1572 г. московским митрополитом был избран архиепископ ПолоцкийАнтоний. При нем получило продолжение ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в большие монастыри. Передача земель в бедные монастыри дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на помин души", и повелел заменять их стоимостью сел, отдаваемых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог, и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового монастыря), ведено было обращаться к царю - "бить челом государю". Таким образом, собор 1580 года знаменателен тем, что он существенно ограничил экономическую независимость Церкви: "Соборный приговор 15 января 1580 г.... является поворотным моментом в истории монастырского землевладения". Был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церкви государству, и характерно, что это произошло при властолюбивом и жестоком Иване Грозном.
В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий. Соборное решение состоялось в феврале 1581 года. При нем Иван Грозный скончался (в марте 1584 г.), приняв монашество с именем Ионы. Митрополит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое наследство. Летом 1584 г. был созван церковный собор, целью которого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 г., иерархи пошли далее. Были введены платежи государственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили. Также был введен государственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги были отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с всесильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкновение церковной и светской власти кончилось, поражением митрополита, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архиепископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха.