Отношения между церковной и царской властью во второй половине XVI в

Конец жизни и первосвятительского служения митрополита Макария был отягощен учащавшимися проявлениями дес­потизма Ивана Грозного. После смерти св. Макария, в фев­рале 1564 года, состоялся собор РЦ. Прежде, чем приступить к избранию нового митрополита, собор поста­новил митрополиту носить белый клобук. Преемником Макария был избран инок Чудова монастыряАфанасий, Он являлся духовни­ком Ивана Грозного, и отцы собора надеялись, по-видимому, что он будет иметь влияние на царя. Однако, первосвятительство Афанасия совпало с развитием самых мрачных свойств Ивана Грозного. В 1565 г. последовало учреждение опрични­ны. Все государство было разделено на две части: опрични­ну и земщину. Лучшие земли отошли к опричнине. На боярст­во и "служилых людей" царь наложил опалу и потребовал от духовенства, чтобы оно не вмешивалось в суд государя и не препятствовало казнить его противников. Фактически, Иван IV лишил духовенство традиционного права помилования. По­лились потоки крови, каких не было со времен татарского нашествия. Зловещий характер опричнины подчеркивал­ся формой опричника: они носили черные кафтаны, черные шапки, ездили на вороных лошадях. К поясу было привязано изображение собачьей головы и небольшая метла - символ преданности царю в борьбе с врагами. Опричнина приобрела кощунственный характер: в Александровой слободе Иван Гроз­ный создал якобы монастырь, в котором будто бы был игу­меном (вместе с тем, Иван был женат и монашества, связан­ного с отречением от власти, принимать не собирался). Со­вершались продолжительные богослужения, между которыми царь вместе с палачами пытал подозреваемых в измене. В лице Ивана IV представители Церкви идейно воспитали власть московского государя до такой высоты и абсолютизма, внушив ему, сверх того, мысль о пастырских правах в делах Церкви. В этих страшных условиях митрополит Афанасий отказал­ся управлять Церковью и в 1566 году ушел по болезни на по­кой. Следующим митрополитом стал в 1566 году выдающийся подвижник и деятель, один из самых великих святых РЦ св. Филипп.которыйв течение года пользовался уважением и расположением царя. Казней не было.Воцарившийся мир, однако, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ. Никто не смел заступиться за казнимых безо всякого суда и следствия. Св. Филипп, перед восшествием на митрополичий престол, выговорил себе право "советовать" царю. Помня об этом праве, митрополит пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним на­едине. Однако, это не принесло никаких результатов. Тогда св. Филипп решился публично обличить Ивана. Выступление святителя привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита. Филипп продолжал свои бесстрашные обличения, го­товый принять мучительную смерть.Главными советниками царя в деле против св. Филиппа были Малюта Скуратов и духовник Ивана IV Евстафий, запре­щенный митрополитом за недостойную жизнь. Чтобы найти по­вод к расправе с Филиппом, решено было направить специаль­ную комиссию в Соловки, для расследования его жизни. Среди братии нашлись клеветники, во главе с игуменом Паисием, которому обе­щали епископский сан. По возвращении комиссии, взявшей с собой Паисия и его приспешником, состоялся собор для суда над митрополитом. Все епископы, присутствовавшие на собо­ре, безропотно согласились с заранее вынесенным приговором о низложении митрополита. Царю однако этого было недоста­точно: он велел святому продолжить служить. В день арх. Михаила (8 ноября) опричники во время богослужения с ос­корблениями и поруганием арестовали митрополита и отвезли в темницу, наложив на него цепи. Затем св. Фи­липп был сослан в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. На­чался поход Ивана Грозного на Новгород, который был, по существу, потребительной войной против мирного населения: уничтожалось население целых городов. Проходя через Тверь, Иван послал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова, который задушил святого подушкой. Значение подвига святителя Филиппа в том, что он не убоялся обличать нечестие среди всеобщего молчания и бес­страшно отдал свою жизнь за правду Христову, уподобившись древним мученикам. Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице - Сергиева монастыря Кирилл,возведенный на митрополичий престол через два дня после низложения св. Филиппа. Митро­полит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Имен­но при нем и состоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не щадил и духовенство: до 500 новгородских священнослужителей забили до смерти, остальных ежедневно пытали, требуя денег (по 20 руб. с каждого). В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь не­урядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя, истребляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать татар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. В мае 1572 г. московским митрополитом был избран архиепископ ПолоцкийАнтоний. При нем получило продолжение ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в большие монасты­ри. Передача земель в бедные монастыри дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на по­мин души", и повелел заменять их стоимостью сел, отдава­емых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог, и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового мо­настыря), ведено было обращаться к царю - "бить челом го­сударю". Таким образом, собор 1580 года знаменателен тем, что он существенно ограничил экономическую независимость Церк­ви: "Соборный приговор 15 января 1580 г.... является по­воротным моментом в истории монастырского землевладения". Был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церк­ви государству, и характерно, что это произошло при влас­толюбивом и жестоком Иване Грозном.

В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий. Соборное решение состоялось в феврале 1581 года. При нем Иван Грозный скончался (в марте 1584 г.), приняв монашество с именем Ионы. Митропо­лит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое наслед­ство. Летом 1584 г. был созван церковный собор, целью ко­торого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 г., иерархи пошли далее. Были введены платежи госу­дарственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили. Также был введен государ­ственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги были отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с всесильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкно­вение церковной и светской власти кончилось, поражением митрополита, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архиепископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха.

Наши рекомендации