Возникновение пенитенциарной системы

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Лектор: Белокобыльский Николай Николаевич

8-910-643-14-65

08.09.2011.

В начале 19 в. была дисциплина «тюрьмоведение».

Далее идет разговор про то, что сегодня вводная лекция, и что он не будет рассказывать, кто в какой сидел тюрьме и где какие начальники.

Скорее, будем говорить о проблеме системы исполнения наказания (что это такое? как ее реформировать? Почему этого никто не делает?)

Знать УИП нужно: сегодня отбывает наказание более 850 тыс. человек. Средний показатель десятилетия – 1 200 000 чел. Каждый 14 вместе с младенцами отбывает наказание. Если убрать стариков и детей, в категории от 14 до 50 лет, каждый 8 отбывает наказание. При условии, что это основная масса здорового населения, от которой зависит развитие страны. Вопрос системы наказания, не только, как их наказать?, но и почему они туда попали?. 7% отбывающих наказание – несовершеннолетние. А завтра они станут чьими-то родителями. Как сделать так, чтобы они смогли адаптироваться в обществе после возвращения домой. Рецидив составляет 33%.Значит, нет системы их исправления. После 15-ой «отсидки» никто не придет и не скажет «спасибо».

Одной из важных проблем является сохранения недоверия к лицам, отбывшим наказание.

Но не изменив гос. структуру и эк. политику, мы не сможем построить и адекватную систему отбывания наказания.

Среди нас появилась психология лиц, отбывших наказание (депутаты ругаются матом, говорят на фени, кидаются предметами, ходят в наколках). Дальше идет прекрасная история про то, как можно сделать себе татуировку, а потом тебя порежут уголовники.

Вокруг нас так много лиц, отбывших наказание, что мы уже боимся делать им замечания.

Кто и как отбывает наказание – вопрос важный для всего общества.

Кто хочет автомат пишет сочинение: «Я хочу видеть судебную систему РФ такой…»

Нет ни одного государства, у которого бы не было тюремной системы. Нет государства, в котором нет оппозиции, которую надо посадить в тюрьму лет на 15, чтобы укрепить свою силу. Но везде системы разные. Нет ни одной повторяющейся тюремной системы (причины – общая культура, уровень преступности, экономическая система).

Тюрьма в центре Парижа в виде Пятиконечной звезды, в каждом конце отдельно лица из Европы, Азии, США, Парижа и один не услышала. У нас тоже есть тюрьмы для иностранцев. Так как людям из одной среды легче ужиться, у них общие потребности.

Все тюрьмы начались с того, что надо бы где-то преступника попридержать до приезда губернатора-судьи. Держали, как правило, в яме. Потом ям на всех не хватало. Стали всех прятать в погребах (Белокабыльский сказал, что каменный, лучше земляного, там всегда постоянная температура). Тюрьмы разрастались. Из отдельно стоящих зданий стали вырастать целые микро-города за колючей проволокой (столовая, комната для рукоделий, баня и т.п.). Это требует целого штата работников. Как никто туда не хочет идти работать, также лиц, отбывших наказание, никто не хочет переучивать.

Получается, что от ямы до целых комплексов прошло 20 веков. Но за 20 веков государство не захотело создать нормальные условия. Государство отрицательно относиться к тем, кого оно осудило.

Раньше всех просто ссылали в тайгу. Оттуда было не убежать. Но поняли, что надо переходить на закрытый режим. Появились колонии разных режимов.

Некоторые государства бывшего СССР сразу решили сразу построить хорошие тюрьмы на подобии Дания, Швеция. Но сами заключенные их разломали – или все будем в таких условиях, либо никто. «Братва этого не терпит».

Строительство тюремной системы очень сложно, надо решать кучу бытовых проблем, включая насекомых. Нужна взаимослаженная работа людей, разных специальностей.

15.09.2011.

Возникновение пенитенциарной системы

В истории формирования любой системы есть два направления: естественный (исторический) и научно-обоснованное. Возникает тогда, когда информации слишком много и исторический процесс должен быть управляем. Тогда мы должны понимать, что происходит и где и чего ещё не хватает. Как нужно осуждать лиц, как нужно к ним относиться, чтобы те, кто там не побывал, не захотел этого?

Есть обратная сторона этого процесса: люди ошибаются, причиняют вред здоровью, жизни. Что касается корыстных или насильственных преступлений, то в основе лежит либо месть, либо обида, либо зависть.

Пенитенциарная система- penitent- означает кающийся. Т.е. это система, где лица должны покаяться в совершенном преступлении.

Наука- определенная сфера общественной деятельности (интеллектуальной).

Пенитенциарная наука предполагает изучение предпосылки, психологии осужденного, воспитательного воздействия на осужденного, минимум условий для содержания осужденных, применяет поощрительные меры осужденного.

Возникновение пенитенциарной науки: вся тюремная система напрямую зависит от системы уголовных наказаний, которые предусмотрены в УК любой страны. Меняется вид наказаний, перечень наказаний. Наказания меняются часто. Было около 8 кодифицированных актов (4 Кодекса только в 20 веке).

Этот процесс возник в конце 18 века на базе тех учений, которые были в науке. Наказания известны очень давно. Речь о них идет в третьем тысячелетии до н.э. Говорят о наказании в Древнем Риме, в Древнем Китае. Они существенно отличаются от нашего понимания наказания. Они были скорее возмездием, чем наказанием. Отношение к наказанию: самым показательным является Древний Китай: надо наказывать за мелкие проступки, но очень строго и тогда некого будет наказывать за тяжкие преступления.

Наказывая очень строго, в Древнем Китае почти не оставалось тех лиц, которые совершают преступления. Позже встал вопрос о том, наказание- это всегда возмездие или нет?

Появляются мнения иного характера. Если наказание должно быть, то кто должен его применять?

В каких целях должно назначаться наказание? Цель должна быть видимой и наказание должно достигать этой цели.

Нравственные аспекты наказания. Есть книга «Оправдание добра».

Есть два варианта: либо наказание назначает само государство либо само общество. Чем дальше государство исполняет наказания, тем больше к нему претензий. Например, угоны ТС. Если государство взяло на себя ответственность, то нужно возмещать ущерб от преступлений.

Не важно, как оценивает потери сам собственник, а государство должно наказывать виновных. С точки зрения реализации функции назначения наказания- это правильно. Это явление превратилось в самостоятельную деятельность государства.

Где наказание назначено, то должна быть цель. Этот вопрос до сих пор остается открытым. Вопрос о том, нужно ли преступникам возвращаться из тюрем остается также открытым.

Любое наказание- это ограничение в правах. А чтобы ограничить в правах, нужно воздействовать на человека. О нравственных элементах наказания в прессе говорится немного и связывается с личностью осужденного. Развитие теории наказаний прошло очень долгий путь.

Можно выделить следующие теории о наказании:

· Абсолютные теории: нравственные, диалектические и божественные

· Относительные- всегда смотрят вперед тех событий, которые уже произошли. Относительные теории характеризуют отношение к конкретным лицам, которые уже совершили преступление: теория устрашения, теория предупреждения и теория исправления.

Теория устрашения: в Соборном Уложении 1649 года говорилось, что лицо нужно наказывать так, чтобы другим не повадно было. Наказывая строго, не будет в дальнейшем необходимости наказывать строго, т.к. считается, что преступлений будет меньше. Если мы обратимся к УИКу или Исправительно-трудовому кодексу 23, 24 года, то увидим, что лица отбывали наказания в колониях. Было сделано так, чтобы людей изолировать и в таких условиях воздействовать на них. В английском праве есть поговорка о том, «ты будешь повешен не за то, что украл лошадь, а чтобы этого не делали остальные».

Теория исправления: был вопрос об исправлении неисправимых. Теория о невозможности исправления неисправимых существовала. И принимались кодексы, в которых не было веры в исправление неисправимых.

· Смешанные- есть начала как от одних теорий, так и от других.

Теория психологического принуждения Фейербаха, теория справедливости Росси, теория заглаживания вреда Вилькора, интеграционные теории Фойницкого и Сергиевского.

Сейчас лицо, которое может внести 5 млн. залога, то он не подлежит заключению под стражу.

Есть одно преступление, в котором восполнить нарушенное право невозможно. В остальном вред можно возместись. Но такие лица не отбывают наказание в местах лишения свободы.

Вся система исполнения наказаний строится именно по этой теории. Одиночные тюрьмы были построены почти во всех странах. Например, диаметр Бастилии по диаметру- 10 метров. Камень толщиной в метр. Оттуда убежать невозможно. Это пугало людей. Для того, чтобы осужденный не умер, разрешали, чтобы, кто угодно его кормил. Если еды было много, то надзиратель мог брать часть себе.

Сама наука пенитенциарная возникла случайно. Произошло событие, которое привело к этой науке. Речь идет о Джоне Говарде и Иерими Бентане. В 1755 году во время землетрясение в Португалии было очень много лет и Говард решил поехать и лично оказать помощь пострадавшим. Путь был только один- по морю. В это время шла французская семилетняя война. Он был захвачен и его посадили в тюрьму. Проведенные годы в тюрьме обратили внимание на то, что к людям нет никакого вообще отношения: нет мест для отдыха, питания и т.д. Есть каменные полы , где люди сидят и отдыхают. Потом Говард объехал всю Европу и сделал вывод о том, что во всех тюрьмах отношение к людям очень плохое. Говард пишет свой единственный труд: «О положении тюрьм в Англии и Уэльсе». Он готовит справку о состоянии тюрем и отправляет в Парламент. Он прикладывает свои основные взгляды на то, какой должна быть тюремная система.

1. Тюремная система должна быть такой, чтобы достигалась цель исправления осужденного и достигалась цель его приспособления к законопослушной жизни.

2. Тюремное заключение должно быть не более пяти лет.

3. Раздельное содержание осужденных: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

4. Гуманное отношение к заключенным.

5. Обязательное привлечение заключенного к труду. Осужденные должен обязательно работать.

6. Обязательное религиозное образование.

Эти положения были восприняты британским Парламентом и по мере развития судебной системы находили свое отражение. Говард посетил Россию. Ехал в Индию, посчитал, что путь через Россию самый оптимальный. Оставил свою записку, которую отослал императрице и сказал, что в тюрьмах чистота, хорошее содержание, гуманное отношение. Он заразился в российской тюрьме и умер в Крыму.

Бентан был философом, и он относился к тюремной системе философски. Он считал, что любую тюремную систему можно посчитать математически. Он высказывает свое мнение о том, какая должна быть судебная система. Он принял две попытки осуществить свои идеи. Он строил тюремную систему в России и такую же в Великобритании.

В 1786 году Бентан приехал в Россию к своему брату. Братом был князь Потёмкин. Бентан хотел построить тюрьму. Принципы построения:

1. Одиночное заключение

2. Централизованный надзор

3. Создание производственных мастерских

4. Создание школ

5. Создание больниц (раньше этого не упоминалось)

Потемкин предпринял некоторые усилия, но у него ничего не получилось. Вся тюремная система должна выглядеть как некоторое производственное предприятие. Было построено такое предприятие, но оно не работало на тех началах, которое было создано Бентаном. Было нежелание работать, а также отсутствие должного контроля.

Бентан в Великобритании строит такое предприятия с учетом принципов идей Бекария.

Их идеи встречаются сейчас во всех прогрессивных системах. Прогрессивные- это те, которые построены таким образом, когда осужденный сам осознает, что он должен выполнять, чтобы освободиться. Осужденный сам может подавать ходатайство о рассмотрении вопроса об УДО.

Всё, что связано с тюремной системой, обязательно возвращается к истокам.

Что мы сегодня имеем – все теории, которые есть сегодня.

1. Реформистские теории;

Суть – представители теории осознают, что без лишения свободы нельзя обойтись никак. Пока есть убийство, изнасилование и т.п. Без изоляции обойтись невозможно. Но сегодня изоляция не предусматривает многих важных элементов. Это наказание должно предусматривать:

· Гуманистические начала

· Дифференцирование отношение к каждому заключенному

· Повышение квалификации тему профессиями, которыми он обладал

· Систему учреждений и органов, которые предоставят возможность работать сразу после освобождения.

Есть колонии-поселения, в которых осужденные могут свободно передвигаться, есть только одно помещение – нельзя выезжать за пределы района. В рамках района можно свободно передвигаться. Но нужно сообщать администрации, что они продолжают трудится.

Для неосторожных преступлений – есть браслеты – можно выполнять обязательные работы, домашний арест. Пределы – определяет суд (квартал, город, населенный пункт).

Речь идет о реформе той системы, которая есть в плане улучшения отношений к осужденным.

2. Теория ограничения наказания в виде лишения свободы;

Речь шла о том, что 66% наказаний, применяемых судами, – это лишение свободы. Либо расписались в собственном бессилии исправить, либо просто «отправим туда – там сделают из него человека».

Нужно сокращать количество наказаний в виде лишения свободы. Вводим исправительные работы – тогда нужно каждому заключенному предоставить работу (а и без того уровень безработицы не маленький). 1 млн человек отбывают наказание в РФ. В тюрьме 250 человек. В колонии общего режима 1600 человек. И иностранцы приходят к выводу, что у нас «тюрьма на тюрьме».

За границей тюрем столько, сколько дали средств из бюджета. Государство определяет сколько осужденных оно может прокормить. Но это не определяет уровень преступности.

Вся статистика в коэффициенте на 100.000 человек (на начало 20 века). Меньше денег в бюджете – меньше денег.

Ирландия – 40 человек

Финляндия – 54

Норвегия – 56

Швеция – 58

Италия – 85

Франция – 90

Германия – 90

Турция - 95

Испания - 110

Великобритания – 125

Россия – 750 человек. Потому что мы осуждаем не зависимо от того, есть у нас деньги или нет, а в зависимости от того, совершил человек преступление или нет (и нужно или его изолировать).

Теперь принята целевая программа до 2016 года и есть до 2025 года (совершенствование тюремной системы в РФ).

3. Теория применения мер, не связанных с тюремным заключением.

22.09.2011.

Наши рекомендации