Предпосылки и история формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС
Начальный этап:
Первые попытки сформировать европейскую внешнюю политику и политику безопасности были предприняты в начале 50х гг. В 1951 по инициативе французского премьера Плевена – переговоры о создании Европейского оборонительного сообщества. 1952 – Бенилюкс, Франция, Италия и ФРГ (участники ЕОУС) подписали договор о ЕОС. Через года они даже подготовили проект договора о Европейском политическом сообществе. Предполагалось сформировать европейскую армию и учредить систему совместных органов. НО в 1954г. договор о ЕОС был отклонен Национальным собранием Франции и не вступил в силу. Отказались и от второго проекта.
Однако успех экономической интеграции поставил на повестку дня вопрос об усилении политической и военной роли ЕС в мире. В 1970г. были заложены основы внешнеполитического сотрудничества и в ЕЭС. Образовалась система Европейского политического сотрудничества, которая включала гос-ые консультации , взаимную информацию по закрытым каналам, обсуждение политических подходов к международным процессам, кроме оборонных. Практическую реализацию ЕПС осуществлял Политический комитет в составе послов стран-членов ЕС. В середине 70х усилились попытки преодолеть функциональную ограниченность ЕПС и перейти от простой координации нац.позиций к выработке ЕДИНОЙ политической линии. ОДНАКО предложения наделить Сообщества полномочиями в области обороны регулярно отвергались.
Единственная чисто европейская структура в военно-политической сфере на то время- Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне (ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ), подписанный в 1948г. Францией, Великобританией и Бенилюксом. В 1955г. со вступлением в него ФРГ и Италии был преобразован в Западноевропейский союз. ЗЕС стремился наладить военное сотрудничество европейских стран, развивать сотрудничество НАТО и ЕС, на практике же в условиях Холодной войны союз стал подчиненной структурой НАТО.
Большой заслугой ЗЕС стало определение задач миротворческих и иных операций. Их список был утвержден 19 июня 1992 года в Петерсберге и включал :
1) гуманитарные и спасательные задачи
2) поддержание мира
3) задачи боевых сил в управлении кризисами, включая миротворчество
( «петерсбергские задачи»)
Развитие ЕПС, активизация ЗЕС в 80ые г.
В 1987 ЕПС впервые было включено в единые правовые рамки Сообщества. Механизм ЕПС усилен, его полноправным участником стала Комиссия.
В середине 80х премьер Франции Ширак обратился к ЕС с предложением разработать западноевропейскую хартию принципов безопасности. == 1987г. – ЗЕС принял «Платформу об интересах европейской безопасности», поддержанную также советом НАТО. В 1988г. к ЗЕС присоединились Испания и Португалия.
90ые гг. от ЕПС к ОВПБ
В этот период страны ЕС сконцентрировали усилия на трансформации ЕПС в систему Общей внешней политики и политики безопасности, которая была учреждена Маастрихтским договором. Это было обусловлено превращением ЕС к концу 80-х гг в экономического гиганта, требовалось соответствующее этому усиление политического и оборонного потенциала ЕС. Другим фактором стало прекращение Холодной войны. В Европе стали сомневаться , сможет ли США при необходимости обеспечить защиту Европы. В подходе к этой проблеме развивались 2 течения : «европеистов» ( Франция и Германия, ЕС должен создать собственные структуры в дополнение к НАТО) и «атлантистов» ( за сотрудничество с США). Победили первые.
В отличие от ЕПС, ОВПБ предполагает не только обмен инфой и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, причем обязательных для стран-членов. В первые годы – мало совместных действий. Функции – наблюдение за выборами (Россия, Юж.Африка), дипломатическое и практическое участие ЕС в достижении важнейших международных договоренностей по безопасности (Пакт стабильности, ДНЯО), гуманитарная помощь. Однако у ЕС не было собственных инструментов военно-политического сотрудничества, это побудило его использовать потенциал ЗЕС, который по Маастрихту стал «составной частью развития Союза». Однако механизм взаимодействия ЕС и ЗЕС был конкретизирован только в Амстердамском договоре. Но уже в Маастрихте ЗЕС определил два основных направления деятельности (Петерсбергская декларация) : расширение состава Союза и формирование собственного военного измерения.
Сближение ОВПБ и ЗЕС
По Амстердамскому договору в ОВПБ включены все вопросы безопасности, а ЗЕС обеспечивает доступ ЕС к использованию своего потенциала.
Механизм ОВПБ значительно усилен.Теперь ЕС может вырабатывать общие стратегии. Для координации системы ОВПБ введён пост Генсека Европейского совета/Высокого представителя по ОВПБ, который может также вести переговоры с третьими странами. ЕС наделяется правом заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ при консенсусе стран-членов.
Таким образом, Амстердамский договор снял имевшиеся юридические препятствия и сорздал правовую базу для формирования общей оборонной политики ЕС. Дальнейшие шаги в этой сфере стали возможны после отказа Великобритании от оппозиционного курса, что открыло НОВУЮ ДИНАМИКУ в сфере общей европейской политики безопасности и обороны (ОЕПБО).
На заседании ЕС в Кельне в июне 1999 Высоким представителем ЕС по вопросам ОВПБ назначен Солана. На этом же заседании решено наделить ЕС средствами для того, чтобы принимать на себя полную ответственность в вопросах ОВПБ.