| Наименование этапов выполнения ВКР |
1. | Согласование темы ВКР с научным руководителем, составление индивидуального задания |
2. | Подготовка и утверждение структуры (оглавление ВКР) |
3. | Подготовка материалов исследования для написания 1 главы ВКР, согласование текста, устранение замечаний руководителя ВКР Глава 1 - это теоретическая часть ВКР, которая легла в основу курсовой работы по одному из профессиональных модулей на 3 курсе (электронный вариант курсовой работы должен быть сохранен). В тексте курсовой работы убирается «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» (оно может стать «Выводами по 1 главе»), «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»); когда ВКР будет набрана, пишется общее «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» по двум главам, «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», оформляются «ПРИЛОЖЕНИЯ». |
4. | Подготовка материалов исследования для написания 2 главы ВКР, согласование текста, устранение замечаний руководителя ВКР Вторая глава - это практическая часть ВКР, где представлено три вида педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент относится к экспериментальным методам, потому что его характерной чертой является запланированное вмешательство исследователя в изучаемое явление. Сущность вмешательства в естественный ход педагогического процесса сводится, как правило, к искусственному вычленению какой либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. В ВКР должны быть представлены: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий экспериментописывается и анализируется в параграфе 2.1. «Диагностика уровня сформированности (знаний... умений..., навыков…) по теме исследования» (могут быть другие варианты названия). Эксперимент оформляется в таблице («Таблица 2.1.»), помещается на первом листе приложения, имеет заголовок «Констатирующий эксперимент» и нумеруется «Приложение 1» в правом верхнем углу. В тексте этого параграфа нужно указать: а) образовательную организацию, возрастную группу; б) количество детей (списочный состав); количество и имена детей экспериментальной группы; в) принципы отбора детей в экспериментальную группу: - для младшей и средней групп - посещение ДОУ; особенности психического и индивидуального развития; - для старших групп - посещение ДОУ; уровень сформированности навыков учебной деятельности; особенности психического и индивидуального развития; г) краткую характеристику детей экспериментальной группы: - для младшей и средней групп - посещение ДОУ; особенности психического и индивидуального развития; - для старших групп - посещение ДОУ; уровень сформированности навыков учебной деятельности; особенности психического и индивидуального развития (Приложение 14). Затем идет описание констатирующего эксперимента - это анализ состояния предмета исследования на начальном этапе или описание фактического положения дел, что означает ответы на вопросы: - что есть? - что не устраивает в исследуемом предмете? В тексте нужно указать: 1.Цель констатирующего эксперимента. 2.Автора и источник информации, откуда были взяты диагностические материалы, по которым будет определен уровень сформированности ЗУН детей до начала опытно-экспериментальной работы по теме исследования. 3.Форму проведения (занятие, беседа, игра, упражнения, тестирование, анкетирование и т.п.) и конкретное содержание этого вида работы с детьми. 4.Время, место, условия для проведения эксперимента; 5.Результат (констатация, регистрация выявленных фактов, которые могут стать основанием для идеи и замысла эксперимента, которые затем превращаются в рабочую гипотезу). В тексте описываются уровни сформированности ЗУН по теме (высокий, средний, низкий с указанием имен детей). 6.Выводы по результатам констатирующего эксперимента: недостатки в обученности, воспитанности детей, которые следует устранить (констатация того, что не устраивает); недостатки в образовательном процессе, которые привели к недостаткам в уровне обученности и воспитанности детей (Приложения 7, 13). Формирующий эксперимент(обучающий, преобразующий, созидательный и т.п.) описывается и анализируется в параграфе 2.2. «Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования» (могут быть другие варианты названия). Для проведения данного эксперимента необходимо: 1. Определить задачи работы с детьми по теме исследования на основе результатов констатирующего эксперимента. 2. Разработать примерный перспективный план работы с детьми экспериментальной группы по теме исследования (руководитель ВКР помогает определить содержание плана и сроки его выполнения). План работы с детьми оформляется в таблице («Таблица 2.2.»), помещается на втором листе приложения, имеет заголовок «Примерный перспективный план работы с детьми (возраст) по... (тема исследования)» и нумеруется «Приложение 2» в правом верхнем углу. 3. После определения задач и составления плана необходимо представить и описать всю проведенную практическую работу с детьми, анализируя каждый вид работы. В ходе анализа опытно-экспериментальной работы желательно отразить в тексте ответы на такие вопросы, как: выполнена ли цель... (занятия, игры и т.п.); степень усвоения детьми учебного материала в соответствии с заявленной целью; кто и в чем испытывал затруднения, причины; наиболее эффективные приемы работы; с кем и над чем желательно поработать индивидуально (Приложения 8, 13). Контрольный экспериментпроводится в конце преддипломной практики (форма и содержание соответствуют констатирующему эксперименту), описывается и анализируется в параграфе 2.3. «Анализ результатов опытно - экспериментальной работы» (могут быть другие варианты названия). Эксперимент оформляется в таблице («Таблица 2.3.»), помещается на третьем листе приложения, имеет заголовок «Контрольный эксперимент» и нумеруется «Приложение 3» в правом верхнем углу. В результате проведения контрольного эксперимента необходимо представить: анализ результатов эксперимента и соотнесение с заявленными целями, задачами, зафиксированными в программе эксперимента; оформление, описание хода и результатов эксперимента, для чего нужно ответить на вопросы: что удалось, что нет? За счет чего? Какая закономерность подтвердилась и за счет чего? Какие шаги были предприняты и какова их эффективность? И др. Результатом деятельности должно стать выделение наиболее эффективных подходов, механизмов, путей и способов формирования личности ребенка, его развития (по теме исследования). В конце этого параграфа необходимо представить сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в таблице («Таблица 2.4.») и вывод по этому анализу (Приложения 9, 13). |
5. | Согласование содержания приложений к ВКР Приложения (таблицы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов) следует оформлять как продолжение ВКР на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок на источники в тексте ВКР и нумеровать арабскими цифрами. Остальные приложения (методическое обеспечение темы исследования) в общий объем ВКР не входят и могут быть оформлены как отдельный том к работе. |
6. | Согласование текста Введения и Заключения ВКР с научным руководителем Заключение может включать: сумму выводов по главам; оригинальное обобщение по всей работе; развернутую характеристику теоретического и практического значения исследования, его новизну. В тексте Заключения желательно отразить: 1.Подтверждение актуальности исследования. 2.Противоречие, которое возникло в ходе исследования. 3.Фамилии ученых, которые внесли заметный вклад в разработку данной проблемы. 4.Какие задачи решены в ходе работы над ВКР. 5.Нашла ли подтверждение гипотеза. 6.Наиболее эффективные методы и приемы работы по теме. 7.Создание условий в ДОО для работы по теме исследования. 8.Научная новизна исследования (применение методов, никогда ранее не применявшихся при изучении темы; новые оценки ранее проведенных исследований с позиций современных знаний; систематизация разрозненного ранее материала; подтверждение ранее выдвинутой теории на другом материале (другой возраст, пол и т.п.)). Количество положений новизны может быть от 1 до 3 (разработаны...; обоснованы...; выявлены...; раскрыты...; установлены... и т.п.). 9.Практическая значимость исследования: определяется круг типовых учреждений, где могут быть внедрены результаты исследования; определяется круг специалистов (педагогов, психологов и др.), которые заинтересованы в результатах исследования и готовы использовать разработанные рекомендации; определяются направления, по которым исследование может быть продолжено. Таким образом, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий. После Заключения дорабатывается «Список использованной литературы». Он переходит в ВКР из курсовой работы; в нем могут появиться новые информационные источники, которые были найдены и использованы при подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы с детьми по теме исследования (в курсовой работе должно быть не менее 20, а в ВКР – более 20 библиографических, справочных, литературных источников, интернет – ресурсов). |
7. | Предоставление научному руководителю полного текста ВКР |
8. | Предзащита ВКР |
9. | Представление научным руководителем отзыва на ВКР |
10. | Переплет ВКР типографским способом |
11. | Рецензирование ВКР |
12. | Представление ВКР на утверждение и допуск к защите зам. директора по учебной работе |
13. | Представление студентом текста выступления (реферата) и презентации научному руководителю ВКР |
14. | Защита ВКР |