Русская культура хш- ху вв

Нашествие ордынских полчищ нанесло тяжелейший удар развитию русской культуры.Литературасередины - второй пол. ХШ в. представлена рядом эмоциональных и поэтичных произве­дений, отражающих события татаро-монгольского вторжения, на­полненных великой скорбью о былом величии Русской земли. Среди них особое место занимают «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем, «Житие Александра Невского».

Возрождение культуры начинается во 2-й пол. в., осо­бенно в годы предшествующие Куликовской победе и ближайшие после нее. Характерной чертой культурного подъема было особое внимание к государственным интересам, к национальному объе­динению под властью Москвы. В поисках опоры для своего куль­турного возрождения русские обращаются к эпохе былой незави­симости русского народа - к Руси ХI - ХП вв.

Обращение это имело народный характер, в чем глубоко убеждают русские былины,имеющие, в основном, два цикла - ки­евский и новгородский. Киевский цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, объеди­няют действие былин вокруг Киева и киевского князя Владимира IСвятославича, ко временам которого относится расцвет Киевской Руси.

В конце Х^-начале ХУ вв. начинается подъем русской ли­тературы, когда появляются различные произведения: летописные, житийные, повествовательные, фольклорные. Победа на поле Ку­ликовом способствовала рождению специально посвященных ей произведений, - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и

др.

С конца ХГУ в. активно развивается московское летописа­ние,которое сосредотачивалось в руках великокняжеских дьяков. В летопись записываются «разряды» военных походов, описание приемов во дворце, даются точные хронологические справки, при­водятся имена участников похода и списки убитых. Подробно от­мечается в летописи все существенное и важное с точки зрения великокняжеской политики, подробно описываются военные со­бытия, особенно те походы, в которых принимал участие сам ве­ликий князь. Летописные своды появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. Своей ценностью исторического материала особенно славятся летописи Новгорода Великого.

Интерес к мировой истории был представлен рядом хроно­графов, из которых наиболее известным стал «Елинсский и Рим­ский летописец». В середине ХУ в. создается всемирная история, так называемый «Русский хронограф».Помимо хронографов, из­лагавших мировую историю, появляются: обширная повесть о взя­тии Царьграда турками, описания путешествий на Афон, в Иеру­салим, в Константинополь, во Флоренцию. Тверской купец Афа­насий Никитин на 30 лет раньше Васко да Гама проник в Индию и составил описание своего «Хождения за три моря».

С середины ХУ в. все большее значение в литературе при­обретает публицистическая направленность. Публицистикапро­никает в летопись, в историческое повествование; публицистиче­ские отступления встречаются даже в житиях святых и в бого­словской литературе. Крупнейшими публицистами конца ХУ - на­чала ХУI вв. по праву считаются Вассиан Рыло, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил и многие другие. Ду4х критики, строгая логика в аргумен­тации своих мыслей определяли собой публицистические выступ­ления.

В - ХУ вв. особое развитие получает живопись.Рас­писываются старые здания церквей, возобновляются старые па­мятники живописи. Однако, новое искусство живее прежнего, оно полно движения, внимания ко всему индивидуальному. Расцвет живописи проходит под знаком интереса к человеческой психоло­гии. Так, художники подчеркивают человеческие страдания Хри­ста на кресте, стремятся передать чувство материнства в Богома­тери, различные состояния святых.

В творчестве Феофана Грекаи Андрея Рублеварусское изобразительное искусство достигло своей вершины. Ф.Грек со­единил в своем творчестве лучшие традиции византийского искус­ства с достижениями русских живописных школ. Лучшими рабо­тами его считаются фрески в новгородской церкви Спаса на Иль­инке в Новгороде и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Занимался Феофан и светской жи­вописью: на стене одного из княжеских домов в Москве он изобра­зил панораму Москвы.

Гениальное творчество А.Рублева стало предметом легенд и страстных споров. Его живописными произведениями восхища­лись современники и далекие потомки. С именем Андрея Рублева соединялось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Его деятельность началась в Троице-Сергиевом монастыре, из которо­го Андрей перешел ближе к Москве - в Андроников монастырь. Созданная Рублевым икона «Троица» принадлежит к самым вы­дающимся произведениям мирового изобразительного искусства, которая сочетает в себе богословский символический сюжет с вы­соким гуманизмом и простой человеческой правдой.

Рост Русского государства отражают произведения Диони­сия - мастера огромной силы и творческой фантазии. Его работы относятся к концу ХУ - началу ХУI вв. Вместе с другими мастера­ми он пишет иконы Успенского собора Московского Кремля, ра­ботает для Ростовского собора, расписывает собор Иосифо-Волоколамского монастыря. В начале ХУI в. Дионисий с сыновь­ями работал в Ферапонтовом монастыре. Тематически произведе­ния Дионисия в основном посвящены культу богоматери - «по­кровительнице» Москвы. В тематике росписей Дионисия сливает­ся влияние растущего государства с влиянием семьи и утвержде­нием личности.

Архитектура. Государственное величие Москвы наложило заметный отпечаток на монументальные произведения второй по­ловины ХУ в. В ХГУ-ХУ вв. продолжалось развитие местных ар­хитектурных школ, среди которых все большее значение приобре­тала московская школа, которая опиралась на традиции владими-ро-суздальского зодчества. В 1366 г. началось строительство ка­менного Московского кремля на месте деревянных укреплений Ивана Калиты, что было связано с возвышением Москвы, с укреп­лением ее мощи и подъемом ее значения среди других русских княжеств. Строительство Кремля было завершено при Иване IIIи Василии III. Московский Кремль - это живая история русского народа. В строительной деятельности Москвы приняли участие зодчие и художники из Пскова, Новгорода, Твери, Владимиро-Суздальского княжества, а также архитекторы Италии.

Строительство новых крепостей и церквей ведется не толь­ко на северо-западе от Москвы, но и южнее ее - как бы навстречу завоевателям: с 60-х гг. ХГУ в. ведется строительство в Коломне на Оке, где накануне Куликовского сражения строится большой со­бор Успенья.

Крупнейшими постройками первой четверти ХУ в. были: Успенский собор в Звенигороде, соборы Саввино-Сторожевского и Андроникова (в Москве) монастырей, церковь Троице-Сергиева монастыря. Зодчество Руси Х^-ХУ вв., в основном, развивалось под влиянием идей общего народного возрождения и подъема пат­риотического сознания, характерные для всех форм русской куль­туры Х^-ХУ вв.

Высокого совершенства достигает русское прикладное ис­кусство и ремесло, представленные произведениями ювелирного искусства, изумительными образцами шитья, окладами на пере­плетах книг и др.

Огромное значение для военного дела имело раннее разви­тие артиллерии.Первые железные пушки появились в Москве при Дмитрии Донском. В 1382 г. они сыграли свою роль при обо­роне Москвы от войск хана Тохтамыша. При Иване IIIв Москве находился большой пушечный двор на реке Неглинной. Здесь, на Пушечном дворе, впоследствии работали такие прекрасные рус­ские мастера, как Дубинин, Чохов, Осипов, создавшие свои конст­рукции орудий, намного обогнавшие передовую техническую мысль Западной Европы.

Известное распространение в Х^-ХУ вв. получают есте­ственно-научные сведения, накапливаются эмпирические знания: переводятся лечебники, космографии, сочинения по астрономии, в летописи 2-й пол. ХУ в. встречаются точные описания чумы. Арифметические знания вырастали на основе практических по­требностей торговли. То же самое практическое назначение имела и геометрия, в тесной связи развивающаяся с землемерным искус­ством: приемы исчисления площадей квадрата, параллелограмма, трапеции, треугольника и т. д. Возникает интерес к химии красок и чернил, развиваются знания по медицине, анатомии, лекарствен­ной ботанике.

В развитии русской культуры Х^-ХУ вв. лежали идеи ос­вобождения от чужеземного ига и объединения страны в единое целое. Все взоры народа обращались ко времени, когда Русь была едина, независима и сильна.

Контрольные вопросы

1. Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении русских земель?

2. Можно ли процесс объединения назвать закономерным?

3. Каково значение Куликовской битвы?

4. Докажите, что в ХУ в. образовалось единое государство.

5. Как создание единого Русского государства повлияло на разви­тие культуры ХУ-ХУ1 вв.

6. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?

7. Что вы можете рассказать о творчестве Андрея Рублева?

Литература

1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.

2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. -М., 1992.

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и поли­тиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.

4. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под

ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.

5. Ключевский В. О . Краткое пособие по русской истории.- М.,

1996.

6. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Элек­тронная публикация:http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

7. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация:http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

8. Е.В.Пчелов. Династия Рюриковичей. Хроника событий. - М.,

2001.

9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре-
стоматия по истории России. - М., 1999.

10.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.

Наши рекомендации