Правопорядок состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частейобщественного порядка
Основными признаками правопорядка являются:
· его регламентация правовыми нормами
· реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений
· гарантированность государством.
64. Правосознаниеэто одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
65. Правосубъектностьспособность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность. Дееспособность в свою очередь делится на деликтоспособность и сделкоспособность.
66. Правоспособностьустановленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.
67. Правотворчестводеятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума). Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование».
Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права.
Принципы: Демократизм, Законность, Профессионализм, Планомерность, Своевременность, исполнимость
68. Предмет правового регулированияобщественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений. В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми. Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.
69. Применение норм правасложная, многоступенчатая деятельность, в которой
могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие
саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении
юридического дела.
Таких стадий 3:
1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты,
явления действительности, образующие фактическую основу применения права.
2. Установление юридической основы дела.
3. Решение дела и документальное оформление принятого решения
70. Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы — составляющие демократии как общечеловеческой ценности.
(Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии).
Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов.
Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом.
Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении
Принцип выборности основных органов государства
71. Принципы организации и деятельности государстваосновополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.
В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:
· принцип разделения властей;
· принцип разграничения функций между органами государства;
· принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
· принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;
· принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
· принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
· принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
72. Принципы праваосновные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.
С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.