Мытные сборы в новгородской торговле
История Руси неразрывно связана с Великим Новгородом, который занял ведущее положение на торговом пути «из варяг в греки». Расположенный по берегам Волхова, Новгород находился в выгодных географических и климатических условиях и к началу IX в достиг своего расцвета, но затем уступил первенство Киеву.
Торговое значение Новгорода определялось его огромной территорией с ее природными богатствами, а также его близостью к главным речным бассейнам Центрально-Европейской равнины и выходом к Балтийском) морю.
В городе, через который проходил основной торговый путь, существовали особые порядки — народное самоуправление или «народоправство», как и в Пскове, Вятке и некоторых других городах. Наряду с торговлей в Новгороде шло становление пошлинных отношений. На их развитие в Новгороде оказало большое влияние принятие христианства. Оно способствовало более тесному сближению с Киевом и использованию киевского опыта торговли.
Вечевое управление Новгорода установило порядок, согласно которому приглашало на правление одного из великих князей. Социально-политические взаимоотношения, права и льготы между князьями и новгородцами регулировались договорными грамотами, определявшими судебно-административные обязанности князя по отношению к городу и финансовые обязательства города перед князем.
Из договорной грамоты Новгорода с Ярославом Ярославичем 1265 г. также следовало, что с новгородских купцов в Суздальской земле брали две веши с воза, ладьи или с короба хмеля. В этих грамотах определялись также пошлинные обрядности. По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников. Ему не разрешалось ни открывать своих мытниц, ни закрывать иноземных торговых дворов. Таким образом, новгородская торговля была ограждена от произвола со стороны князя.
В свою очередь, новгородское вече держало в своих руках городскую торговлю и также устанавливало пошлины.
Торговые отношения Великого Новгорода с Европой с соблюдением сбора пошлин начались в XII в. со связей с Готландом. В Готланде существовала русская церковь, а в Новгороде была варяжская. Готландцы имели в Новгороде свою факторию (Готский двор), который подчинялся сейму немецких городов. Сейм разбирал спорные вопросы, регулировал торговлю, устанавливал пошлины. Но новгородцы не ограничивали свои торговые отношения только Готландом, а наладили торговлю так же с южнобалтийскими немецкими городами.
С образованием в XIII в. немецкой Ганзы, во главе которой стоял Любек, в Новгороде была поставлена церковь Св. Петра и открыт Немецкий торговый двор. Его значение росло, и он стал играть главную роль в новгородской внешней торговле, подчинив себе Готский двор.
Как свидетельствуют документы, русские купцы проживали и вели торговлю в Любеке, центре Ганзы, и других немецких городах.
Деятельность иностранных купцов в Новгороде регулировалась договорами.
Предметами торговли немецких купцов были сукна разных сортов, в том числе капеляки, которые шли на одежду священников, различные фландрийские и английские сукна, нидерландские и вестфальские полотна. Из лучших сортов сукон предпочитались красные. Иногда привозилась и соль, но она была не всегда качественная. Доставлялись вина и пиво в бочках. Новгород снабжал весь русский мир сладким вином для церковной службы.
Из-за рубежа поступали шелк, кожа, пергамент, писчая бумага, стекло, копченое мясо, сушеная рыба, а также металлы и металлические изделия: иголки, олово — из Англии, медь — из Швеции, железо — из Богемии, свинец — из Испании. В неурожайные годы ввозился хлеб. Запрещалось ввозить в Новгород серебро и золото. Иноземные купцы стремились не продавать товары, а обменивать их.
Новгородская торговля была выгодна немцам и отрицательно сказывалась на доходах русских купцов. Корпоративное устройство немецкого двора не допускало сближения с русскими. Все торговые операции производились с ведома двора, а деятельность каждого лица контролировалась. Стремясь избежать конкуренции, немецкая община устанавливала цены на товары, как продаваемые, так и покупаемые, и придерживалась правила продавать свои товары как можно дороже, а русские покупать как можно дешевле. С целью удержания цен немецкий двор регулировал количество ввозимых товаров, чтобы не было изобилия, которое повлекло бы за собой понижение цен, а для того, чтобы русские товары постоянно оставались в низкой цене в сравнении с немецкими, купцу для закупок запрещалось привозить более 1000 марок.
В соответствии с решением корпорации немецкие купцы вели только оптовую торговлю, розничная торговля иностранными товарами предоставлялась русским.
Все немецкие торговцы покупали товары у русских по ценам, установленным корпорацией. Этим самым они избегали конкуренции, которая существовала у русских купцов.
Кроме того, ганзейцы стремились к созданию своих поселений, добивались невмешательства местных властей в их дела.
Между русскими и иноземными купцами шла постоянная тяжба. Они обвиняли друг друга в сбыте некачественного товара. Когда же разбирали ее, то приходили к выводу, что некачественными были в первую очередь немецкие
Наряду с торговлей с иностранцами, Новгород держал в своих руках торговлю со многими районами России. Торговая деятельность новгородцев была направлена на север в Корелу, на Онегу, Двину и Пермь, в Суздаль и Владимир. Активно велась торговля с Южной Русью.
Из товаров, которые Новгород получал в большом количестве, ведущее место занимали меха и шкуры, находившие спрос в европейских странах. Меха собольи, лисьи, бобровые, куньи шли из Заволжья, Печоры, Югры и Перми.
Средневековая Европа предъявляла громадный спрос на меховые товары, ибо меха употреблялись тогда не только для изготовления теплой одежды, но были любимым украшением одежды и даже обуви всякого рода, и Новгород был поставщиком этого товара на всю Европу».
Кроме мехов с Севера новгородцы получали китовое и моржовое сало, морских птиц. Это послужило дальнейшему проникновению новгородцев на северо-восток страны, приближению к Северному морю. Из Перми и Югры новгородцы получали серебро, которое добывалось на сибирских рудниках, производили деготь и поташ. К вывозным товарам относились кожа, лен, конопля, воск, юфть. Для внутренних потребностей новгородцы получали хлеб из более плодородных земель. Хлебная торговля приобрела широкий размах, ее центром был город Новый Торг, стоявший на границе Новгородской земли с землями Центральной Руси. От хлебной торговли не отставала и рыбная.
Новгородские купцы объединялись в отдельные торговые общества, составляли компании и артели. Им покровительствовали великие князья и Церковь.
Церковь, в лице ее служителей, покровительствовала торговле для проводки иноземных кораблей, составляющих товарищество, куда входили лоцманы.
Русских торговых людей подстерегали опасности, связанные с морскими разбойниками, которые захватывали суда с товарами. Северные государства обращались с разбойниками как с законной силой и платили им дань за неприкосновенность своих купцов. По этому поводу заключались договорные грамоты, в которых обязывались соблюдать уважение друг к другу, но обязательства не всегда выполнялись. Новгородцев часто грабили и великие князья, о чем сохранились свидетельства в летописях.
Особенность новгородской торговли состояла в том, что в ней не было торговых рядов, как в Москве и других городах. На Новгородской земле практиковались ярмарки. Они проводились в период праздников и продолжались неделю и больше. Торги на Новгородской земле организовывались в Русе, Ладоге, Торжке, Яме, Орешке, Кореле, в Броницах, в Бежицах и Порхове.
Меры и весы в Новгородской земле отличались от московских. Они были ближе к европейским, а подчас просто дублировали иноземные.
Новгородцы получали слитки закамского серебра и чеканили монету. Раньше единицей, выражающей ценность, служила куница, для менее ценных товаров применялся мех белки (векши).
Социальное положение купеческого сословия определялось его способностью обеспечить спрос товаров на рынке и удовлетворить потребность населения в товарах.
Отличительной чертой новгородской общественной жизни являлось могущество торговой общины, ее богатство, олицетворяющее богатство Новгорода.