III. По времени действия
I. По способу объективирования основного закона (т.е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя).
1. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера);
основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции);
заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах).
переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми).
дополнительных положений (содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов).
приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами - Индия).
В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада).
2. Неписаные конституции - составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение - Великобритания и Новая Зеландия).
Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна.
Пример - Великобритания. Ее конституция состоит из следующих основных частей.
Статутное право (Сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др.).
Общее право (судебное право, прецедентное право) - было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод.
Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и, тем не менее, составляют важнейшую часть неписаной британской конституции.
Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. (Брэктон). Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Коук. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763).
II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений.
1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии :
инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства);
одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов);
окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
2. Гибкие конституции - изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия).
III. По времени действия
1. Временные - имеющие ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события - Конституция Таиланда 1959 г.)
2. Постоянные - имеющие неограниченный срок действия (большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия). Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (Конституции Мексики 1917 г., Греции 1975 г.).
IV. Способы принятия конституций
1. Представительным учреждением (Американская 1787 г. - конвентом (учредительным собранием - конституантой), Французская 1791 г. - Генеральными штатами (парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций.
2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов - разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом).
3. Исполнительной властью - октроирование . (Впервые - во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).
3. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра конституций зарубежных стран.
Конституционные реформы – это комплекс мер по пересмотру статей конституции (внесение новых статей, изменение и отмена старых и перестройка соответствующих политических правовых институтов).
Возможность конституционных реформ заложена в самой конституции, поскольку в ней обычно содержатся положения о субъектах права, имеющих право внести предложение об изменении конституции и принять окончательное решение, а также процедура и пределы конституционной реформы.
Конституционные реформы могут быть частичными и полными.
Частичная конституционная реформа – пересмотр некоторых статей конституции, полная – по существу принятие новой конституции.
В целом ряде государств внесение изменений и дополнений в конституцию осуществляется по тем же процедурным правилам, что и принятие новой конституции. Тем не менее даже в этих странах имеются определенные особенности в принятии конституционных поправок."Так, поправки, отменяющие те или иные статьи конституции, а также являющиеся дополнениями к основному тексту, не должны вести за собой изменения нумерации прежних статей, глав, разделов. Дополнительные разделы, главы, статьи подключаются к основным под значком "прим". Рядом с номерами отмененных разделов, глав, статей даются указания об их отмене.
В некоторых конституциях содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закрепленные в них конституционные принципы. Так, конституции Греции, Италии, Франции, Алжира включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления. Помимо этого Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести. Основные законы некоторых федераций не допускают изменения федеративной формы государственного устройства.
Особый, более сложный по сравнению с другими разделами порядок внесения изменений установлен ст. 235 новой Конституции Польши в отношении разд. I, II и XII, которые закрепляют основные принципы общественного и государственного строя, основные права и свободы человека и гражданина и порядок внесения изменений в Конституцию. В случае одобрения в конституционном порядке Сеймрм и Сенатом изменений, вносимых в указанные разделы, субъекты конституционной инициативы — 1/5 часть депутатов Сейма, Сенат или Президент — могут в течение 45 дней после этого потребовать от маршала (председателя) Сейма назначения референдума, который должен быть проведен в течение 60 дней.
Можно выделить также те конституции, в основной текст которых не вносятся никакие поправки. Принимаемые конституционные дополнения или изменения включаются отдельными поправками к тексту основного закона. Это относится, например, к Конституциям США и конституциям прежних социалистических республик Чехословакии и Югославии. Так, после преобразования Чехословакии в Федерацию Закон о федеративном государственном устройстве этой республики был включен в Конституцию отдельным текстом. Неизменным остается текст основного закона в США. Изменения и дополнения к Конституции включаются отдельно в качестве поправок к ней. В настоящее время принято 27 таких поправок.
Естественно, что в отношении тех конституций, которые принимались специальными учредительными собраниями (конгрессами, конвентами), установлена иная процедура внесения изменений и дополнений. Так, в Италии законы, изменяющие или дополняющие Конституцию, принимаются в каждой из палат после двух голосований, проведенных с промежутком не менее трех месяцев, и одобрения абсолютным большинством каждой из палат при втором голосовании. Они выносятся на референдум по требованию не менее 1/5 членов одной из палат или 500 тыс. избирателей или не менее чем пятью областными советами.
Довольно сложной является процедура внесения поправок в Конституцию США. Конституция допускает возможность применения четырех разных процедур. Но на практике используется только одна из них. Сначала Конгресс принимает поправку 2/3 голосов каждой из палат. Затем она должна быть ратифицирована не менее чем 3/4 законодательных собраний штатов. Конституция допускает, однако, принятие поправки специально созванным Конвентом США (по требованию 2/3 штатов) и 3/4 законодательных собраний штатов, либо Конгрессом США и конвентами штатов, либо конвентом США и конвентами штатов.
Отмена конституций может быть легитимной (т. е. в установленном порядке и уполномоченным на то органом) и нелегитимной (в нарушение установленного порядка, так происходит, например, во время революций).
Легитимная отмена осуществляется:
1) в том же порядке, что и принятие, т. е. путем принятия обычных законов (для гибких конституций) или в результате принятия в особом порядке новой конституции и, соответственно, отмены старой (для жестких конституций);
2) в предусмотренном самой конституцией особом порядке (например, путем полного пересмотра на основе особой процедуры).
4. Монархия: понятие, признаки, сущность.
Монархическая форма правления. Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и др.). Правда, в ряде стран (Малайзия, ОАЭ) из этого правила есть исключения, которые будут рассмотрены ниже.
Число монархий в мире довольно велико: если считать в их числе членов британского Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны — Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке), десятков тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме. После второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). В развитых странах (Великобритания, Испания, Япония и др.) монархия фактически не влияет на политический режим в стране, положение в монархии Великобритании мало чем отличается от ситуации в соседней республике — Франции. Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.
Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и нефор-мальные структуры (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды:
абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.
Абсолютная монархия. До сих пор эта форма правления, свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких странах. В султанате Оман нет конституции, ее роль выполняет, как говорилось, Коран. Нет в этой стране и парламента, правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.
В других эмиратах Персидского залива — Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров), а не приняты демократическим путем, во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с 1975 г.), в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание — и действует по мусульманской традиции аш-шура — совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. В ОАЭ члены парламента (Национального собрания) назначаются семью эмирами (Советом эмиров), а парламент действует в качестве совещательного учреждения даже не при Совете эмиров, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. В Саудовской Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем (1992 г.). Таким образом, хотя в названной группе стран есть конституции и парламенты, они на деле не ограничивают власть монарха и эти государства тоже представляют собой фактически абсолютные монархии. То же относится и к султанату Бруней, расположенному на острове Калимантан, близ Индонезии.
Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет — это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. В Саудовской Аравии семейный совет низлагал короля (в том числе за отсутствие должного благочестия, что устанавливалось улемами) и назначал на его место нового из той же семьи. Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими.
По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.
В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.
В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики.
Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при представлении парламенту правительственной программы. Лишь в тех случаях, когда в парламенте нет большинства какой-либо партии и политические партии не договорились о создании коалиционного правительства, монарх может играть более самостоятельную роль в подборе кандидатуры премьер-министра (так иногда бывает в Бельгии, Дании, Нидерландах).
В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его (более трехсот лет монарх не применял вето в Великобритании, в результате чего сложилась конвенциональная норма неприменения вето).
Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах — членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент. В республиках, входящих в Содружество (например, Индия, Пакистан), генерал-губернатора нет, избирается президент — глава государства.
Особенности монархии в некоторых странах. В некоторых, особенно малых, странах (Лесото и Свазиленд в Тропической Африке, Тонга в Океании и др.) монархия существует в условиях феодально-племенных и патриархальных институтов. Парламент избирается нередко лишь частично и в рамках системы традиционных общин (в небольшом государстве Тонга большинство его членов — местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов назначается королем, но парламент здесь распущен уже два десятилетия назад). При короле обычно действует племенной совет (в Свазиленде — два, большой и малый), имеющий иногда более важное значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен.
5. Республика: понятие, виды, признаки.
Республика — это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональной репрезентативной учреждением и несут формальную ответственность за свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством.
В зависимости от статуса главы государства и правового положения парламента традиционно в литературе выделяют два основных вида республиканской формы правления: президентскую и парламентскую республику.
Определение парламентарной или президентской республики редко содержатся в основных законах государств. Например, Конституция Греции 1975 г. в п. 1 ст. 1 фиксирует такое предписание: «Государственный строй Греции — парламентская республика», а конституции Болгарии 1991 г., Исландии 1944 г. в первых статьях говорят, что эти государства являются республиками с парламентским правлением.
В историческом плане республиканская форма правления в странах мира возникла прежде всего в виде президентской республики — впервые была установлена в США в 1987 г. Сегодня она существует в большинстве государств Азии, Африке и Латинской Америки.
В конституционно-правовой литературе президентскую республику определяют как республиканскую форму правления, при которой во главе государства находится президент, избранный всеобщим прямым или непрямым голосованием и который совмещает полномочия главы государства и главы правительства.
Характерные признаки президентской республики:
1. Теоретически такая форма правления строится по принципу жесткого разделения властей: в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
2. Сочетание полномочий главы государства и главы правительства в руках президента (ст. 117 Конституции Мозамбик, например, содержит предписание, согласно которым президент является главой правительства. Аналогичные положения зафиксированы в ст. 54 Конституции Туркменистана).
3. Внепарламентский метод избрания президента (например, в Мексике Конституция 1917 г. в ст. 81 четко устанавливает норму: «Выборы Президента — прямые…». Конституция Намибии 1990 г. в п. 2 ст. 28 также устанавливает, что «Выборы Президента проводятся путем прямого, всеобщего и равного голосования». В то же время в США президент избирается вибірниками, избранными прямым голосованием избирателей, согласно ст. II (разд. 1) Конституции этой страны).
4. Формирование правительства президентом и только с ограниченным участием Парламента. Президент назначает правительство, он является свободным в подборе его членов и делает это по своему усмотрению (но в США, согласно Ст. II (разд. 2) Конституции для этого требуется согласие Сената; в Нигерии по Конституции 1989 г. и в некоторых других странах также необходима для этого согласие верхней палаты парламента).
5. Отсутствие права у президента на роспуск парламента. В президентской республике осуществляется жесткий распределение власти: президент не в состоянии досрочно распускать парламент, но и последний не имеет права смещать министров за помощью вотума недоверия. Правительство (министр) является ответственным только перед президентом, но не перед парламентом — главный признак президентской республики (например, ст. 79 Конституции Грузии).
Классической президентской республикой считаются США.
Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:
а) президент наделяется многочисленными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей. В некоторых из них отсутствует должность вице-президента, что способствует усилению личной власти фактического главы исполнительной власти;
б) президент нередко получает свои полномочия нелегитимным путем, или как главарь переворота, или как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками (как это имело место в прошлом в Чили); в) президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или ограничиваются конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Все это, безусловно, способствует усилению особой власти президента (например, в Колумбии, Парагвае, Перу).
Одной из самых централизованных форм президентской республики является президентской-моністична (в литературе употребляется также другое название: президентской-монократична).
Монократична республика характерна для «молодых» государств стран Тропической Африки, а также для некоторых социалистических государств (КНДР).
В государствах с такой формой правления (Демократическая Республика Конго, Малави и др.) власть президента значительно усилена в результате того, что последний является лидером правящей (иногда — единой партии. Должность президента в конституционном порядке закрепляется за определенным лицом. Глава государства имеет право роспуска парламента.
Особая форма президентской-клерикальної республики действует в Иране согласно Конституции 1979 г. Для нее характерно юридическое (конституционное) закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством. Наряду с должностью президента страны предполагается пост Духовного руководителя иранского народа — аятоллы. Постановления последнего обязательные для светской власти и производят, как правило, решающее влияние на осуществление государственных дел.
В современном мире нередко встречаются президентские республики, которые можно назвать президентской-военными (военными). Как правило, они образуются после государственных переворотов на временной основе.
Президентской-милитаристская республика — наиболее централизованная форма государственного правления. Как правило, министерские посты занимают военные, главой правительства является также военный президент. Парламент распускается и не действует. Такая республика опирается на армию, которая образует систему органов государственного управления сверху вниз. Конечно, политические партии, которые не поддерживают военный режим, запрещаются. Такие формы правления устанавливались и устанавливаются в частности в таких странах, как Сомали, Судан, Центрально-Африканская Республика, Фиджи и др.
Существенно отличаются от президентских парламентарні формы правления. В юридической литературе парламентскую республику определяют как такую форму правления, при которой во главе государства находится выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует только при том условии, что он пользуется доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).
Характерные черты парламентарной республики:
1. Провозглашение принципа политического верховенства парламента. Основные законы практически всех парламентарних республик провозглашают так или иначе парламент органом государства, который представляет интересы народа. Так, п. 1 ст. 38 Основного закона ФРГ провозглашает депутатов Бундестага представителями всего народа. Аналогичные формулировки зафиксированы в конституциях Греции (п. 2 ст. 51), Португалии (ст. 150), Финляндии (Статья 2 Формы правления), Латвии (ст. 64), Македонии (ст. 61), Молдовы (ст. 60).
2. Наличие должности премьер-министра и правительства как самостоятельного коллегиального органа, наделенного широкими властными полномочиями. При данной форме правления правительство — это всегда совет министров, а не кабинет президента (например, ст. 81 Конституции Греции определяет, что правительством является Совет министров состоит из Премьер-министра и министров.
3. Отсутствие у главы государства значимой политической власти. Президент, как глава государства в парламентарній республике, не является самостоятельным участником политического процесса: содержание решений, которые принимаются им, не зависят от него, а определяются, как правило, политическими ответственными органами — парламентом, правительством, министрами.
Глава государства парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти.
Глава государства в парламентарній республике является политически нейтральной должностным лицом. В отдельных государствах нейтральность президента обеспечивается еще и угрозой его отстранения от должности. Например, по Конституции Мальты президент, который избирается Палатой представителей, говорит быть лишен полномочий в случае, если он не справится со своими функциями или за недостойное поведение.
4. Принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В парламентарній республике правительство, министры несут ответственность только перед парламентом (как правило, перед нижней палатой). во всех без исключения парламентарних республиках в конституциях закрепляется институт политической ответственности правительства. Традиционно считается, что, например, отклонения парламентом важного правительственного законопроекта или иной важной предложения представляет собой вотум недоверия.
5. Повышение роли главы правительства, который определяет его политику — одна из современных тенденций развития системы взаимоотношений высших органов государства в парламентарній республике. Парламентарная республика — менее распространенная форма правления, чем президентская республика. В настоящее время парламентарними республиками являются следующие государства: Австрия, Греция, Болгария, Эстония, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Ливан, Италия, Турция, Венгрия, ФРГ, Чехия и некоторые другие.
6. Понятие и признаки федеративного государства.
Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные государствоподобные образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
Федерация , союзное государство - форма государственного устройства, при которой несколько государств создают одно союзное государство. Государства, входящие в Ф., сохраняя самостоятельность, создают единые союзные (федеративные) государственные органы, единое союзное гражданство, единую союзную (федеративную) армию. Союзные законы обязательные к исполнению на всей территории федерации.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
-Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
-В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
-В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
-В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.
-Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
-Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
7. Конституционно-правовой статус субъектов федерации в зарубежных странах.
Государствоподобный или государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство (субъектов федерации), выражается в наличии у них своей конституции (как правило), своего парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований (например, в США), часто своего гражданства, государственных символов — герба, флага, гимна. Территориальные единицы унитарных государств, пользующиеся государственной автономией, также имеют иногда конституции (Занзибар), гражданство (Аланды) и иные атрибуты государственности. Субъекты федераций обычно имеют паритетное или пропорциональное представительство в федеральных парламентах. В некоторых странах конституции содержат нормы, направленные на недопущение преобладания какого-либо субъекта федерации в иных федеральных органах.
Конституции некоторых федеративных государств содержат предписания, регулирующие основы государственной организации субъектов федерации.
В интересах единообразного по возможности правового регулирования общественных отношений в некоторых федеративных государствах целенаправленно осуществляются меры по унификации законодательства субъектов федераций. Проекты унифицированных законодательных актов в США разрабатываются созданной еще и 1892 году Национальной конференцией уполномоченных по унификации законов штатов, в Германии, Канаде, Австралии — на конференциях глав или представителей исполнительной власти.
Конституция США по существу запрещает штатам осуществление внешних сношений. В более поздних федеративных конституциях, особенно последнего времени, можно встретить несколько иной подход. Так, согласно ч. 3 ст. 32 Основного закона для Германии земли в сфере своей законодательной компетенции могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами. Конституция Швейцарии и ст. 56 устанавливает, что в сфере своей компетенции кантоны могут заключать договоры с заграницей, информируя об этом Союз. Эти договоры не могут противоречить праву и интересам Союза, а также правам других кантонов. С нижестоящими иностранными властями кантоны могут иметь дело непосредственно, а в остальных случаях отношения кантонов с заграницей осуществляются через посредство Союза. Впрочем, практика заключения кантонами международных договоров прекратилась еще в 40-х годах прошлого века.
В заключение следует отметить специфическую особенность трех кантонов Швейцарии (это Аппенцелль, Базель и Унтервальден), которая заключается в том, что каждый из них состоит из двух полукантонов, а общекантональной власти там не существует. Каждый из полукантонов имеет свою систему органов власти, а представительство их в Совете кантонов, — половинное по сравнению с представительством кантонов.
8. Разделение предметов ведения и полномочий федеральных органов и субъектов федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий в федерации.Поскольку в условиях федеративного государства на одной и той же территории действуют две государственные власти — федеральная власть и власть субъектов федерации, постольку оптимальное решение вопроса о размежевании их компетенции и их взаимодействии всегда имело и имеет принципиальное, первостепенное значение для успешного функционирования и развития такого государства. Это во многом определяет статус субъектов федерации и характер их взаимоотношений между федерацией и ее субъектами. Выше уже говорилось, что в этой связи федерации подр