Принудительные меры медицинского характера
Принудительные меры медицинского характера- меры государственного принуждения, которые являются разновидностью мер уголовно-правового характера. Суть этих мер заключается в госпитализации и лечении лиц, совершивших общественно-опасные деяния. Лечение таких больных обычно носить наркологический или психиатрический характер.
Многие ученые, не признают меры медицинского характера, формой реализации уголовной ответственности. Эти меры не являются видом наказания. Цель данных мер- улучшить состояние и здоровье субъекта и устранить его опасность для себя и окружающего его общества.
Выделяют несколько видов принудительных мер медицинского характера:
1) Принудительные меры медицинского характера, назначенные вместо наказания и других мер уголовной ответственности
2) Принудительные меры медицинского характера с ограничением свободы субъекта к которому эти меры применяются
3) Принудительные меры психиатрического, наркологического и иного характера.
Сущность, условия и порядок применения принудительных мер медицинского характера регламентируются уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 7 мая 2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Кроме того, учитываются положения международных актов, практика Европейского Суда по правам человека. Также существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», дающее толкование упомянутым положениям законодательства.
В законодательстве нет четкого определения такого понятия, как «принудительные меры медицинского характера».
Сущность этих мер заключается в постоянном наблюдении за субъектом, и его лечением. [ 3 ]
Уголовное законодательство раскрывает порядок и основания применения этих мер. Суд, являясь компетентным органом имеет право применять эти меры, руководствуясь в своем решении заключением судебно- психиатрической экспертизы. Данные меры применяются к субъектам, с отклоненной психикой, расстройствами сексуального предпочтения.
Принудительные меры государственного характера могут назначаться, изменяться и отменяться на основе диагноза, поставленного специалистами- медиками.
Данные меры не входят в содержание уголовной ответственности. Они не являются наказанием, и носят медицинский характер.
Понятие «принудительные меры медицинского характера» следует отличать от понятия «недобровольные психиатрические меры»: в последнем случае речь идёт обычно о применении лечения без согласия (вопреки согласию) к лицам, не совершившим противоправных действий. В Российской Федерации необходимые и достаточные условия, допускающие недобровольную госпитализацию определённых категорий лиц с психическими расстройствами, определяются в статье 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»
Реквизиция
Реквизиция- (от лат. requisitio - требование) - в гражданском праве РФ одно из оснований прекращения права собственности. "В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества" (ч. 1 ст. 242 ГК). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе (при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена Р.) требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества; 2) в международном праве принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для использования их армией вражеского государства. Согласно ст. 52 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Р. могут производиться лишь для нужд оккупационной армии и не должны обеспечивать потребности воюющего государства вообще. [1 ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы была раскрыта сущность юридической ответственности, раскрыт ее функционал.
На основе полученных знаний можно сказать, что юридическая ответственность является очень важным регулятором общественных отношений. Без юридической ответственности в мире бы царил произвол и беспорядок. Люди должны жить в государстве, которое регулируется нормами права. Норма права, в свою очередь не может существовать без юридической ответственности, они действуют в совокупности. Юридическая ответственность возлагается на граждан за неисполнение норм права.
Сущность юридической ответственности в том, что она пресекает правонарушения, показывает, что может быть, если пойти наперекор закону. Благодаря данному типу ответственности не совершается огромное количество правонарушений.
Юридическую ответственность осуществляет государство, через компетентные органы. Эти органы защищают граждан Российской Федерации от различных правонарушений, или же помогают с ними разобраться.
Юридическая ответственность тесно связана и с иными мерами государственного принуждения. Принуждение к соблюдению норм права есть следствие принудительного привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя, свойственный ретроспективному аспекту рассматриваемой проблемы. Личность и степень ее вины устанавливаются ранее, затем определяется вид ответственности, к которому привлекается правонарушитель, и только после этого следуют меры государственного принуждения.
В данной работе мы рассмотрели различные виды государственного принуждения. Все виды очень разные, не похожие друг на друга. Они применяются к субъекту в индивидуальном порядке.
Можно сделать вывод, что юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. На нее распространяются все признаки государственного принуждения. Как и все виды государственного принуждения юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие, может исходить только от уполномоченных на то органов, или лиц. Осуществляется лишь на основе норм права, строго в соответствии с процедурой ими предусмотренной.
В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.
И юридическая ответственность, и иные меры государственного принуждения активно регулируют общественные отношения.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М, 2000.
2. Григорьева И.В. Теория государства и права. - Тамбов: ТГТУ, 2009.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-еизд. - СПб.: Питер, 2005.
4. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М, 2004.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. -2-е изд. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005.
6. Матузов Н.И. ,Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.
7. Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд. - М.- 2008.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд. - М.- 2008.
10. Чертова Н.А. Основные понятия курса «Теория государства и права». – Архангельск: Поморский университет, 2008.