Понятие и виды нормативно-правового акта
Одним из основных, наиболее распространенных и совершенных форм (источников) права является нормативно-правовой акт. Эта форма превалирует в странах континентальной Европы, в том числе в России.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 25 мая 2000 г. дал такое определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».[132]
Пленум Верховного Суда РФ назвал такие признаки нормативного акта:
1) издан в установленном порядке управомоченными субъектами публичной власти;
2) устанавливает правила поведения;
3) обязателен для неопределенного круга лиц;
4) рассчитан на неоднократное применение;
5) действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
3, 4 и 5 признаки нормативного акта (нормы права), названные в постановлении Пленума Верховного Суда, представляются бесспорными.
Вызывает возражение формулировка такого признака: «устанавливает правило поведения». Представляется, что правовой акт следует признавать нормативным, если он устанавливает новую норму права, а также, если он изменяет или прекращает действие старой нормы прямо или косвенно.[133]
В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».[134]
Нормативно-правовые акты – это выраженные в письменной форме предписания субъектов правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
Нормативно-правовые акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Они являются официальными документами, носителями юридически значимой информации.
Все нормативно-правовые акты связаны между собой, располагаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой. Под юридической силой понимается свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом принявшего его органа в системе государственных органов. Внешнее выражение юридической силы проявляется в способности нормативно-правового документа порождать юридически значимые последствия на основе его обязательности. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от положения органа, но и от компетенции, которой он наделяется по закону.
Ведущая роль нормативно-правовых актов определяется следующими его свойствами:
- они исходят от определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией;
- при их помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, что должно исключать их произвольное толкование и применение;
- усложнение общественной жизни, интеграционные процессы в мире требуют унификации правовых норм;
- нормативно-правовые акты наиболее приспособлены к постоянному обновлению действующего законодательства;
- нормативно-правовые акты легко систематизируются, что практически облегчает нахождение и подбор нужной юридической нормы;
- нормативно-правовые акты имеют государственный характер. Несмотря на то, что они могут приниматься и негосударственными органами, и должностными лицами, в них выражается воля государства, т. к. компетенция правотворческих субъектов определяется государством в лице его органов;
- нормативный акт может устанавливать, изменять или отменять ранее действовавшие нормы;
- нормативно-правовой акт обладает общеобязательностью и рассчитан на конкретно-неопределенный круг случаев;
- он принимается в определенном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления и сферу действия.
Система нормативно-правовых актов определяется конституцией, а также изданными на её основе специальными законами (положениями, регламентами и т. п.). Законодательством определяется порядок принятия, издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, а также полномочия правотворческих субъектов.
Нормативно-правовые акты следует отличать от правовых актов ненормативного характера – правоприменительных и интерпретационных актов. Несмотря на то, что все они являются юридическими по своему характеру, с ними связываются определенные юридические последствия. Однако они имеют принципиальные отличия.
Нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права, адресованных неопределенному кругу юридических и физических лиц. Они рассчитаны на многократное применение.
Правоприменительные акты – это индивидуальные правовые акты компетентных органов и должностных лиц, выражающие решения по конкретному юридическому делу. Это акты применения права. Они рассчитаны на одноразовое применение, адресованы конкретному лицу и не содержат правил поведения общего характера – правовых норм
Следует иметь в виду, что одни и те же органы могут издавать как нормативно-правовые, так и правоприменительные акты. Характер правовых актов определяется их содержанием.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от интерпретационных актов – актов толкования правовых норм. Их отличие заключается в характере, содержании и целях издания.
Интерпретационные акты – это акты только разъяснения (толкования) права. Они не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют, конкретизируют существующие.