Концепции (школы) современного правопонимания

Правопонимание – это определенный образ права, который характеризуется совокупностью наиболее общих признаков права и наиболее общих признаков практической ценности права.

Причиной различных представлений о праве заключается в субъективной реакции на сложившейся воспринятые правовые теории, которые базируется на факторах объективного порядка свойственного праву. Его социальному восприятию, тем более, что любое определение права не полно и относительно, т.к. не может охватить его свойств, характеристик, связей. Сложились два основных подхода к пониманию права: практический и теоретический

Практический подход отражается в общих признаках, которые характеризуют отношение общества к праву и каждая цивилизация имеет свой тип правапонимания. Так право понимание Востока и Запада рознятся.

Теоретическое право понимание оформлено концептуально, а ценностные мотивы представлены в виде идеологии. Вместе с тем в теоретическом развитие сформированы 3 основных подхода:

1) естественно-правовой

2) этотиский

3) социологический

1. Этотиский тип правопонимания – это школа противопоставляется школе естественного правопонимания. Правовой этатизм или правовой позитивизм (юр догматизм) основное внимание уделяется изучению правовых норм, способу их выражения в НПА гос-ва. Само право понимается как совокупность норм устанавливаемых и защищаемых гос-вом. Согласно этой школе право всегда правотворческая деятельность гос-ва. Гос-во всегда принуждает к исполнению его требований, теоретики этого направления отрицают возможность существования права вне гос форм. В этом случае гос-во имеет приоритет над правом.

Основными признаками признается формальная определенность и защищенность права публичной властью. Более всего право толкуется как возведенная в закон воля гос-ва.

Представители этой теории догматики ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала, его классификации и систематизации. Внимание акцентировалось на исследование общих понятий свойственных положительному праву. Науке при этом придавался высший смысл как панацеи от всех социальных неустройств.

Идеи естественного права полностью отрицались. Право отожествлялось с законом, а возникновение гос-ва не связывалось с процессами права.

2. Социологический тип правопонимания. Это направление возникло позднее школы естественного права и положительного права. Возложения теоретиков правопонимания было представлено, как живое право народа, или право в жизни, но не в книгах. Теоретики этих направлений высказывают мнения, что право есть свободное усмотрение судей, по их выводам право это административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей.

Сама по себе правовая норма ни какой значимости не имеет. Право создается судьями, но не гос-вом, право не вечно, а постоянно находится в развитии. Оно есть результат развития, функционирования общества, сопровождает развитие общества и изменяется вместе с ним и гос-во при этом призвано отыскивать, выявлять нормы общества. Правовые отношения предшествуют правовой норме, а право это, то, что существует в жизни, а не записано в законах.

Фактически подобное право понимание приближено к реальной действительности, практике развития отношений. С др. стороны обосновывается судебный и административный произвол.

3. Психологический тип правопонимания. Наиболее основательно эта теория была разработана Петражицким. Суть его концепции состоит в различении позитивного права действующего официально и интуитивного истоки, которых находятся в психике людей и складываются из того, как группы людей переживают то, что является правом. Позитивное право выражается в законах, а интуитивное складывается между людьми. Право, по мнению теоретиков, есть свойство человеческой психики, существует оно в виде эмоций и представляет собой импульсивные переживания побуждающие человека совершать определенные действия. По мнению Петражицкого такого рода переживания можно разделить на две группы:

1) импульсивные (нравственные) переживания, которые имеют односторонний характер;

2) имеющие двух сторонний характер (гражданско-правовые отношения). Из этого складывается психическое право.

Теоретики приходят к выводу, что, сколько людей столько и интуитивных прав. Такая школа основывается на психологически верных моментах правопонимания, однако, не редко такая школа оценивается в качестве прямого проявления правосознания и правоотношений. Во внимание при этом не принимается обще социальные факторы и механизмы, которые имеют механизмы, которые имеют не меньшее значение.

4. Естественно правовой тип правопонимания. В основе этого направления находится позиция восприятия права как идеала. Чаще всего естественно правовой подход (юс натурализм) представляет противоположность правовому этатизму. Естественное право здесь толкуется как постоянное и не низменное (совершенное право). Оно воспринимается в виде абсолютной ценности как воплощение нравственных начал добра и справедливости. Право находится над гос-вом, право и закон должны охранять свободу, равенство, собственность, укреплять безопасность, сопротивляться гнёту и расцениваться как неотчуждаемые и их охрана должны быть целью любого политического союза или гос-ва.

Различают естественное право в зависимости от периода истории:

1) во времена античности естественное право понималось в качестве разумных законов природы, которым подчинено всё живое, т.е. наблюдалась тенденция отождествлять с естественными закономерностями;

2) в средние века естественное право наполнилось теологическим значением, его трактовали как творение творца, что отражается и в человеческом разуме и в священном писании;

3) в 17-18 вв. естественное право стали связывать с правами и свободами человека вытекающих из человеческой природы;

4) в настоящее время естественное право является правовым идеалом, которому должно соответствовать любое гос-ва и право.

Лигизм – течение, которое расценивает право с позиции гос-ва.

В числе Западных правовых доктрин чаще всего называются: 1) социологическая юриспруденция; 2) нормативизм; 3) теория естественного права

Социологическая юриспруденция. В понимании идеологов этой школы все процессы, происходящие в этой области взаимосвязаны и подчинены единым законам специфики закономерностей распространяющихся на право. Теоретики (Рудольф Ирелит, Дюги, Франц Жени, Эрилин) предполагают, что развитие права связано с отношениями, складывающими в обществе исходя из этого, считают необходимость глубоко изучать всю совокупность отношений и более всего правоотношений. Тем самым они акцентируют внимание на понятие права, как «живого» динамического правопорядка. Особенно заметин вклад американского юриста Роста Паунда в основе его учения находится идеи прагматизма, по его мнению, любые теоретические построения необходимо оценивать с позиции их практической полезности. Он является автором призыва не ограничиваться изучением «права в книгах», а обратиться «к праву в действии». Паунд подтверждал, что сущность права должна уступать место цели или назначения права с конечным выводом о необходимости поиска целесообразности.

Нормативизм. Базой является формально-догматическая юриспруденция, которая пошла по пути юридического позитивизма. Это была реакция на распространение психологической, марксистской и прочих догматических теорий права. Нельзин ввел понятие чистой теории права, полагая, что юр наука должна заниматься специфическим юр содержанием права, а не социальными предпосылками и нравственными основами.

Наши рекомендации