Введение в европейское право

Тема1

1. Подходы к определению понятия «европейское право».

2. Европейский союз и европейское сообщество.

3. Состав европейского Союза.

4. Порядок вступления новых государств в Союз.

5. Территория Европейского Союза.

6. Граждане ЕС.

7. Официальные языки Союза.

8. Официальные символы Европейского Союза.

введение в европейское право - student2.ru
1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО».

Европейское право - новое явление в праве, юридической науке, появившееся во второй половине ХХ века. И хотя сам термин “европейское право” является уже устоявшимся, единого его понимания пока не достигнуто. В литературе существуют различные подходы к определению европейского права, порой существенно различающиеся. На сегодняшний день в юридической науке отмечено несколько подходов к пониманию европейского права. Обозначим их.

ПОДХОД РАССУЖДЕНИЕ
1.Европейское право определяется как совокупность национальных правовых систем европейских государств. В этом случае под “европейским правом” понимается вся семья европейских правовых систем. В этом контексте уместно утверждение, что “Европа - особый мир, особая семья рода человеческого”.     Однако следует заметить, что сам подход к объединению правовых систем европейских государств в единую правовую семью в определенной степени лишен внутренней логики. Объединять национальные системы государств в единую правовую семью, исходя лишь из того, что эти государства являются “европейскими”, вряд ли целесообразно. · Национальные правовые системы европейских государств существенно отличаются друг от друга, и это выражается, прежде всего, в различии между англосаксонским и романо–германским правом. Кроме того, нужно учитывать и особенности права тех государств, которые являются членами Европейского Сообщества (далее — ЕС). · Наднациональный характер ЕС: право, создаваемое в рамках ЕС, имеет верховенство на территории государств-членов. Нормы права ЕС обладают преимущественной юридической силой по отношению к нормам национального права государств-членов. · Правовые акты ЕС имеют непосредственное, прямое действие на территории государств-членов Сообщества и обязательны не только для государства, но и для физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией (своими решениями ЕС может обязывать и управомочивать также и частных лиц). · Регламенты, директивы, решения ЕС являются источниками права в государствах-членах. Право Сообществ является составной частью правовой системы этих государств. Национальные суды обязаны непосредственно, наряду с внутригосударственными актами, применять нормы права ЕС. В связи с этим, объединять национальные правовые системы европейских государств в одну правовую семью, не учитывая их существенных различий, представляется не очень логичным.
2. Европейское право рассматривается как право Европейского Сообщества и национальное право государств-членов. · Тесное взаимодействие права, создаваемого в рамках ЕС, и национальными правовыми системами государств-членов, что позволяет отграничить последние от национальных правовых систем других европейских государств в силу особого устанавливаемого государствами-участниками ЕС правопорядка. · Он употребляется для обозначения национальных правовых систем европейских государств, для обособления договоров и соглашений, посредством которых регулируются их международные отношения, а также определяется совокупность правовых норм Европейских Сообществ, Европейского Союза и Совета Европы. · “Произошло “переплетение” двух слоев правового регулирования в отдельных отраслях европейского и национального права. В сферах, признанных общими, создаваемые институтами ЕС нормы ведут к стиранию юридических различий и введению единых, общих или согласованных способов законодательного регулирования” Таким образом, подчиняя национальное право праву ЕС, государства-члены создают не только единое экономическое, но и единое правовое пространство, что способствует сближению национальных правовых систем государств-участников ЕС и в то же время отграничивает их от национальных правовых систем других европейских государств.
3. Под европейским правом понимают договорное право европейских государств. В этом случае термин “европейское право” используется для обозначения совокупности всех международно-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних договорах, заключаемых европейскими государствами по различным вопросам. Речь, идет о региональном праве, являющемся в своей основе правом международным. Т.е. содержание европейского права сводится исключительно к юридическими нормами, создаваемыми в рамках Европейского Союза, а значит европейское право ограничивается правом Европейского Союза. · “Европейское право” охватывает право всех европейских организаций, включая Совет Европы, Организацию Североатлантического договора (НАТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др. При этом центральное место здесь занимает право трех европейских сообществ – ЕОУС, ЕЭС и Евратома, трансформированных в 1992 г. в Европейский Союз. · В содержании европейского права, выделяют две составляющие: институциональное право (сюда входят нормы, касающиеся статуса, функций и полномочий различных органов и институтов Европейского Союза, а также нормы, касающиеся источников права в иерархии юридических актов в рамках Европейского Союза — договоров и соглашений, регламентов, директив и решений) и материальное право (система норм, составляющих экономическое право, цель которого – формирование на всей общей территории стран-членов ЕС единого внутреннего рынка со свободным движением лиц, товаров, услуг и капиталов). Сюда входят нормы, определяющие режим экономических свобод, действующих в отношении различных участников экономической жизни Европейского Союза, а также принципы и нормы осуществления общих экономических мер и действий в странах-членах Европейского Союза.  
Итог: "Европейское право - это право сообществ имеет свою собственную пpиpoдy. Оно является новым правом, существенно отличающимся от традиционного международного или просто национального права. Имеет автономный характер, не сводимый к традициям «классических» правовых систем, которые возникали и развивались на протяжении долгого времени (т.е. международному и внутригосударственному праву). Для обозначения этой новой правовой системы ими используется термин «наднациональное право». Не отрицается, что европейское право сформировалось международным способом, но в процессе своего функционирования оно эволюционировало в самостоятельную правовую систему с присущими ей оригинальными чертами. В тоже время Наднациональность европейского права - это не реальность, а лишь идеал и то не в правовом, а лишь в политическом значении.
     

Таким образом, термин европейское право употребляется в юридической литературе в самых разных значениях. Но следует заметить, что, так или иначе большинством авторов европейское право связывается с правом ЕС.

Думается, что наиболее точным можно считать определение, которое охватывает национальные правовые системы и международно-правовые соглашения европейских государств, право Европейских Сообществ, право Европейского Союза и положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. То есть все, что содержит "европейский элемент" и имеет правовое отношение к европейским государствам.

Таким образом, под европейским правом «понимается система юридических норм, создаваемых с образованием и функционированием Европейского сообществ и Европейского Союза, действующих и применяемых на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО.

Следует различать понятия "право Европейских Сообществ" и "право Европейского Союза". Хотя в аббревиатуре на русском языке они и обозначаются одним словосочетанием "право ЕС", но имеют значительные различия.

ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА (ЕС) - объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 г. К настоящему времени в систему ЕС входит также значительное количество других европейских интеграционных институтов.

Главенствующее по своим функциям и реальному значению положение занимало ЕЭС, задачей которого было формирование общего рынка путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики.

В 1965 г. был подписан договор о слиянии сообществ и созданы единые руководящие и исполнительные органы.

Первоначальными членами сообществ были шесть государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.

Европейские сообщества (часто использовалось название в единственном числе "Европейское сообщество") стали важным фактором не только европейских, но и общемировых международных отношений. Вначале основная компетенция ЕС распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования конкуренции. Существенный пересмотр первоначального Римского договора был предпринят в 1986 г. с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных процесса: развитие наряду с экономической интеграцией политического сотрудничества и общей внешней политики и введение принципа квалифицированного большинства (а не единогласия) при принятии актов ЕС. Постепенно сложилось как самостоятельная правовая система право Европейских сообществ.

Длительный процесс совершенствования Европейских сообществ завершился подписанием 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском Союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали. 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ обрел юридический статус (наименование "Европейские сообщества" сохраняется).

ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ СОЮ́З (ЕВРОСОЮ́З, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

Ø Понятие Европейского Союза шире понятия Европейских Сообществ, которые являются лишь частью Союза, дополняемой организационно-правовыми формами взаимодействия государств во внешней политике и в политике безопасности, а также сотрудничеством полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

Маастрихтский договор установил, что "в Союзе действует единая институционная структура, с опорой на достигнутый в Сообществе уровень интеграции" (ст. С / н.н. ст. 3). В связи с этим с 1992 г. деятельность в рамках Сообществ стала обозначаться термином "первая опора", а сотрудничество в других направлениях общей политики государств-членов получило название второй и третьей опор Европейского Союза.

Несмотря на единую институционную структуру, правовое регулирование отношений в рамках Сообществ и второй и третьей опор Союза существенно различается.

Право Европейских Сообществ представляет собой правовую систему sui generis, источники которой интегрированы в национальный правопорядок и подлежат обязательному применению национальными судебными учреждениями. Обязательства, налагаемые на государства-члены правом Сообществ, порождают одновременно и юридические права, которыми пользуются частные лица.Таким образом, субъектами права Сообществ являются не только государства, но и их физические и юридические лица, которые имеют право на возмещение ущерба, нанесенного им по вине государства, нарушающего законодательство ЕС.

Нормы права Сообщества являются составной частью правопорядка государств-членов и, значит, национальные суды обязаны их применять. Право сообщества имеет оригинальный характер (автономность европейского правопорядка), не сводимый к международному праву

Право Европейского Союза, применяемое в рамках второй и третьей опор, в значительной мере носит международно-правовой характер, не имеет прямого действия и не подлежит прямому применению судебными учреждениями государств-членов. Оно непосредственно не создает прав юридических и физических лиц и обычно не входит в юрисдикцию Суда ЕС. Субъектами правоотношений в рамках второй и третьей опор являются лишь государства-члены и институты Союза.

Характеристика права Сообществ как особой разновидности международного права означает, что ЕС является международной межправительственной организацией (ММПО), а будущее Европейского Союза в качестве объединения государств, имеющего перспективу федерализации, рассматривается как история европейской интеграции. Функционирование права и институтов ЕС дает немало примеров действия принципов федерализма. Поэтому необходимо ориентироваться на смешанный характер права ЕС, который удачно передается понятием sui generis.

Наши рекомендации