Юридическая ответственность и меры государственного принуждения, пресечения правонарушений

Юридическая ответственность – это необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения в случае совершения правонарушения.

Наряду с юридической ответственностью применяются и другие виды государственного принуждения, осуществляемые на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера.

Еcли юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты — не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей).

Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т. п.), а также иные процессуальные меры, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары.

Однако, существуют обстоятельства когда был нанесен вред для общества, личности, или государства, но при этом лицо не привлекается к юридической ответственности. Это обстоятельства, исключающие противоправность деяния. К ним относятся:

1) невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях); 2) необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно-опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны, т. е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства); 3) задержание лица, совершившего преступление (имеется в виду необходимость доставить такое лицо органам власти и пресечь возможность совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер); 4) крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости); 5) физическое и психическое принуждение (имеется в виду причинение лицом вреда под принуждением, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями); 6) обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели); 7) исполнение приказа или распоряжения (имеется в виду причинение вреда лицом, исполняющим обязательные для него предписания); 8) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности; 9) казус (случай) и т. д.

75. Конституция РК в системе действующего законодательства РК. Прямое действие Конституции РК.

Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией.

Существует несколько критериев классификации законов.

1. По основным сферам государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законом наиболее типичных и устойчивых отношений законы делятся на отраслевые, например закон о труде. 2. По юридической силе законы делятся на: а) конституции; б) конституционные законы; б) обычные законы;

3. По структурной форме подразделяются на: а) обычные тематические законы; б) укрупненные законы типа кодексов; б) формы объединения законов — Собрания действующего законодательства и Свод законов.

4. По порядку их издания - законы принятые высшими органами государственной власти на их сессиях (заседаниях), и законы, принятые путем всенародного голосования (референдума).

5. Для федеративных государств большое значение имеет и территориальный масштаб действия закона. Здесь действует двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов.

Среди законов особое место занимает конституция. Конституция имеет четыре основные функции: юридическое закрепление фактической власти и суверенитета народов, определение форм осуществления этой власти и суверенитета; учреждение системы государственных органов; определение принципов правового регулирования; гарантирование свободы личности и определение конституционных основ взаимоотношений власти и личности.

Нормативное закрепление положения о высшей юридической силе Конституции и ее элементов способствует раскрытию положения о Конституции как центре правовой системы.

Особое действие Конституции обусловлено несколькими особенностями:

1. Учредительное действие Конституции, когда она признает юридическую значимость всех ранее принятых актов и целостность их существования. Тем самым обеспечивается преемственность развития правовой системы и подтверждение юридической силы ранее принятых актов. 2. Конституция устанавливает официальную, признанную государством и обществом классификацию основных правовых актов. Типология юридических актов отражает систему органов государства и опосредуемых правом основных форм их деятельности. 3. Конституция определяет связи основных правовых актов между собой. 4. Большое правообразующее значение имеет установление в Конституции главных целей и объектов правового регулирования.

Конституция закрепляет основы общественно-политического и экономического строя, провозглашает цели и принципы государства, основы его внутренней и внешней политики, национально-государственного устройства, правового положения личности. Принципы, провозглашенные в конституции, являются руководящими для всей политико-правовой системы государства. Юридические свойства Конституции- существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие: 1. Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей права; нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией; все нормативные акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией. 2. Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным актам. 3. Прямое действие. Это свойство означает, что: нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав; 4. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что
Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с конституцией юридической силой.

Наши рекомендации