Административно-правовой статус граждан рф
Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют: - комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; - гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления. В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ. Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они: - издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина; - реализуют их исполнение; - содействуют гражданам в реализации их субъективных прав; - осуществляют охрану прав и свобод граждан. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность. Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Административная дееспособность гражданина -признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их.
17. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции). На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
не могут участвовать в отправлении правосудия;
не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
не имеют права участвовать в референдуме;
на них не распространяется воинская обязанность;
не могут быть членами политических общественных объединений;
за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение); и др.
18. Административно-правовой статус Министерства транспорта РФ.
Государственное управление транспортным комплексом, включающим в себя гражданскую авиацию, морской, речной, автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, осуществляется системой специальных федеральных органов государственного управления в самостоятельных отраслях, возглавляемой Министерством транспорта Российской Федерации .
Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России) являются: формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере; разработка совместно с МПС России и Минэкономики России стратегии развития транспорта в России и ее реализации; общее руководство и координация деятельности федеральных служб, входящих в систему государственного управления транспортным комплексом; руководство проведением экономических реформ; проведение структурной перестройки в транспортном комплексе и др.
В соответствии с возложенными задачами Минтранс России осуществляет следующие функции: разрабатывает концепции, сводные прогнозы развития транспортного комплекса; участвует в разработке межгосударственных и федеральных целевых программ и формирует сводные инвестиционные программы развития транспортного комплекса; осуществляет единую научно-техническую политику; организует экспертизу программ и проектов развития транспортного комплекса; осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах; участвует в разработке и проведении скоординированной политики в области цен и тарифов, платежей и сборов и т.д. Минтранс России взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями.