Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления
В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах Российской Федерации осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти, избираемые населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права. Наименование органов и количество депутатов определяются органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономных областей и округов. Наименование органов исполнительной власти и их глав устанавливается с учетом исторических и национальных условий и традиций.
Государство, признав местное самоуправление законной формой реализации власти народа и установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (изменялись нормы закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) указано, что «органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации». В статье 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, помимо прочего, отнесено:
§ предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера;
§ организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
§ строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения межмуниципального характера;
§ организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения.
При этом под межмуниципальными объектами, программами и проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.
Полномочия федерального органа государственной власти есть своего рода правообязанность соответствующего государственного органа, которую ему предписано выполнять.
По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий. Для этого используются разные средства ¾ издание правовых актов, контрольные и иные действия.
Согласно прежнему Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относилось принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и др. Некоторые субъекты Российской Федерации реализовали эти полномочия, хотя и не в полной мере. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно, и в нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы. Это и послужило одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся, согласно Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выглядит иначе, чем в прежнем: «федеральная» составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную». Конечно, это не означает, что указанный Закон разрушает уже сделанное в области местного самоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. На федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве.
Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:
§ методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов, рекомендаций, методик и технологий;
§ развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
§ создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, разработка и реализация соответствующих федеральных программ;
§ содействие информационному обеспечению местного самоуправления.
Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Такие органы имеются в структуре администрации Президента Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. В системе федеральных органов исполнительной власти вопросы социально-экономического развития муниципальных образований возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.5
Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя смешивать с вмешательством государства в дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (статья 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
11.3. Контроль со стороны государства
над деятельностью органов местного
самоуправления
Принципы и границы контроля со стороны государства над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления определены в статье 8 Европейской хартии о местном самоуправлении. Согласно этим принципам, любой административный контроль должен:
§ осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом;
§ предназначаться лишь для обеспечения законности конституционных принципов;
§ осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.
Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру Российской Федерации. В случае выявления муниципальных правовых актов, противоречащих закону, соответствующий прокурор обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу.
Орган юстиции, на который возложена регистрация устава, контролирует соответствие устава муниципального образования законодательству.
Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль над исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Специальные федеральные службы государственного надзора, охватывающие широкий круг вопросов, осуществляют контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности. В частности, в рамках проводимой в стране административной реформы создаются федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по труду и занятости, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфереэкологии и природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по тарифам и др.
В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
§ направлять органам и должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;
§ при выявлении нарушений или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствующие предписания;
§ вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного надзора.
Конституционный Суд Российской Федерации относится к числу федеральных органов государственной власти, чей контроль над соблюдением Конституции распространяется и на сферу местного самоуправления. Согласно статье 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г.), конституционный или уставный суд субъекта Российской Федерации может рассматривать вопросы соответствия актов его органов и органов местного самоуправления конституции, уставусубъекта Российской Федерации.
Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и незаконных решений этих органов. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.6
_____________________
1 Лекции по экономике города и муниципальному управлению / под ред. А. С. Пузанова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. С. 18.
2 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 9.
3 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 46.
4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 56.
5 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 71.
6 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 74.