Социально-экономическое развитие Крыма в 20-е – 30-е годы XX в
После гражданской войны Крым находился в очень сложной ситуации. Хозяйство полуострова было разрушено. Промышленное производство по сравнению с довоенным 1913 годом упало в три раза. На одну треть сократилась посевная площадь, наполовину снизилась урожайность. В жалком состоянии оказались сады и виноградники. Резко уменьшилось поголовье скота. Население остро нуждалось в хлебе, одежде, топливе, керосине, спичках и т.п. Денежные знаки обесценились. Все это привело к тяжелым социальным и политическим последствиям. В два раза сократилась численность рабочих. Образовалась большая армия безработных, значительную долю которых составили демобилизованные красноармейцы. Осложнились межнациональные отношения. По переписи населения, проведенной в апреле 1921 г., в Крыму проживало 720 тыс. человек 59 национальностей. Основную массу населения, 51,5% составляли русские и украинцы, 25,9% - крымские татары, 6,8% - евреи, 5,9% - немцы, затем армяне, поляки, греки, караимы. Сменявшие друг друга власти в ходе гражданской войны зачастую использовали в своих целях национальную рознь, не разрешали на деле земельный вопрос, тесно связанный с национальным. Летом 1921 г. проявились признаки наступавшего голода. В дальнейшем это бедствие приобрело катастрофический размах. Оно коснулось в первую очередь крымских татар предгорных и горных районов, не ведших зернового хозяйства.При такой обстановке в Москве было решено создать Крымскую Автономную Республику. 8 октября 1921 г. ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней появилось постановление ВЦИК и СИК об образовании Крымской АССР. 10 ноября 1921 г. I Всекрымский Учредительный съезд Советов принял ее Конституцию. Председателем Крым ЦИК стал Ю. П. Гавен, председателем СНК Крыма - С. Г. Саид-Галиев. Вскоре был сформирован и аппарат управления республики - 13 наркоматов и 3 управления. Основной задачей правительства новой республики стало возрождение хозяйства. Был взят курс на одновременное восстановление всех отраслей промышленности. Но к 1925 г. стала очевидной его нереальность. Для осуществления намеченного у республики не было достаточных материальных ресурсов. Поэтому в дальнейшем силы концентрировались на развитии менее пострадавших отраслей - табачной, консервной, кожевенной, соляной, полиграфической. Довоенный уровень промышленного производства был превзойден Крымом только в 1929 г. Не только экономическое, но и политическое значение приобрел земельный вопрос. В его разрешении было заинтересовано большинство крестьянства. До самого конца гражданской войны в Крыму сохранялись дореволюционные земельные отношения. Основная часть земель продолжала находиться у помещиков и церкви. Законодательные акты Советской власти о земле проводились в жизнь медленно и непоследовательно. Эту работу намечалось завершить в 1926 году.
Но к этому времени землеустройство не было завершено. Внимание было отвлечено борьбой с голодом. Весной 1922 г. голодало 500 тыс. человек, около 70% населения Крыма. Голодная смерть в 1921-1922 гг. унесла жизни более 75 тыс. крымчан. Общее число погибших на весну 1923 г., возможно, превысило 100 тыс. человек, из них 75 тыс. - крымские татары. Последствия голода удалось ликвидировать лишь к середине 20-х гг. Новая экономическая политика, как и в целом по России, осуществлялась в Крыму противоречиво. Несмотря на решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки продналогом, до середины 1921 г. в Крыму продолжалось ее взимание. Была поставлена заведомо невыполнимая задача - собрать в деревне не менее 9 млн. пудов хлеба (фактически же сбор за 1921 год составил 2 млн. пудов). Осенью 1922 года с началом реализации нового урожая наблюдается некоторое оживление частной торговли. В дальнейшем частный капитал интенсивно развивался и во втором полугодии 1925/26 хозяйственного года (пик развития НЭПа в Крыму) насчитывалось 6900 частных торговых единиц. В сфере промышленности частные предприятия производили более четверти всей продукции. В мелкой и кустарной промышленности они занимали доминирующее положение. Городской рынок постепенно насыщался товарами. Симферопольская товарная биржа по ряду показателей вышла на первое место в стране. Крымвнешторг налаживал торговые операции с европейскими странами, предлагая сырье, фрукты, вина и закупая промышленные товары и оборудование. Видное место на внутреннем рынке играла потребительская кооперация. Собственная ограниченность НЭПа стала бедой, предрешившей его окончательную судьбу в конце 20-х годов, когда в экономической области был взят курс на его сворачивание и усиление нейтралистских плановых начал. Чрезвычайные меры 1928 г. - принудительное изъятие хлеба у крестьян по методу "военного коммунизма" периода гражданской войны ознаменовали наступление новой эпохи. В 1928 г было создано 243 группы бедноты.
К концу первой пятилетки (1932 г.) объем промышленной продукции в Крымской АССР на 20% превзошел сельскохозяйственную. Но осуществлявшаяся по указанию сверху индустриализация, в конечном итоге обернулась для населения Крыма рядом негативных последствий. Строившиеся здесь химические предприятия заражали своими отходами землю, воду, воздушное пространство. Промышленные отрасли базировались преимущественно на привозном сырье. Создание энергоемких производств потребовало интенсивного развития энергетики. Однако в структуре крымской промышленности высокий удельный вес сохраняли и кустарные промыслы. Высокими темпами шло кооперирование кустарей. В 1928 году насчитывалось 234 артели - кожевенные, ткацкие, войлочные, гончарные и др. Постепенно решалась проблема безработицы, однако на январь 1930 года на биржах труда республики числилось еще 28,5 тыс. безработных. Ускоренными темпами и административными методами проводилась коллективизация крестьянских хозяйств. Заметную роль в ней сыграла такая акция, как эксперимент с переселением евреев из Украины и Белоруссии с целью освоения пустующих земель. Расходы взяла на себя американская организация "Джойнт". За период с 1923 по 1934 гг переселилось 5441 семейство, объединившиеся в колхозы. Коллективизация сопровождалась активным сопротивлением части крестьянства, нередкими случаями уничтожения активистов Советской власти. Тем не менее, к началу 1931 г. местные власти рапортовали о завершении сплошной коллективизации Крыма. К 1934 г посевная площадь единоличных крестьянских хозяйств составляла лишь 3,8% . В 1930-1931 гг. в Крыму было раскулачено и выслано 4325 крестьянских семей (до 25- 30 тыс. человек). Раскулачивание продолжалось до середины 30-х годов.
Восстановление хозяйства сопровождалось изменениями в административно-территориальном делении республики. В 1921 г. Крымская АССР была поделена на 7 округов и 20 районов. В 1923 г. округа были упразднены, а районы укрупнены, их стало 15. Впервые были учтены и национальные факторы. При отделе пропаганды и агитации Крымского областкома партии были образованы татарское и армянское бюро, немецкая, еврейская, греческая и эстонская секции. Возникли 30 клубов национальных меньшинств.
Составной частью национально-культурного строительства явилась политика коренизации, проводившаяся с 1921 г. Она преследовала главным образом цели приближения управленческого аппарата к крестьянским массам и предусматривала перевод делопроизводства в советских учреждениях, а также средств массовой информации и культурно- просветительных учреждений на родной для них язык. Проведение системы таких мер в Крыму историки обозначили термином "татаризация". Лица крымскотатарской национальности пользовались предоставленными им преимуществами при выдвижении на руководящие посты, из их среды в первую очередь подготовлялись национальные кадры республики. Такой курс обосновывался культурной отсталостью крымских татар, необходимостью быстрейшего ее преодоления. Административный, механический подход к коренизации привел к обратным результатам: удельный вес крымских татар в управленческих структурах к 1939 г. снизился по сравнению с концом 20-х гг.
В 1929 г. V съезд Советов Крыма внес дополнения и изменения в Конституцию республики. Они были направлены на усиление регламентации прав высших государственных органов Крымской АССР. Практически это были последние решения, в которых сохранялись некоторые принципы автономии для республики. Все последующие изменения сопровождались ликвидацией автономных начал в деятельности ее государственных органов, подчинением их центру. Предложения о повышении статуса республики до союзной были отвергнуты как контрреволюционные.
Новая Конституция Крымской АССР, принятая в 1937 году Чрезвычайным съездом Советов Крыма, закрепила эти изменения. Согласно ей аппарат государственного управления практически лишился всякой автономии. В случае расхождений между законодательством РСФСР и Крымской АССР на территории республики действовали законы и распоряжения центральных ведомств РСФСР.
Продолжало изменяться территориальное деление Крыма. В 1930 г было образовано 16 районов, из них 5 - татарских, 1 немецкий, 1 еврейский, 1 украинский. В 1935 г. были образованы еще 2 татарских. В самостоятельные административные единицы были выделены Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта и Феодосия К 1941 г в Крыму имелось 26 районов. Увеличение числа районов вело к разбуханию аппарата управления, бюрократизировало его.
С первых дней установления Советской власти в Крыму велась работа по развитию народного образования. В 1921 г. была открыта первая тысяча школ, в том числе 343 - татарских. К концу 30-х гг. было введено всеобщее начальное образование в деревнях и семилетнее - в городах. В 1941 г. в Крыму действовали 5 высших учебных заведений и 40 техникумов. В 1941 г. в Крыму имелось 1038 городских и сельских клубов, 454 избы- читальни, 911 массовых библиотек. В 1941 г. на полуострове издавалось 60 газет и 5 журналов, из них на крымскотатарском языке - соответственно 10 и 2.
Голод в Крыму ( 1921- 1923гг.)
Голод 1921-1923 годов является одной из самых трагических страниц истории нашего государства. Теперь общеизвестно, что голод охватил три региона Советской Республики: часть Российской Федерации (Саратовская, Симбирсь- ка, Уральская, Царицынский губернии, территория Среднего и Нижнего Поволжья, Северный Кавказ), Крым, входивший в состав РСФСР, и южные губернии Украинской ССР. В каждом из этих регионов была своя спе- ци фи ки «втягивания» в голод и его страшный сценарий. В Поволжье политическая ситуация в 1921 существенно отличалась от положения в Южной Украины и Крыма. Еще до конца весны 1919 этот регион был очищен от белогвардейцев и в начале 1921 большевики здесь чувствовали себя достаточно уверенно. Южная Украина и Крым до поздней осени 1920 оставались театром во- енних действий, а также после изгнания Врангеля здесь продолжалась жестокая борьба с антибольшевистскими повстанчеством. Уже в то время и Поволжья, и Крым, и (в несколько меньшей степени) Южная Украина испытывали острую нехватку продовольствия; значительная часть населения оказались на грани голода. Но в начале 1921 со- ский правительство полностью отвергал мысль о признании начала голода в стране. Необходимость оказывать помощь голодающим отвлекала бы большевиков от основного на то время задачи - борьбы за укрепление своей власти, обеспечение продовольствием армии, партийного и советского аппарата, рабочих промышленных центров. Решающие события, знаменовали «втягивания» Крыма в состояние голода произошли в первой половине 1921 г.. Именно комплекс событий этого периода ярко освещает главные причины голода - первой широкомасштаб- ной гуманитарной катастрофы советского периода на полуострове. В советской историографии основными причинами голода 1921-1923 гг. Считались во-первых, засуха, поразившей хлебозаготовительный регионы страны; во-вторых, экономическая разруха, вызванная гражданской войной и иностранной интервенцией. В общем, основную вину за бедственное положение, сложившееся в стране, возлагали на деятельность внутренних и внешних врагов советской власти. Об этом писали современники голода, политические деятели советской России и Крыма В.И.Ленин, Ю.В.Гавен, М.Лифшиц. Современные историки, не отрицая вы- щеназвани причины, на первый план выдвигают политику советского руководства, которая ни на минуту не учи- ховувала интересы крестьянства. Различные аспекты этих вопросов изучали С.В.Кульчицький, М.И.Панчук, С.С.Дибров, В.М.Брошеван, Ф.Г.Турченко, А.В.Ишин, Т.Б.Бикова, А.Г.Зарубин, В.Г.Зарубин, О.М.Мовчан. Причины голода рассматриваются также в сборнике «Голод 1921-1923 и украинская пресса в Канаде »Романа Сербина. Материалы, раскрывающие ситуацию на полуострове, и дают возможность сделать собственные вы- сновкы о причинах голода в Крыму, дают фонды Государственного архива Автономной республики Крым. целью данной статьи является выяснение комплекса причин, которые повлияли на распространение голода в крымском регионе. Глубинные, системные причины голода следует искать в характере политического строя в стране, который утвердился после победы большевиков. Большевистская диктатура лишила подавляющее большинство населения возмож- те влиять на решение собственной судьбы. Решение принимало узкий круг московских партийных вождей, не учитывали интересы и настроения простых людей. Так в стране в целом, так было в каждом отдельном ее регионе. При этом, несмотря на их статус, регионы не имели никакой реальной автономии и были полностью под- порядковано центра. Если бы местные органы власти Крымского полуострова в начале 1920-х гг., Хотя бы в какой-то мере занимались интересами населения и имели право действовать на его защиту, масштабы трагедии, безу- языково, были бы меньше. Но Крымревком, которому на полуострове после разгрома Врангеля Москвой была де- легированная вся полнота власти, интересы крымского населения считался мало. Он был прямым ретранслято- ром воле ЦК РКП (б), и в вопросах предупреждения голода ни одного шага, который бы противоречил интересам и позиции