Политическое устройство Российского государства
С объединением русских земель в единое государство должно было измениться и управление страной. Шло становление монархии централизованного типа. Во главе государства стоял великий князь, – верховный владелец всех земель. Его власть отличалась от власти княжеского рода в Киевской Руси тем, что была единоличной, а не коллективной; а от власти князей удельного периода – тем, что была не только территориальной, но и политической. В конце ХV в., после па- дения татарского ига, Иван III стал именовать себя царём и самодерж- цем всея Руси. Ему принадлежала наследственно вся полнота власти.
В качестве постоянного центрального государственного органа при великом князе оформляется Боярская дума с более или менее ус- тойчивым составом членов. Она выполняла совещательные функции при князе. Первоначально количество бояр было небольшим, около
20 человек. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии велико-
го князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Принятое решение выражалось слова-
ми: «Великий князь указал, бояре приговорили».
На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Однако церковные соборы созывались по
воле князя, так же, как и назначение митрополитов и епископов. Цер-
ковный собор лишь утверждал выбор великого князя. Однако не все- гда церковные деятели поддерживали великого князя – порой они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.
Постепенно возникала система централизованного управления,
нередко вырастая из старых форм управления. Раньше в княжестве делами ведали бояре, которым поручали, «приказывали» разные дела.
С конца ХV в. приказы-поручения превращаются в приказы-учреж- дения. Первоначально во главе управления стоял «Дворец», важней- шим ведомством которого была казна. Наряду с казначеем выдели- лись должности печатника – хранителя великокняжеской печати, дво- рецкого, ведавшего княжеским дворцовым хозяйством. Первое упо- минание о приказах как органах центрального управления относится к 1512 г. Каждый приказ (в начале ХVI в. их было известно десять) ведал определёнными делами на всей территории Руси. Известен был Казённый приказ, ведавший личным имуществом великого князя, казной и архивом; Конюшенный, ведавший табунами князя; Большо- го Дворца, Ямской, Житный, Холопий, Разрядный и другие. В прика- зах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей, которые со временем станут влиять на решение государственных вопросов. Они назначались великим кня- зем и Думой.
Местное управление в городах и волостях – бывших самостоя-
тельных землях, княжествах, уделах – традиционно осуществлялось кормленщиками – наместниками-боярами и волостелями. Посылав- шиеся туда, как правило, на год, они ведали сбором различных нало- гов, судили местное население, т.е. правили на местах от имени кня-
зя. За выполнение судебно-административной деятельности намест- ники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм». Такая форма управления на практике легко при- водила к злоупотреблениям и произволу со стороны бояр-кормлен-
щиков. Следует заметить, что единого принципа административно-
территориального устройства ещё не существовало.
Итоги социального и политического развития страны к исходу
ХV в. подвёл Судебник Ивана III – единый свод законов для всей рус-
ской земли. Целью его было введение единообразного порядка су- дебно-административной деятельности на территории всего государ- ства. Судебник провозглашал судить «праведно», не брать «посулов» – взяток, устанавливал размеры «кормов» и пошлин в пользу судьи-
боярина и великокняжеского дьяка. Регламентировалась компетенция разных типов судей – высшей инстанции (великого князя и его де- тей), бояр и окольничих (которым были «приказаны» – поручены те или иные дела) и, наконец, наместников и волостелей. Вводился кон-
троль за деятельностью местных органов управления. По Судебнику
1497 г. вводились в состав суда наместников и волостелей «земские выборные», которые выбирались из зажиточных людей. Особое
управление складывалось на «чёрных» государственных землях. Чер- носошные крестьяне управлялись выборными старостами и сотника- ми, которые распределяли общинные земли, производили сбор госу- дарственных податей, устанавливали правила пользования общинны- ми угодьями: выпасами, лесами, рыболовными участками.
Знаменитая статья 57 вводила единый срок для всего государст- ва, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, – неде- ля до и неделя после Юрьева дня (26 ноября), после окончания поле-
вых работ. При этом следовало уплачивать особую пошлину – «по-
жилое» за пользование двором. Этим был сделан шаг по пути при-
крепления всех частновладельческих крестьян к земле.
Вместе с тем Судебник ограничил источники холопства в горо- де. Например, дети холопа, рождённые до порабощения их родителей и живущие независимо от них, должны были оставаться свободными. Также холопами отныне не становились городские «ключники» – приказчики. Это свидетельствовало о невыгодности холопского труда в городах.
В целом же Судебник – памятник русской юридической мысли.
В 80-е гг. подверглись реорганизации вооружённые силы госу- дарства. В период раздробленности они состояли из дружин отдель- ных князей и ополчения городов и земель. Теперь основную массу войска составляло дворянское ополчение. Оно состояло из дворян- ской конницы, вооружённой саблями, копьями, луками, кинжалами (одеты воины были в остроконечные шлемы, кольчуги, стальные на- ручни и наколенники) и из посошной рати, вооружённой топорами, луками, рогатинами и ножами. Появляются отряды пищальников- стрельцов и пушкарей. Впервые русские применили огнестрельное оружие при обороне Москвы в 1382 г. А при Иване III огнестрельное оружие становится обычным. Дальнейшее развитие пушечного дела на Руси связано с именем венецианского инженера Аристотеля Фиора- ванти, который был приглашён Иваном III в 1475 г. в качестве архи- тектора. И уже в ХVI в. иноземцы удивлялись качеству русских пу- шек, их многочисленности и мастерству пушкарей Московской Руси.
С именем Ивана III связано становление самодержавия на Руси. Важные последствия имел в этом смысле его брак в 1472 г. с племян- ницей последнего византийского императора царевной Зоей Палео- лог, на Руси Софьей. Заключён он был при особых обстоятельствах, когда Византии уже не существовало. И потому в глазах православ- ных людей брак русского великого князя с царегородской царевной
явился как бы передачей прав византийских православных монархов московскому великокняжескому дому. Иван III стал почитаться ими как глава восточно-христианского православного мира, а русское го- сударство стало как бы преемником Византии. Мысль о переходе ми- рового значения Византии к Руси впервые провозгласил в 1492 г. ми- трополит Зосима. Так зародилась идея о Москве – «третьем Риме», которая послужила идеологическому обоснованию самодержавной власти великого князя и способствовала упрочению престижа русско- го государства на международной арене. Дальнейшее оформление эта идея получила в 1510–1511 гг. в послании монаха псковского Елиаза- рова монастыря Филофея к Василию III. Согласно взглядам Филофея существовало три мировых центра христианства – сначала им был Древний Рим, который пал, так как отступил от «истинного христи- анства», потом таким центром стала Византия. Но византийские пра- вители тоже изменили православию, заключив в 1439 г. Флорентий- скую унию с католической церковью. И поэтому Византия пала, за- воёванная турками в 1453 г. Москва же, не признавшая Флорентий- ской унии, является мировым центром православия, «... яко вся хри- стианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не бытии».
Однако представление о Москве – третьем Риме не стало един-
ственной политической теорией московских правителей. Существо- вала и другая, отражённая в «Сказании о князьях Владимирских». Но обе эти теории были важны в качестве идеологического оформления верховной власти.
Первым видимым знаком преемственности Руси от Византии стало принятие государственного символа Восточной Римской импе- рии – золотого двуглавого орла на пурпурном фоне (золотой цвет – символ могущества, вечности, а пурпурный считался императорским,
царским цветом).
Со времени Ивана III двуглавый орёл становится русским гер- бом, хотя остаётся и старый московский герб – всадник, поражающий копьём «змия», символизирующий победу русского оружия над золо- тоордынским ханом на поле Куликовом, символ борьбы добра со злом. (С ХVIII в. всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем).
Одновременно меняется и сам великокняжеский двор, перени-
мая обычаи, государственные понятия, приёмы и обрядность при- дворной жизни бывшей Византийской империи. В придворном оби- ходе появляется громкий титул царя – так стал себя именовать Иван III
после падения татарского ига в 1480 г. Раньше царём в представлении русских людей были монгольский хан и византийский император. Складывается придворная иерархия.
Преображается и Кремль – резиденция Ивана III, который стано- вится символом российской державности. Под руководством талант- ливого Фиораванти в 1475–1479 гг. создается грандиозный Успенский собор, расписывал который знаменитый Дионисий. Русскими зодчими
из Пскова возводится в 1484–1489 гг. девятиглавый Благовещенский собор. А для разросшейся государственной казны у восточной сторо- ны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище – Казённый Двор. В 1484–1485 гг. строится однокупольная церковь Ризоположе-
ния. С 1485 г. началось строительство большого великокняжеского дворца, длившееся 30 лет. При Иване III начато сооружение знамени- тых башен Московского Кремля. В 1485 г. итальянский зодчий Антон Фрязин заложил первую башню – Тайницкую. А в 1491 г. была по-
строена Спасская башня, на которой разместили главные часы госу- дарства. Всего за четыре года (1487–1491 гг.) итальянскими мастера- ми была возведена знаменитая Грановитая палата – главный офици- альный зал Кремля, который украшают и по настоящий день золотые
орлы на пурпурном фоне. Кремль при Иване III приобретает вид, со- хранявшийся неизменным до 1929 г. «Таким образом, – писал Н.М. Ка- рамзин, – Иоанн украсил, укрепил Москву, оставив Кремль долговеч- ным памятником царствования».