Глава государства и формы правления
Как уже было сказано, глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.[8]
Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления, которая представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:
— как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. [9]
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
- монархические (единоличные, наследственные)
- республиканские (коллегиальные, выборные)
Монархия (дуалистическая; абсолютная; парламентарная, конституционная) - это форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Например, князь, царь, король, император. Монарх юридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и в некоторых других странах.[10]
Главой государства в монархии является монарх, который рассматривается правовой доктриной и нередко законодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления.
Важнейшие сферы государственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Действительное положение монарха в подавляющем большинстве государств значительно отличается от формально прокламируемого в законе. Реальное сосредоточение всей полноты государственной власти в его руках имеет место лишь в тех странах, в которых приверженность демократическим традициям и ценностям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.
Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях).
Глава государства в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты.
Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.
В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм).[11]
Заметно отличается от описанного выше фактическое положение монарха в парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии или Швеции полномочия монарха подверглись существенному ограничению даже в формально-юридическом плане. Японская конституция характеризует императора как символа единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. Заметный шаг в сторону ограничения королевской власти делает и последняя Конституция Швеции. Важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем большинстве других парламентарных монархий глава государства номинально, по закону наделён исключительно важными прерогативами, однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем правительства. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия.
Было бы, однако, неверным недооценивать возможности воздействия монарха, царствующей семьи и двора на решение государственных дел. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений.
Республика (президентская и парламентская) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. Яркими примерами республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия.
Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.
Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, в зависимости от конкретной политической обстановки, и особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел. Иногда президент принадлежит к оппозиционной партии. Такое положение имело место в отдельные периоды в Италии, ФРГ, Австрии. Сравнительно редко подобный "ослабленный" институт главы государства встречается в освободившихся странах. Он существует, например, в Индии, хотя конституция страны формально предоставляет президенту республики большие полномочия.
Во всех случаях, когда глава государства в парламентарной республике наделён по закону более или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного министра, что служит обязательным условием их действительности.
Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Подобное положение типично, прежде всего, для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки.). Очень большой властью обладает президент во многих освободившихся странах.
Глава государства в президентских республиках наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. Он располагает определенными средствами воздействия на законодательный процесс, обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области руководства вооруженными силами и гражданской администрацией.
Весьма значительными собственными полномочиями обладает глава государства в республиках со смешанными формами правления. Так, президент Французской Республики при назначении премьер-министра, досрочном роспуске Национального собрания, использовании чрезвычайных полномочий и осуществлении некоторых других мер формально принимает решение самостоятельно, и издаваемый им акт не нуждается в контрасигнации. На практике, однако, полнота власти президента зависит от расстановки политических сил, поскольку правительство должно пользоваться поддержкой парламентского большинства государства.
Исходя, из данного пункта можно сделать вывод о том, что существуют две формы правления: монархия и республика, данные формы отличаются друг от друга и соответственного имеют разное содержание, а также стиль, который используют главы в своём управлении. От существующей формы государственного правления будет зависеть положение главы в системе государственного механизма, а также сама структура государственных органов и, безусловно это окажет влияние на судьбу граждан данного государства.