Характерные черты российской бюрократии
Централизация власти привела к значительному увеличению числа бумаг и усложнению делопроизводства, что, в свою очередь, способствовало росту численности аппарата. Если в 1842 году работу государственной машины обеспечивало 74,5 тысячи чиновников и канцеляристов, то в 1857 году для этих целей потребовалось уже 122,2 тысячи человек, то есть в 1,6 раза больше. Если соотнести эти сведения с общей численностью населения (74,5 миллиона человек в 1858 г.31), то окажется, что на каждого служащего приходилось 610 жителей России. Для сравнения, во Франции, представлявшей классический образец европейского бюрократического государства, уже в конце XVIII
века это соотношение было в два раза меньше: в 1789 году на одного чиновника приходилось только 300 французских граждан32. В составе российской бюрократии преобладали мелкие чиновники 14—9 классов (свыше 60 процентов всех служащих) и канцелярские служители, вообще не имевшие чинов (до 27 процентов общей численности), которые наполняли канцелярии различных учреждений. В первой половине XIX века большинство из них принадлежало к непривилегированным сословиям. В 1836—1843 годах около 65 процентов служащих, получивших чин коллежского асессора (8 класс), а с ним и потомственное дворянство, происходили из духовенства, почетных граждан, купечества и мещанства.
Должности начальников с чинами 8—5 классов занимали дворяне. В губернском управлении, помимо губернатора и председателей палат, «дворянскими» были должности советников, асессоров и заседателей; в уездном — городничих, судей, исправника и заседателей. Очень часто карьера чиновника начиналась для них после выхода в отставку с военной службы, которая, по определению юриста Э. Н. Берендтса, «была школой для наших администраторов». Заметим, что в большинстве случаев военная служба была в прямом смысле единственной их школой, и багаж знаний, полученных в армии, признавался достаточным для исполнения как административных, так и судебных должностей. Для сравнения: в Пруссии еще в первой половине XVIII века поступавшие на гражданскую службу должны были сдать государственный экзамен; желавшие занять судейскую должность обязаны были три года учиться в университете и, сдав экзамен, четыре года служить в суде, где, после сдачи второго экзамена, они получали звание асессора. М. М. Сперанский пытался ввести подобную систему в России и тем самым повысить образовательный уровень бюрократии. В 1809 году был принят знаменитый «закон об экзаменах», по которому для получения чина коллежского советника (8-й класс), дававшего права потомственного дворянства, и статского советника (5-й класс) необходимо было предъявить свидетельство об окончании университета или сдать соответствующие экзамены. Закон, вызвавший всеобщее негодование чиновников и принесший мало пользы, с большими нарушениями и изъятиями действовал до 1834 года, когда он был окончательно отменен.
В условиях жесткой сословной структуры общества крепостной России отличия в сословном и имущественном положении старших и младших чиновников определяли характер их служебных отношений. Типичным явлением были грубые окрики на-
альника, его неизменное «ты» в обращении с подчиненными (к этому времени в министерских департаментах уже было принято обращение на «вы»). Вместе с тем нельзя не признать, что к середине XIX века в чиновном быту произошли значительные перемены: отошли в прошлое суровые наказания канцелярских служителей, сократился рабочий день.
В 1804 году чиновникам было запрещено подвергать наказаниям подчиненных. «В некоторых губерниях, — отмечалось в указе, — советники губернских правлений наказывают приказных служителей непристойно и бесчинно, как то: сажают под стражу, в тюрьму, содержат в цепях, таскают за волосы, бьют по щекам... Чтобы такого нигде допускаемо не было»33. Наказаниям за упущения по службе подвергались и младшие чиновники. При медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов виновным задерживали выплату жалованья или, приставив охрану, запирали «безвыходно» в учреждении до окончания работы.
Власть начальника распространялась далеко за пределы присутственных мест и охватывала все стороны жизни служащих, включая политические и религиозные убеждения и даже досуг. В служебном быту она требовала постоянного раболепия и признания авторитета в большом и малом. Поздравления в праздничные дни старших чиновников младшими были так же обязательны для подчиненных, как явка на службу. Именно с этой категорией служащих, находившихся на низших исполнительных должностях, постоянно соприкасалось население, по ее действиям суДило о власти и силе закона в стране, от нее зачастую зависели честь, достоинство, а порой и жизнь граждан России34.
На долю министерств и равных им ведомств приходилась примерно 1/5 часть всех гражданских служащих. По представлениям того времени, настоящая карьера была возможна только в столицах, поэтому служба в губернии считалась по сравнению со столичной неинтересной и второстепенной. Впоследствии этот взгляд нашел отражение в Университетском уставе 1835 года, дававшем право окончившим курс с отличием сразу поступать на службу в министерства. (Для сравнения: в Пруссии все чиновники начинали службу в уездных или губернских учреждениях и только в 35—40 лет, накопив житейский и профессиональный опыт, попадали в министерские структуры35.) Стремление служить в столице привело к появлению чиновников «сверх штата», которые в ожидании вакансий служили без жалованья. В Петербурге в 1804 году жалованье не получали
7,4 процента чиновников, а в 1832-м — 3,7 процента. С созданием министерств в них сосредоточились все нити управления губерниями, что привело к формированию особого типа гражданского служащего — министерского чиновника, решавшего «заглазно все местные потребности России путем канцелярского порядка»36.
При таком порядке бумаготворчество стало отличительной чертой деятельности государственного аппарата. Все дела велись путем переписки, и по количеству отправленных бумаг судили о результатах работы учреждений. Бумаг писалось множество: бумаги полегче писали помощники столоначальника, более серьезные — сами столоначальники. К их оформлению и соблюдению делопроизводственных формальностей предъявлялись самые жесткие требования. При малейшей ошибке, неровности строки или бледности чернил бумага беспощадно браковалась и вновь переписывалась. Видимость порядка и казенного благополучия создавали четко разработанные схемы прохождения бумаг внутри каждого учреждения. С момента получения «входящей бумаги» дежурным и до ее отправления по назначению в виде «исходящей бумаги» она проходила через множество чиновничьих рук. Так, в земском суде насчитывалось 26 таких инстанций, в департаменте министерства — 34, а в губернском правлении — 54 инстанции37. Бумажный поток, который направлялся в губернии из многочисленных центральных учреждений, сводил деятельность местных учреждений к своевременной отправке на каждую бумагу «сверху» соответствующей, по всем правилам составленной, бумаги. «Очистка» дел (подготовка к решению справками и запросами) вместо их решения стала главной задачей местной администрации. В результате были дела, тянувшиеся по 10 и более лет и состоявшие из десятков тысяч листов, для перевозки которых требовалось несколько подвод. «Руководство делами уходило с центра вниз, — писал о работе государственной машины В. О. Ключевский, — настоящими двигателями этого порядка стали низшие чиновники, которые «очищали» бумаги». По свидетельству современников, именно в канцелярии «вся мудрость и творилась в то время посредством столоначальников и секретарей»38.
Александр I, характеризуя созданную им систему управления, пришел к выводу, что «Россией управляют министры»; дальнейшее развитие этой системы заставило его преемника Николая I прийти к менее утешительному заключению: «Россией управляют столоначальники»39. Следует признать, что в этих словах была значительная доля истины.
Параллельно с бюрократизацией административной системы росло число должностных преступлений, прежде всего взяточничества. Первопричиной этого явления, поразившего все структуры государственного управления, современники считали низкие оклады большинства чиновников, которые выплачивались обесцененными ассигнациями.
В местной администрации самым оплачиваемым чиновником был губернатор: в начале XIX века он получал 3000 рублей в год (1800 — жалованье и 1200 —.столовые). Губернский прокурор, губернский казначей, советники палат уголовного и гражданского суда (чиновники 6-го класса) получали по 600 рублей в год; уездный судья (чиновник 8-гр класса) — 300 рублей, исправник, возглавлявший земский суд (чиновник 9-го класса), — 250 рублей, секретарь (чиновник 10—14 классов) — 350 рублей в губернских и 200 рублей в уездных учреждениях; дворянский заседатель (9—10 класс) — 250 рублей в уездном суде и 200 рублей в земском. Жалованье канцелярских служителей было минимальным и, в отличие от окладов чиновников, не фиксированным; в зависимости от стажа работы и расположения начальства они получали от 60 до 120 рублей в год, что в 30 и более раз уступало жалованью губернатора.
В 1811 году в связи с резким падением курса ассигнационного рубля (в 1807 году он равнялся 54 серебряным копейкам, а в 1811-м упал до 25) жалованье чиновников составляло только 1/4 часть суммы, предусмотренной штатным расписанием XVIII века. В 1820-е годы во многих ведомствах оклады были значительно увеличены, но на фоне инфляционных процессов это увеличение было относительным. Если в 1806 году столоначальник Пермского горного правления получал 600 рублей ассигнациями, что соответствовало 438 серебряным рублям, то в 1829 году его оклад, возросший до 1200 рублей, равнялся только 320 рублям серебром, а в 1847 году, в связи с некоторым повышением курса бумажных денег, составлял 343 серебряных рубля. Сокращение жалованья происходило на фоне роста цен и вело к падению жизненного уровня служащих. Так, в 1804 году пуд ржаной муки в Пермской губернии стоил 38—40 копеек, а в 1825 году его цена доходила до 80 копеек. В 1840-е годы в Петербурге убогая комната с мебелью, отоплением, самоваром и прислугой стоила 5 рублей в месяц, обед обходился в 15— 20 копеек. В 1839 году серебряный рубль был зафиксирован на уровне 3,5 ассигнационного рубля и сохранял это значение до начала 1849 года, когда ассигнации были полностью изъяты из обращения.
В таких условиях прожить на одно жалованье было практически невозможно. «Правительство искушает честность, оставляя ее в бедности», — писал в 1803 году публицист В. Ф. Малиновский. Через двадцать лет ту же мысль на заседании Государственного совета высказал адмирал Н. С. Мордвинов: «Правду водворить не можно там, где скудость обитает! Она несовместима с нищетой...»40. Пагубные последствия этих явлений для общества и меры, необходимые к «истреблению лихоимства», неоднократно обсуждались в сенате и в специально созданных комиссиях. Однако эти пороки бюрократии продолжали существовать, и более того — прогрессировать. К середине XIX века они поразили все звенья государственного аппарата, стали обычным и повсеместным явлением. Бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, мизерные оклады, бумаготворчество и многоступенчатость в прохождении бумаг — все это благоприятствовало расцвету взяточничества и казнокрадства, определивших собой период правления Николая I.
В правительственных кругах взятки признавались злом, но при низком жалованье служащих — злом неизбежным и неискоренимым. Не имея возможности обеспечить чиновников необходимым содержанием, правительство было вынуждено достаточно терпимо относиться к должностным преступлениям. В течение 19 лет (с 1841 по 1859 г.) за должностные преступления были судимы 78 496 чиновников 9—14 классов41, то есть в среднем 4131 человек в год или, если соотнести это число с конкретными сведениями за 1847 год, 8 процентов общей численности чиновников этих классов (50 877 человек). Примерно половина из них возвращалась на гражданскую службу. Среди чиновников 9—14 классов их было в 1847 году около 3,5 процента (1754 из 50 877 человек).
Недостаток жалованья чиновники компенсировали за счет неправедных доходов, получаемых в виде взяток с дел и регулярных «пособий» от промышленников, купечества и откупщиков. Величина взяток в значительной степени зависела от статуса учреждения и в сенате доходила до 50 тысяч рублей. Судя по воспоминаниям современников, администрация многих губерний находилась на содержании откупщиков, которые платили чиновникам второе жалованье, не меньшее чем казенное. Именно так кормились чины Симбирской губернии. В конце 1830-х годов откупщик ежегодно платил губернатору 10 тысяч рублей ассигнациями, вице-губернатору — 20 тысяч, прокурору, «как человеку слабому и безгласному» — только 3 тысячи рублей, каждо-
5 ПСЗ-1. Т. 31. № 24307. 25 июля 1810 г.; № 24326. 17 авг. 1810 г.;
№24686. 25 июня 1811 г.
6 Марлей Л. П. Министерская реформа 1802—1811 гг. в оценках совре
менников // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2000.
№ 1. С. 69-89.
7 Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. С. 69—
70, 78, 116.
8 Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990. С. 178, 185.
9 Чибиряев С. А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, по
литические взгляды М. М. Сперанского. М., 1989. Приложения. С. 164.
10 Конституционные проекты в России... С. 348—410.
11 Середонин СМ. Граф М. М. Сперанский. СПб., 1909. С. 136.
12 Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб.,
1996. С. 251, 234; Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Ч. 1. М., 1918.
С. 266; Хартли Джанет М. Александр!. Ростов н/Д., 1998. С. 137—138,
202, 233.
13 Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в Рос
сии в начале XIX в. М., 1989. С. 171.
14 Конституционные проекты в России... С. 411—453.
15 Вернадский Г. В. Государственная уставная грамота Российской импе
рии 1820 г. Прага, 1925. С. 36; Мироненко С. В. Указ. соч. С. 192—193; Сбор
ник РИО. Т. 90. СПб., 1894. С. 212-213.
16 ПСЗ-1. Т. 37. № 28106. 19 янв. 1820 г.
17 Цит. по: Мироненко СВ. Указ. соч. С. 200—201.
18 Избранные социально-политические и философские произведения де
кабристов. Т. 1. М., 1951. С. 569.
19 Власть и реформы. С. 251; Ключевский В. О. Русская история: Полный
курс лекций: В 2 кн. Минск, М„ 2000. Кн. 2. С. 982.
20 Конституционные проекты в России... С. 460—477.
21 Там же. С. 478-565.
22 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 980—981.
23 Ерошкин Н. П. Местные государственные учреждения дореформенной
России (1800-1860 гг.). М., 1985. С. 19.
24 Сборник РИО. Т. 74. СПб., 1891. С. 145-147, 266.
25 Там же. С. 264-269; Т. 90. С. 223-244.
26 Там же. Т. 90. С. 274-358.
27 Там же. Т. 74. С. 379-424.
28 Там же. С. 146.
29 ПСЗ-2. Т. 12. №. 10303. 3 июня 1837 г.; Т. 17. № 15812. 27 авг. 1842;
Т. 20. Отд. 1. № 18580. 2 янв. 1845 г.
™ Вернадский Г. В. Очерк истории права Русского Государства XVIII— ХГХвв. (Период империи). М., 1998. С. 108; Полиевктов М. Николай I. Биография и обзор царствования. М., 1918. С. 211—212.
31 Миронов Б. Н. Социальная истерия России периода империи. Т. 1.
СПб., 2000. С. 20.
32 Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории.
1989. № 1. С. 45.
33 ПСЗ-1. Т. 28. 1804. 13 июля. № 21398.
34 Подробно см.: Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в
конце XVIII — первой половине XIX в. // Человек. 1995. № 3. С. 121—139; № 4. С. 147-158.
35 Берендтс Э. П. О прошлом и настоящем русской администрации.
СПб., 1913. С. 114.
36 РГИА. Ф. 1409, оп. 1, д. 913, л. 3; Копанев А. И. Население Петербур
га в первой половине XIX в. М.-Л., 1957. С. 114; Карпович Е. Русские чи
новники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С. 93.
37 Руководство к наглядному изучению административного порядка те
чения бумаг в России. М., 1858. С. 3—9.
38 Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 2. С. 993—994; Глоршнтов В. И. Потом
ственные дворяне канцелярского происхождения // Русский архив. 1905.
Кн. 1, №4. С. 662.
39 Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 294.
40 Малиновский В. Ф. Размышления о преобразовании России, 1803 г. //
Голос минувшего. 1915. № 10. С. 250; ОПИ ГИМ. Ф. 281. Оп. 1. Д. 76. Л. 33.
41 Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной Рос
сии в XIX в. М., 1978. С. 176-178.
42 Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 377.
43 Подробно см.: Писарькова Л. Ф. К истории взяток в России (По мате
риалам «секретной канцелярии» кн. Голицыных первой половины XIX в.) //
Отечественная история. 2002. № 5.
44 Казначеев А. Г. Между строками одного формулярного списка: 1823—
1881 // Рус. старина. 1881. № 12. С. 826.
45 Подробно см.: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в
России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная
история. 2001. № 2. С. 3-27; № 3. С. 25-39.
Глава 5
МОДЕРНИЗАЦИЯ