Регистрация актов гражданского состояния
Гражданское состояние – это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных ГП и ГО, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Гражданское положения разных людей неодинаково (обладание дееспособностью, нахождение в браке, наличие детей), различно и правовое положение граждан как участников ОО регулируемых ГП.
Актами гражданского состояния (actio – действие, поступок) признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Виды АГС: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.
АГС, как основные события жизни человека, подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах записи АГС (ст.47). Государственная регистрация (ГР) этих событий важна для охраны личных НИ и И прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Целью ГР является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. Регистрация АГС производится и в государственных интересах: для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.).
ГР АГС производится территориальными органами ЗАГС, образованными органами исполнительной власти субъектов РФ. АГС граждан РФ, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями РФ. Координация этой деятельности осуществляется МЮ РФ. Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией АГС, являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат.
ГР АГС осуществляется посредством составления 2 идентичных экземпляров на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом АГС. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство - документ, удостоверяющий факт ГР АГС. 1 и 2 экземпляры записей АГС, формируются в хронологическом порядке в государственные актовые книги. Срок хранения актовых книг - 75 лет, затем они передаются в государственные архивы. 1 экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, 2 - в органе исполнительной власти субъекта РФ.
Изменения или исправления в записи АГС вносятся органом загса по заявлению заинтересованных лиц (когда были допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т.п.), на основании решения суда, на основании решений административных органов, на основании других составленных записей АГС. При утрате свидетельства о ГР АГС гражданину может быть выдано повторное свидетельство на основании записи АГС. Сама утраченная запись АГС может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего АГС. Аннулирование записей АГС производится органом загса на основании решения суда: о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака; об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др.
За государственную регистрацию АГС взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяется Законом.
11. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений (понятие, признаки, правоспособность и дееспособность юридических лиц).
Второй наиболее крупной группой субъектов гражданского права являются юридические лица.
Какие функции преследует законодательное регулирование статуса юридического лица?
Ответ ясен, из функций, которые выполняет институт юридического лица:
* оформление коллективных интересов;
* объединение капиталов;
* ограничение предпринимательского риска;
* управление капиталом.
Признаки юридического лица:
Признаки юридического лица - это такие внутренне, присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточно для того, чтобы организация могла признаваться юридическими лицами:
* Организационное единство (соподчиненность органов управления (единоличных или коллегиальных). Организационное единство закреплено в его учредительных документах (уставом/учредительным договором) и иными нормативными актами;
* Имущественная обособленность. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественного обособления юридического лица.
* Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (ст. 56 ГК). Участники или собственники имущества юридических лиц не отвечают по его обязательствам, а юридические лица не отвечают по обязательствам первых.
* Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Это цель, ради чего оно создается.
Таким образом, юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Правосубъектность|
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права (т.е. правоспособность и дееспособность).
Принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность.
Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (именно такой правоспособностью обладают граждане).
Специальная правоспособность предполагает наличие у юридических лиц лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности прямо зафиксированы в его учредительных законах.
Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц остается специальная правоспособность. Универсальная правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Представляются, что учредители коммерческой организации могут сузить объем ее правоспособности, т.е. сделать ее специальной. Для этого необходимо лишь запретить в уставе организации конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет ее деятельности.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращаются в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специального разрешения (лицензий). Кроме того, законом может быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц (так, права, основанные на праве хозяйственного ведения, по распоряжению своим имуществом могут быть обусловлены получением согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).
Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно различать предмет их уставной деятельности и конкретные правоотношения по одушевлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставный деятельности организации.
Однако право совершения сделок купли-продажи (например, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их активной деятельности. Таким образом, в совершении гражданского оборота, конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставный деятельности.
В отличие от граждан, у юридического лица правоспособности дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей - это прерогатива, так называемого органа юридического лица.
Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридических лиц в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности.
Юридические лица могут иметь как один орган (директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и председатель правления), причем они могут и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.
Ст. 177 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК). Конкретный адрес привязан (он указан в уставе/учредительных документах), как правило, к месту нахождения постоянно действующего органа. Определение точного адреса, места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявление исков, исполнения обязательств (ст. 316 ГК). Так, при неисполнении денежного обязательства, ответственность в форме взыскания процентов определяется исходя из существующей в месте нахождения кредитора - юридические лица учетной ставки банковского процента (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст. 444 ГК). Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (п. 2 ст.510 ГК).
Учредитель (учредители) несет ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного в учредительных документах места нахождения коммерческой организации.
Незаконное использование чужого зарегистрированного места, в целях недобросовестной конкуренции является основанием для потерпевшего юридического лица требовать в судебном порядке запрета использования нарушителем зарегистрированного места и возмещения причиненных убытков.
Юридическим лицомпризнается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений должно обладать рядом признаков:
Организационное единство юр. лица означает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и четкой регламентации отношений между участниками. Данный признак юр. лица закрепляется в нормативно правовых актах, регулирующих деятельность этого вида юр. лиц, и отражается в его учредительных документах.
Обособленное имущество создает материальную базу для деятельности юридического лица. Имущество может находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении. Обособленное имущество включает в себя вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей.
Наименование. Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Самостоятельная имущественная ответственность юр.лица проявляется в том, что оно отвечает по своим обязательствам самостоятельно. Условием ответственности является наличие обособленного имущества. Следует, однако, учитывать существование некоторых исключений из этого правила. Так, в соответствии с п.5 ст. 115 ГК РФ субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет РФ.
Юридические лица: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие – акционерные общества.
ОАО – неограниченное количество участников, устав, учредительный договор. Может предлагать свои акции любому кругу лиц.
ЗАО – не более 50 членов, если более, то в течении года преобразуется в ОАО. Предлагает акции своим акционерам и определенному кругу лиц (на собрании составляется список и голосуется).
ООО – общество с ограниченной ответственностью. Количество участников от 1 до 50, если более 50, то в течение года преобразуется в ОАО. Участники личным имуществом не отвечают. Имеет устав, учредительный договор.
ОДО – общество с ограниченной ответственностью. Имеет устав, учредительный договор.
Дополнительная ответственность – отвечают по долгам своим личным имуществом в долях.
Товарищества – полное и по вере (коммандитное). Полное тов-во схоже с ОДО, отвечают уставным капиталом и личным имуществом. Товарищи на вере отвечают уставным капиталом и личным имуществом, а коммандитисты (вкладчики) – вложенными деньгами.
Унитарные предприятия – государственные и муниципальные.
Некоммерческие организации – религиозные учреждения, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), фонды, потребительские общества (физические или юридические лица).
Формы прекращения юридического лица:
реорганизация;
ликвидация.
Основания прекращения юридического лица:
по решению учредителей или органа юридического лица;
по решению суда.
12. Виды юридических лиц, их классификация и общая характеристика.
I. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации.
К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями).
Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).
Основной целью деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение духовных, бытовых и иных некоммерческих потребностей, либо членов этих организация (потребительский кооператив), либо определенной социальной группы (фонд), либо населения в целом (образовательное учреждение).
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.
II. В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.
Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.
К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.
Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.
Существует несколько классификаций юридических лиц.
Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положенацель создания и функционирования юридического .ища.
Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).
Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).
Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.
Вторым критерием для классификации являетсяорганизациионно-правовая форма, под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.
Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).
Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.
Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.
Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.
Важным критерием для классификации являетсяхарактер прав участников в отношении юридического лица. По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.
К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеютвещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.
Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеютобязательственные права, — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.
К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.
Существуют и иные классификации юридических лиц.
Все иные классификации, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.
13. Порядок и способы создания юридических лиц.
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители "являются" в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних).
Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).
В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законом. Однако в отсутствие такого закона она проводится различными государственными и муниципальными органами либо даже созданными ими "регистрационными палатами" и их отделениями (филиалами) по не всегда совпадающим правилам и в отсутствие единого реестра.
Данное положение не только осложняет контроль за законностью создания и функционирования юридических лиц и ознакомление с их положением других участников оборота, но и создает почву для злоупотреблений.
Единая процедура государственной регистрации в настоящее время установлена для юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (включая и некоммерческие организации), кроме предприятий с иностранными инвестициями. В соответствии с ней в регистрирующий орган представляются заявление, устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор, а также документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50% уставного капитала.
Требование иных, не предусмотренных законодательством документов (например, гарантийных писем или справок, подтверждающих место нахождения юридического лица), запрещается. Регистрация должна проводиться в течение трех дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).
Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц должны быть открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента - юридического лица.