Виды законодательной техники
В целях более полного исследования понятия законодательной техники необходимо рассмотреть расширенную классификацию видов законодательной техники. Взяв за основу различные критерии можно выделить следующие виды законодательной техники:
1. В зависимости от уровня законотворческой деятельности:
- техника создания законов на федеральном уровне (федеральная законодательная техника);
- техника создания региональных законов (региональная законодательная техника).
2. В зависимости от стадии законотворчества:
- техника подготовки концепции законопроекта (техника концептуальной разработки проекта);
- техника написания и оформления законопроекта;
- техника опубликования законопроекта;
- техника систематизации законодательных актов.
3. В зависимости от степени обязательности законодательных актов:
- техника создания общеобязательных законодательных актов;
- техника создания рекомендательных (модельных) законов.
4. В зависимости от разновидности законодательного акта:
- техника создания закона о поправке к Конституции РФ;
- техника создания Федерального Конституционного закона;
- техника создания кодекса РФ;
- техника создания Федерального закона;
- техника создания основ законодательства РФ;
- техника создания Конституции (Основного закона) субъекта РФ;
- техника создания закона субъекта РФ.
5. В зависимости от функционального назначения создаваемого законодательного акта:
- техника создания закона о внесении изменений и дополнений в другой закон;
- техника создания новой редакции закона;
- техника создания закона о введении в действие другого закона;
- техника создания закона о ратификации или денонсации международного договора РФ;
- техника создания закона о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.
Средства и способы юридической техники
Необходимо разграничивать понятия «средство» и «способ». При этом под средствами понимаются допустимые правом и законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение необходимых результатов. К юридическим средствам относятся юридические понятия, термины, конструкции и другие явления, выработанные юридической наукой и практикой. В качестве средств юридической техники рассматриваются также и юридические презумпции, перечисления, юридические фикции и юридические символы.
Способы, в свою очередь, понимаются как пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законодательной практики.
Выделяют следующие способы юридической техники:
- способы структуризации;
- способы логического изложения;
- способы языкового изложения;
- способы построения правового материала по степени обобщенности (абстрактный, казуистический);
- способы связи между нормативными правовыми актами.
Правовые акты
Правовой акт — это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный характер, направленный на регулирование общественных отношений.
Посредством издания правовых актов осуществляется правовое регулирование и упорядочение общественных отношений. Их можно разделить на следующие группы:
- нормативные правовые акты. Речь идет в первую очередь о законах и подзаконных актах;
- правоприменительные (индивидуальные) акты, издаваемые уполномоченными органами, организациями и должностными лицами;
- интерпретационные акты (акты толкования);
- правореализационные акты (акты реализации права).
По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы, в свою очередь, также не являются однородной массой, а выстраиваются в определенную иерархию из восьми уровней:
1-й уровень - глава 1 Конституции Российской Федерации;
2-й уровень - главы 2, 9 Конституции Российской Федерации;
3-й уровень - главы 3-8 Конституции Российской Федерации, законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации;
4-й уровень - законы, принятые на референдуме;
5-й уровень - федеральные конституционные законы;
6-й уровень - федеральные кодифицированные законы;
7-й уровень - некодифицированные федеральные законы, которым законодатель придал иерархический приоритет перед другими законами;
8-й уровень - федеральные законы, не имеющие приоритета перед другими законами.
Следует, по-видимому, дополнить данный перечень законами субъектов Российской Федерации.
Правовым актам присущи определенные признаки:
- это письменный документ, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации;
- официальный характер;
- его издание допускается строго в пределах компетенции органа, организации, должностного лица;
- предназначен для регулирования общественных отношений;
- обладает общеобязательностью.
Тема 2. Правоприменительная техника
Понятие правоприменительного акта
Понятие и особенности правоприменительной техники