Виды законодательной техники

В целях более полного исследования понятия законодатель­ной техники необходимо рассмотреть расширенную классифи­кацию видов законодательной техники. Взяв за основу различ­ные критерии можно выделить следующие виды законодательной техники:

1. В зависимости от уровня законотворческой деятельности:

- техника создания законов на федеральном уровне (федераль­ная законодательная техника);

- техника создания региональных законов (региональная за­конодательная техника).

2. В зависимости от стадии законотворчества:

- техника подготовки концепции законопроекта (техника кон­цептуальной разработки проекта);

- техника написания и оформления законопроекта;

- техника опубликования законопроекта;

- техника систематизации законодательных актов.

3. В зависимости от степени обязательности законодательных актов:

- техника создания общеобязательных законодательных ак­тов;

- техника создания рекомендательных (модельных) законов.

4. В зависимости от разновидности законодательного акта:

- техника создания закона о поправке к Конституции РФ;

- техника создания Федерального Конституционного закона;

- техника создания кодекса РФ;

- техника создания Федерального закона;

- техника создания основ законодательства РФ;

- техника создания Конституции (Основного закона) субъек­та РФ;

- техника создания закона субъекта РФ.

5. В зависимости от функционального назначения создавае­мого законодательного акта:

- техника создания закона о внесении изменений и дополне­ний в другой закон;

- техника создания новой редакции закона;

- техника создания закона о введении в действие другого за­кона;

- техника создания закона о ратификации или денонсации международного договора РФ;

- техника создания закона о признании утратившими силу от­дельных нормативных правовых актов.

Средства и способы юридической техники

Необходимо разгра­ничивать понятия «средство» и «способ». При этом под средствами понимаются допустимые правом и законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение постав­ленных целей и получение необходимых результатов. К юридическим средствам относятся юридические понятия, термины, конструкции и другие явления, выработанные юри­дической наукой и практикой. В качестве средств юридической техники рассматриваются также и юриди­ческие презумпции, перечисления, юридические фикции и юри­дические символы.

Способы, в свою очередь, понимаются как пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законо­дательной практики.

Выделяют следующие способы юридической техники:

- способы структуризации;

- способы логического изложения;

- способы языкового изложения;

- способы построения правового материала по степени обоб­щенности (абстрактный, казуистический);

- способы связи между нормативными правовыми актами.

Правовые акты

Правовой акт — это письменный документ, принятый упол­номоченным субъектом права, имеющий официальный характер, направленный на регулирование общественных отношений.

Посредством издания правовых актов осуществляется право­вое регулирование и упорядочение общественных отношений. Их можно разделить на следующие группы:

- нормативные правовые акты. Речь идет в первую очередь о законах и подзаконных актах;

- правоприменительные (индивидуальные) акты, издаваемые уполномоченными органами, организациями и должностными лицами;

- интерпретационные акты (акты толкования);

- правореализационные акты (акты реализации права).

По юридической силе нормативные правовые акты подраз­деляются на законы и подзаконные акты. Законы, в свою оче­редь, также не являются однородной массой, а выстраиваются в определенную иерархию из восьми уровней:

1-й уровень - глава 1 Конституции Российской Федерации;

2-й уровень - главы 2, 9 Конституции Российской Федера­ции;

3-й уровень - главы 3-8 Конституции Российской Федера­ции, законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации;

4-й уровень - законы, принятые на референдуме;

5-й уровень - федеральные конституционные законы;

6-й уровень - федеральные кодифицированные законы;

7-й уровень - некодифицированные федеральные законы, ко­торым законодатель придал иерархический приоритет перед дру­гими законами;

8-й уровень - федеральные законы, не имеющие приоритета перед другими законами.

Следует, по-видимому, дополнить данный перечень законами субъектов Российской Федерации.

Правовым актам присущи определенные признаки:

- это письменный документ, обладающий особой формой вы­ражения содержащейся в нем информации;

- официальный характер;

- его издание допускается строго в пределах компетенции ор­гана, организации, должностного лица;

- предназначен для регулирования общественных отношений;

- обладает общеобязательностью.

Тема 2. Правоприменительная техника

Понятие правоприменительного акта

Понятие и особенности правоприменительной техники

Наши рекомендации