Основные вехи противостояния Верховного Совета и Президента России
Ø первые месяцы 1992 г.
Ø апрель 1992 г., IV съезд Народных депутатов.
Ø осень 1992 г., формирование Фронта национального спасения
Ø декабрь 1992г., VII съезд Народных депутатов
Ø март 1993 г., VIII съезд Народных депутатов
Ø 20 – 26 марта 1993 г. – противостояние Президента и Верховного Совета
Ø 25 апреля 1993 г. – был проведен референдум
Ø 1 мая 1993 г. – массовые демонстрации
Ø 21 сентября 1993 г., обнародован указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ» ( указ отменял все ветви власти за исключением исполнительной )
Ø 23 сентября 1993 г. – начало периода открытого противостояния
Ø 3 – 4 сентября 1993 г., «расстрел Белого Дома»
Последствия событий начала сентября – начала октября 1993 год:
1. ликвидация двоевластия в стране
2. Ликвидация система советов
3. Приостановление сепаратистских тенденций (структура центральной власти)
4. Формирование новых структур власти, основанные на разделении властей
5. Оформился и стал важным фактором парламентаризм
6. Были разрушены иллюзии по отношению к демократическому характеру новой власти
Факторы, обусловившие политический кризис осени 1993 г.
1) Социальные, экономические и политические противоречия переходного общества, столкновение интересов разных политических сил
2) Отсутствие в обществе национального согласия по всем основным вопросам будущего страны
3) Отсутствие четкого конституционного механизма разделения властных полномочий
4) Отсутствие в обществе развитой правовой культуры
5) Неудача экономической политики в 1992 – 1993 гг.
6) Агрессивно-авторитарная позиция части радикалов, представлявших новую российскую номенклатуру
7) Личностные моменты, персональный конфликт амбиций бывших единомышленников.
Основные особенности конструкции новой власти по Конституции 1993 г.
- Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правление
- Установление приоритета исполнительной власти целом над представительной
- Президент России наделялся колоссальным объемом полномочий
- Государственная Дума как законодательный орган была наделена узким кругом полномочий
- Конституция предусматривала всенародные выборы, провозглашала демократические права и свободы граждан
2. Особенности развития политической системы в 1994 – 1999
Структура власти:
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ:
- верхняя палата ФС
- нижняя палата ГД 3. СУДЕБНАЯ:
2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ: - конституционный суд
- президент и его администрация - верховный суд
-правительство - высший арбитражный суд
Существовало более 200 партий, объединений и союзов:
- В декабре 1992 официально была зарегистрирована партия на постсоветском пространстве (ЛДПР)
- В 1993 году образовалась КПРФ (самая массовая партия ) (стратегическая цель: обновленный социализм)
- В октябре 1993 года учреждено движение «выбор России» на ее основе в июне 1994 года образовалась партия «демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром
- 1993 год на базе избирательного блока была создана партия «Яблоко»
- 1995 год обрадовано общественно-политическое движении «Наш дом - Россия»
- 1998 год образовывается коалиция «Правое дело»
- 1999 год учреждается избирательный блок «Союз правых сил», на основе которого в 2001 году образовывается политическая партия «Союз правых сил»
- 1999 год проправительственный блок «Единство»
Черты российского партийного строительства:
1. Большой спектр различных политических партий от правых до центра и левых и наоборот
2. Крайняя нестабильность партийного состава
3. Крайне слабая социальная поддержка
4. Наличие программы аморфности
26.10.2015
Формирование новой политической системы на рубеже XX – XXI веков.
План:
Особенности политического развития РФ в 2000 – 2012 гг.
Состояние политической системы в начале 2000 – х гг.
1. Децентрализация
Она проявлялась в:
- наличие в государственной думе сильной оппозиции
- проведение независимой от центра политики регионами России
- организационная слабость, программная неопределенность многочисленных партий
Задачи для того, чтобы решить проблему децентрализация:
1. стабилизировать политическую систему
2. демонтировать олигархический режим
3. воссоздать дееспособное государство
Этапы реформ политической системы:
Гг.
Предпринятые шаги для стабилизации ситуации:
- формирование в государственной думе третьего созыва коалиции большинства
- была введена система федеральных округов, контролируемых полномочными представителями федеральной власти
- лишение губернаторов регионов контроля над советом федерации (раньше совет федерации формировался за счет губернаторов, это были люди, которые могли действовать независимо от власти президента )
- принятие закона о политических партиях (2001 г)
- формирование сильной проправительной партии «Единая Россия»
Гг.
Этап укрепления позиций государства и развития того, что было заложена в рамках первого этапа.
В рамках 2-ого этапа было сделано:
Ø была сформирована общественная палата (2005 год)
Ø отмена выборности губернаторов (2005 год)
Ø увеличение срока действия президента и государственной думы (2009 год)
Ø повышение активности государственной бюрократии
2000 – 2012 гг. Время повышения роли государства в политических процессах – особенность социального и политического развития России этот период времени
Основные направления внутренней политики РФ по реализации реформы:
1. Укрепление власти в центре и на местах
2. Отстранение олигархов от центра политической системы
3. Борьба с коррупцией и создание эффективной правоохранительной системы.
Для реализации укрепления власти центре и на местах были проведены:
- шаги для осуществления кадровой политики
- было стремление сочетать и консерватизм и либерализм – обновление государственной символики
- проведение административной реформы.
- Помимо административной реформы в рамках рассматриваемого периода активно велось партийное строительство.
Суть партийного строительства заключалась в :
а) создание сильного правительственного ядра
б) сокращение мелких политических партий
Административная реформа.
направлена на:
1. укрепление власти
2. на формирование диалога между бизнесом и правительством
3. на формирование диалога между партиями и общественно-политическими движениями
Шаги реформы по укреплению власти:
1) (весна 2003 г. ) инвентаризация функций министерств и ведомств.
2) (июль 2003 г. ) указ президента о проведении административной реформы
Указ выделял 3 основные задачи:
- разграничить полномочия между ветвями власти
- определить обязанности каждого из элементов государственной бюрократии
- сократить численность аппарата государственного
- реорганизовать правительство
3) (март 2004 г. ) Указ президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти
4) (13 мая 2000 г.) Было создано 7 федеральных округов и введена систем полномочных представителей президента на местах
5) Реорганизация совета федерации
6) Отмена института прямых выборов.
7) С целью укрепления власти законодательные органы стали формироваться на пропорциональной основе по партийным спискам.
8) Укрупнение рядов регионов
Судебная реформа
Основные задачи реформы:
- усиление авторитета судебной власти
- кадровое обеспечение судебной системы
- развитие материально-технического обеспечения судебной системы
- информационное обеспечение судебной системы
- укрепление научного потенциала судебной власти
Сформировавшаяся модель политической системы:
1. сильна централизованная власть (вертикализация власти )
2. партийное ядро – «партия власти», обеспечивающая большинство в парламенте
3. Жесткая конструкция «центр - регионы»
4. Неразвитость судебной власти, подконтрольность «четвертой власти»
02.11.2015