Обобщенные оценочные показатели, установленные государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

  Наименование показателя Субъект Российской Федерации
Свердловская область Челябинская область Тюменская область
Количество исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания
Процент охвата детей и молодежи общественными объединениями и организациями от общего количества молодых людей в возрасте 14-30 лет 16% 62% 23,1%
Количество подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания
Количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных
Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев в образовательных и других организациях
Количество оборонно-спортивных лагерей
Количество действующих и вновь созданных научных центров патриотического воспитания, а также региональных опытно-экспериментальных площадок

Анализ процессов, проходящих в Свердловской области, позволяет выделить проблемы, для решения которых целесообразно применение программного метода:

1) отсутствие действенных механизмов координации деятельности органов государственной власти, организаций, общественных объединений, творческих союзов, средств массовой информации и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания, внедрению социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействию экстремизму на основе единой государственной политики;

2) низкий уровень ресурсного обеспечения программ и проектов, направленных на воспитание патриотизма и формирование межнационального согласия, развитие казачьего движения, реализуемых в государственных и муниципальных организациях, некоммерческих организациях;

3) несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы для организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;

4) низкая динамика включения граждан в деятельность общественных объединений патриотической, этнокультурной направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, организаций казачества;

5) неудовлетворительное материально-техническое обеспечение деятельности организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, развитием толерантности;

6) необходимость получения специалистами, занимающимися вопросами организации патриотического воспитания, профилактики экстремизма и развития толерантности, специальных знаний, повышение их квалификации.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в организации патриотического воспитания, профилактику экстремизма и развитие толерантности, программными методами.

Подпрограмма 5 «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» (далее – подпрограмма 5) определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, поддержки казачества на территории Свердловской области и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Использование программного метода обеспечивает единство содержательной части подпрограммы 5 с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы 5.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) неполная и некачественная реализация основных образовательных программ среднего общего, профессионального образования в части организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также некачественная реализация программ дополнительного образования патриотической, этнокультурной направленности;

2) снижение темпов создания системы патриотического воспитания и формирования толерантности граждан в Свердловской области;

3) усиление несоответствия современным требованиям материальной инфраструктуры подготовки граждан по основам военной службы;

4) несоответствие современным требованиям знаний специалистов, занимающихся вопросами организации патриотического воспитания, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:

1) мониторинг хода реализации мероприятий подпрограммы 5;

2) широкое привлечение общественности к реализации и оценке результатов реализации подпрограммы 5;

3) обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации подпрограммы 5.

Наши рекомендации