Право и закон: понятие и соотношение
Прежде чем рассмотреть соотношение права и закона, необходимо разобраться в сути данных понятий в отдельности. Теоретики юриспруденции характеризуют право, как один из существующих видов регулирования общественных отношений. В широком смысле термин представляет собой систему формально-определенных, общеобязательных, гарантированных государством поведенческих правил, за неисполнение которых установлены специальные санкции.
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.
Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.
Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.
Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?
В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все—таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.
Это режим гос. власти, при к-ром она активно вмешивается во все сферы общественных отношений. В его основе принцип: “Запрещено все, кроме того, что приказано”. Здесь утверждается:1) Монополия 1 партии. 2) Отсутствие легальной оппозиции. 3) Господство государственной формы собственности. 4) культ вождя. 5) Мощный репрессивный аппарат. 6) Сосредоточение в руках гос-ва средств массовых коммуникаций. 7) Приоритет интересов госуд-ва над интересами общества. Предпосылки тотал-ма:1) не развитость гражданского общества, его растворимость в политическом. 2) Чрезмерная рационализация общественной жизни.3) Признание в качестве официальной 1 идеологии. Сущность, признаки и основные разновидности современных авторитарных режимов. Режим государственной власти, при к-ром она базируется на личном авторитете 1 государственного служащего. Власть сконцентрирована в руках одного чел-ка или группы лиц. Черты: 1) Главенствует принцип: “разрешено все, кроме политики”, т.е. в политич-ой сфере власть не допускает компромиссов- политич-ой оппозиции и многопартийности. 2) В культуре и экономике допускается плюрализм. 3) Культ личности харизматического лидера. 4) Фактический отказ от принципа разделения властей. Разновидности тоталитаризма: 1) Традиционные абсолютистские монархии. 2) Режимы олигархического типа. 3) Военные диктатуры (хунты). 4) Страны социалистической ориентации. Таким образом, авторитаризм не допускает политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во в неполитических сферах. Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала. Основные разновидности тоталитаризма: 1) фашизм (впервые был установлен в Италии в 1922 г.); 2) национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.). В литературе имеются и другие взгляды на виды тоталитаризма. Так, предлагается выделять: 1) левый тоталитаризм (коммунизм); 2) правый тоталитаризм (фашизм); 3) религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 1920-х гг. и существовал до начала 1950-х (1953 г. – год смерти И. В. Сталина). После этого он оставался авторитарной диктатурой Коммунистической партии Советского Союза с элементами тоталитаризма и официальным признанием правильности одной-единственной идеологии – "марксизма-ленинизма". Наши рекомендации
|