Правоотношения, складывающиеся в сфере ценового регулирования предпринимательской деятельности
Для характеристики правового регулирования отношений в сфере ценового регулирования представляется необходимым детальный анализ системы и структуры правоотношений, складывающихся в этой сфере человеческой деятельности. В этих целях представляется правильным, опираясь на общие положения о правоотношении, выработанные теорией права, экстраполировать их на исследуемый предмет.
Следует отметить, что вопрос об определении понятия правоотношения остается в юридической науке дискуссионным. Наиболее традиционной является такая формулировка: «Правоотношение есть такое общественное отношение, которое складывается на основе действующих правовых норм и участники которого выступают как носители определенных взаимных правомочий и юридических обязанностей, предусмотренных и обеспечиваемых нормами права, а следовательно охраняемых государством».
Следует отметить, что данное определение было положено в основу дальнейшего изучения теории правоотношений. В частности, С. Ф. Кечекьян выделяет следующие его признаки:
- правоотношения — общественные отношения;
- правоотношения складываются на основе действующих правовых норм;
- участники правоотношений выступают как носители прав и обязанностей один в отношении другого (при этом автор указывал на неточность в приведенном выше определении указания на «взаимность» прав и обязанностей);
- эти права и обязанности обеспечиваются нормами права и, следовательно, охраняются государством. Существуют и иные взгляды на понятие правоотношения. Так, правоотношение рассматривается как посредствующее звено между нормой права и теми общественными отношениями, на которые норма права воздействует как на свой объект. Другие авторы под правоотношением понимают самостоятельное общественное отношение, субъектов которого связывают или ставят в правовую зависимость юридические права и обязанности и которое оказывает регулирующее воздействие на поведение людей отдельно или во взаимодействии с иной общественной структурой.
Наиболее распространенным современным определением правоотношения является определение, согласно которому под правоотношением понимается возникающая на основе нормы права индивидуализированная общественная взаимосвязь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей, а также поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства.
Как известно, к элементам, образующим состав правоотношения, традиционно относят:
- субъектов;
- объект правоотношения;
- субъективные права и обязанности (юридическое содержание правоотношения, в отличие от материального, фактического содержания, под которым понимается поведение субъектов).
Проанализировав всю совокупность правоотношений, складывающихся в сфере ценообразования и ценового регулирования, можно прийти к выводу, что в качестве их субъектов могут выступать все субъекты предпринимательского права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты. При этом субъектный состав конкретных правоотношений может быть различным в зависимости от того, какая норма (или нормы) права лежат в основе его возникновения и какой метод правового регулирования применяется.
Вопрос об объекте права имеет непосредственное практическое значение. Он помогает раскрыть смысл установления тех или иных правоотношений. Кроме того, в гражданских и хозяйственных правоотношениях вещные и обязательственные права со всеми особенностями, им присущими, различаются, в частности, по объекту соответствующих прав. Следовательно, при анализе конкретных правоотношений, возникающих в сфере ценового регулирования, их классификации, необходимо определение в каждом случае объекта соответствующего правоотношения.
Анализ правоотношений, складывающихся в изучаемой сфере предпринимательской деятельности, позволяет сделать вывод о том, что их объектом выступают действия субъектов, связанные с применением, установлением, регулированием цен. Такие правоотношения имеют конструкцию обязательств. Как известно, в обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий.
В теории предпринимательского (хозяйственного) права хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:
- хозяйственно-управленческие;
- внутрихозяйственные;
- территориально-хозяйственные;
- оперативно-хозяйственные.
Хозяйственно-управленческие обязательства возникают в результате актов государственных органов, содержащих нормы ценового регулирования. В результате действия таких императивных норм у хозяйствующего субъекта возникает обязанность формировать цену на основании установленных правил, а у компетентного государственного органа — контролировать эти действия и привлекать к ответственности за неправомерное поведение.
Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Такие обязательства могут устанавливаться в силу локальных актов (ценовой политики организации), а также на основе внутрихозяйственных договоров с цехами, участками, бригадами, звеньями и т. п.
Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения «горизонтального» характера на макроуровне. Территориально-хозяйственные обязательства имеют основанием возникновения в подавляющем большинстве случаев договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, — акт органа государственной власти.
Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу договоров. Эта часть экономического оборота, опосредствованная хозяйственными договорами и обязательствами с участием кредиторов и должников, в наибольшей степени оснащена правовым регулированием и развитыми способами защиты.
Кратко представив разновидности хозяйственных обязательств, мы можем говорить о том, что в ценовой сфере представлен весь их спектр. Характеризуя природу таких хозяйственных обязательств, можно отметить, что они носят как публичный характер, там, где государство осуществляет ценовое регулирование, так и частный характер — в области свободного, договорного образования.
В абсолютном правоотношении субъекты ведут свою деятельность, не вступая в отношения с кем-либо. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Субъект получает право устранить незаконное нарушение его права, либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.
Так, если хозяйствующий субъект осуществляет ценообразование, формирует и воплощает ценовую политику с соблюдением установленных нормативными актами требований, складывающиеся при этом правоотношения имеют конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.