Уйгурский каганат: годы существования, территория, отношения с Тан

около 647 г. вождь Токуз-огузов (уйгуры) Тумиду создаёт своё гос-во в Северной Монголии. Именует себя каганом, назначает чиновников -> в 660-663 война с Тан, победы китайцы не добились, но урегулировали мирными средствами. В конце 80-ых обиженные возродившимися тюрками уйгуры ушли к Тан, признав их протекторат. Расселены в Ганьчжоу и Ганьсу, в будущем именно они составят костяк Уйгурского государства в Ганьчжоу. Далее в 744-745 уйгуры, карлуки и др. громят Второй тюркский каганат, потом хитромудрые уйгуры наносят поражения и своим бывшим союзникам, которые бегут преимущественно в Семиречье. Т.е. где-то к 747 году уйгуры, «разрушив старый мир до основания» (как пелось в советской мега-песне) создают свой Уйгурский каганат. Столица Ордубалык. Длилось это безобразие, видимо, до 840 года, когда енисейские кыргызы (главные враги уйгуров к этому моменту), воспользовавшись поддержкой мятежных уйгурских полководцев, взял столицу. В этой битве пал последний каган.

В чем выразилось инокультурное влияние в танскую эпоху?

В период правления династии Тан (618–907 гг.) был достигнут синтез политических культур, который стал основой стабилизации китайского общества. Многие черты управления танской империей сформировались под влиянием политической практики некитайских государств в период 220–581 гг. и были привнесены тюрками.

Наиболее заметным в плане этнокультурных взаимодействий кочевых народов Центральной Азии с населением Китая периода, начавшегося с эпохи Тан (618–907 гг.), является проникновение и адаптация предметов материальной культуры: жилищ, конской упряжи, одежды:

1) Стремена и седла «древнетюркского» типа в VII–XI вв. можно увидеть на многочисленных изображениях, найденных на территории Китая, например, на барельефах из гробницы императора Тай-цзуна или на погребальных статуэтках и фресках танского времени из богатых захоронений в районе Чанъаня.

2) Известно, что именно тюркские народы в эпоху Тан были главными поставщиками лошадей. С середины VIII в. на рынке коневодства главенствовали уйгуры.

3) Определенное влияние на материальную культуру Китая оказала и одежда кочевников. В танскую эпоху получили распространение халат с широкими отворотами-лацканами, подпоясанный ремнем (одежда кочевников), и «варварские» шапки.

Анализируя особенности этнических процессов периода 1 тыс. н.э., можно утверждать, что с точки зрения общей тенденции развития они представляли собой процесс постепенной синизации некитайских народов.

Назовите основные иноземные религиозные течения, распространившиеся в период Тан в Китае.

Религии — зороастризм (В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.), несторианство, манихейство (синкретическое религиозное учение. Учение Мани было составлено в основном из христианско-гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии, однако со временем впитало большое число заимствований из других религий — зороастризма и буддизма — по мере проповеди в странах их распространения. ) и ислам.

Военная реформа императора Сюаньцзуна: причины, сущность, последствия.

Реформа: Набор в ополчение сокращался, приграничные армии становились более профессиональными. Солдат поощряли брать с собой семьи и основывать сельскохозяйственные колонии. Войска подчинялись военным губернаторам — нередко происходившим из числа варваров, — что должно было обеспечить их лучшую управляемость.
Основной задачей армии стала оборона, а не расширение империи. На протяжении почти четырех десятилетий удавалось успешно сдерживать как непокорных тибетцев, так и племена восточных тюрков в Центральной Азии. Сильный китайский гарнизон был размещен в районе Кашгара к северу от Кашмира. Постоянной угрозой оставались кидании. С другой стороны, тюркско-монгольские племена уйгуров в конце концов вытеснили северных тюрков из своей столицы, располагавшейся далеко на север от плато Ордос, установили дружеские дипломатические отношения, а также активные торговые связи с Китаем. На севере Маньчжурии образовалось могущественное корейское государство Пэкчэ, дружественное Китаю; как Япония и южнокорейское царство Сила, оно имело сильные связи с китайской культурой, и все они в той или иной степени были копиями империи Тан. В итоге в стране получили большую власть военные наместники в окраинных районах, цзедуши. Один из них, Ань Лу-шань, в 755 г. поднял восстание и заставил императора бежать из столицы. Хотя восстание в конечном счете было подавлено, царствование Сюань-цзуна на этом окончилось (бежавшего из столицы императора офицеры из его окружения заставили выдать им Ян Гуй-фэй. после ее смерти сам император вскоре ушел из жизни). Его преемники сумели побороть всевластие цзедуши и восстановить централизованную администрацию, но империя оказалась в состоянии, близком к критическому.

Что такое цзедуши?

Цзедуши (кит. упр. 节度使, пиньинь: jiédùshǐ, палл.: цзедуши)[1] — крупная административная должность в средневековом Китае, подразумевающая сосредоточение в одних руках всей военной и гражданской власти на обширной территории. Аналогична должности генерал-губернатора.

Впервые появилась примерно в 650—655 годах во времена династии Тан как один из разрядов императорских комиссаров, командовавших полевой армией.

Кста, Ань тоже им был.

Наши рекомендации