Философия марксизма в россии

Просвещенный абсолютизм

Вторая половина ХVIII века в отечественной историографии носит название период просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм – это такой период в истории самодержавного государства, когда в его политике отчетливо проявляются тенденции к буржуазному развитию, когда для него характерно принятие и открытое провозглашение правящими кругами принципов французского просвещения, идей, изложенных в трудах Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо и других. Просвещенный абсолютизм был характерен для ряда европейских стран: Австрии, Пруссии, Испании, Дании, Швеции. В России этот период неразрывно связан с именем Екатерины II.

Главная идея всего царствования Екатерины II - укрепление авторитета верховной власти, совершенствование государственного аппарата, направленное на то, чтобы сделать его более гибким, послушным, централизованным. Став в результате переворота 1762 г. императрицей, Екатерина в Манифесте объявила, что самодержавная власть, не основанная на добрых человеколюбивых началах, есть зло. Торжественно были обещаны законы, которые бы указывали всем государственным учреждениям пределы их деятельности.

Попытки исправить Уложение 1649 г. предпринимались на протяжении всего века, комиссии для проведения этой работы созывались, например, в 1754 и 1761 гг. 14 декабря 1766 г. Екатерина издала манифест о созыве депутатов в Комиссию для составления проекта нового уложения. Депутаты избирались от сословий: дворяне, горожане, крестьяне, и от высших учреждений: коллегий, Сената, Синода. Важным новым моментом стали наказы, которыми должны были снабдить депутатов избиратели. Главный наказ написала сама Екатерина, в нем говорилось о законах, суде, торговле, воспитании, уголовных и гражданских законах.

В царствование Екатерины II был осуществлен ряд крупных мероприятий, как во внутренней, так и во внешней политике, но проводились они во многом крепостническими методами. Начала свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. В результате у церкви было отнято более миллиона душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия - Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В то же время в пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый жестокий указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением.

В то же время период царствования Екатерины неслучайно вошел в историю как век "просвещенного абсолютизма". Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе.

Теория норадничества

В чистом виде русский крестьянский социализм в форме народничества обнаружил себя в 1880-е годы.К этому времени идеи Герцена и Чернышевского окончательно сформулировались и стали преобладающими в сознании русской радикальной интеллигенции.Внутри существовали различные течения. По многим существенным позициям отличавшиеся друг от друга.Для народников была характерна определенная цельность, некий исходный принцип.

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному. Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости. Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Существование общих закономерностей в развитии общества ими категорически отрицалось.Но народничество было неоднородным.

1) Одно из наиболее влиятельных течений в 1-й половине 1880-х годов было анархическое, связанное с именем Бакунина. Бакунин был связан с Герценом, был участником революции 1848-49 года в западной Европе. Затем он был выдан австрийскими властями России, сидел в Петропавловке, сослан в Сибирь, оттуда бежал. Бакунин поддерживал тесные контакты с Марксом, принимал участие в деятельности 1-го Интернационала, созданного Марксом. Потом с Марксом разошелся, был исключен из 1-го Интернационала. Вслед за этим был распущен и 1-й Интернационал.

Бакунин был сторонником анархизма. Суть: главным злом человеческого общества является государство, которое должно быть разрушено в результате народной революции. И должно быть заменено свободной ассоциацией общин.

Отрицание государственной власти можно рассматривать как анархизм. Это течение называют еще и бунтарским. Потому что делая ставку на крестьянскую революцию, Бакунин полагал, что особых подготовительных мер пропагандистского характера предпринимать не надо. Он считал, что русский крестьянин готов к бунту.

Что касается социалистических порядков, он тоже полагал, что крестьяне примут ее с радостью. Бакунистов было очень много, это было влиятельное течение.

2) Второе течение – пропагандистское. Основоположник Лавров, ученый, преподаватель, был сослан, уехал в эмиграцию. Его произведения «Исторические письма» пользовались чрезвычайной популярностью. Лавров полагал, что крестьяне еще не готовы к революции. Крестьяне могут совершить революцию, будучи подготовленными. И взять на себя миссию подготовки, пропагандистской работы должна взять на себя революционная интеллигенция. Главная задача – пропаганда.

Это движение уступало Бакунистам в 1-й половине 1870-х годов, но было популярным.

3) Третье течение связывалось с именем Ткачева. Заговорщики. Учился в СПбГУ, был связан с Нечаевым, осужден по нечаевскому процессу, приговорен к ссылке в Оренбурге, бежал заграницу.

Ткачев был активным поклонником франц. революционера Бланки. Он делал ставку на создание небольшой строго законспирированной революционной организации, которая должна захватить власть. Практическое воплощение этого замысла у Бланки не получалось. Заговоры проваливались, а Бланки постоянно отбывал наказание.

Ткачев рассуждал, что идея правильная, но нужно лучше готовиться. Он считал, что в России получится захватить власть, потому что царская власть лишилась опоры, висит в воздухе, и достаточно небольшого толчка, чтобы оно рухнуло. Ткачев считал, что нет в России социальных сил, которые были бы заинтересованы в сохранении существующего режима. Почему? Крестьяне недовольны реформой. Дворянство тоже. Т.е. реформа рассорила царское правительство и с дворянами и с крестьянами. Буржуазии в России нет, она слаба и никакой опоры для власти не представляет.

Поэтому правительство висит на волоске.

Ткачев был поклонников создания строго законспирированной небольшой группы профессиональных революционеров, которая и должна в благоприятный момент захватить власть.

Идеи Ткачева тогда показались слишком утопичными, оторванными от действительности. Поэтому сторонников у него было очень мало. Но впоследствии идея Ткачева о создании строго законспирированной, жесткой организации революционеров, была взята на вооружение Лениным, и нашла свое отражение в решениях 2 съезда РСДРП в 1902 году.

Были и другие течения народничества.

Вожди народников обрекали свои концепции в вполне светские теории. Но применительно к России эти идеи приобрели характер религиозной догмы, не подлежащие обсуждению. Не случайно, многие народники вышли из строя религиозных деятелей, получили в детстве религиозное воспитание. Потом образование убило веру в бога, но потребность в нем оставалась. И объектом веры стало светское учение. В этом смысле народничество можно рассматривать как своеобразную разновидность религии. Отсюда и отличие народников от нигилистов 1860-х годов. Нигилисты относились к религии в духе франц. просветительства: религия – плод заблуждения, которая эксплуатирует ….

Народники были атеисты, но смотрели на религию по-другому. Когда Желябову на суде был задан вопрос о вероисповедании он ответил: крещен в православие, но православие отрицаю, однако сущность учения Иисуса Христа признаю, что всякий истинно верующий должен встать за невинных, пострадавших, слабых, обиженных, а если нужно, то и пострадать.

То, что народничество являлось светской разновидностью религии, обусловило ее как отрицательные, так и привлекательные черты. С одной стороны фанатизм и нетерпимость, с другой стороны жертвенность, бескорыстие, равнодушие к мирским благам, чувство товарищества.

Первые народнические организации в России стали создаваться еще в конце 1860-х –начале 1870-х годов. Они были как правило очень немногочисленны. Действовали в крупных городах: в СПб, Москве, отчасти на Украине, в Киеве, Харькове. Особой активности они не проявляли.

В 1874-75 годах народническое движение уже весьма громко заявило о себе. Это были годы «хождения в народ», когда лица, исповедовавшие народнические идеалы, попытались их реализовать, подняв крестьян на всероссийскую революцию. Движение это носило массовый характер. В нем принимало участие порядка 2-3 тысяч человек. Оно не имело единого организационного центра, а действовало стихийно, но достаточно активно.

Члены народнических групп шли в деревни, и вступая в контакты в крестьянами, проповедуя свои идеи, призывали их к свержению существующего строя. Среди участников движения преобладали сторонники Бакунина, их было большинство. С другой стороны были и приверженцы Лаврова, хотя в меньшинстве. Они шли в деревню, не надеясь сразу же ее поднять, но с тем, чтобы войдя в доверие к крестьянам, постепенно вести среди них пропагандистскую работу.

Хождение в народ обернулось для участников народнического движения крайним разочарованием. Они оказались в совершенно незнакомой для себя среде, и контакта с народом у них не получилось. Мифы о народе, которые бытовали в сознании народников, оказались действительно мифами. Тезис Бакунина о том, что крестьяне готовы к социалистической революции, оказался несостоятельным. Крестьяне никак не откликнулись на призыв к бунту. Наоборот, они часто сдавали пропагандистов властям. Попытки критиковать царя вообще крестьяне встречали в штыки. Вера в монарха, в его справедливость была в деревне тогда чрезвычайно сильной. Крестьяне довольно охотно слушали обличения произвола властей, обвинение помещиков. Но к народникам отнеслись они с большим недоверием. Их образ жизни, речь, манеры слишком отличались от привычной крестьянам. Для крестьян они были неизвестно зачем и почему пришедшими к ним.

Народники призывали их к социализму, к обобществлению, но уравнительное начало было не сильно. Община вовсе не препятствовала обогащению, и крестьяне ценили возможность улучшить свое имущественное положение, и вовсе не горели желанием расставаться с собственностью, которая доставалась им тяжким трудом, в отличие от народников, которые по большей части были выходцами из обеспеченных семей.

Они не находили общего языка даже на бытовом уровне. Народники физически не выдерживали образа жизни крестьян.

Хождение в народ провалилось, несколько сот человек было арестовано, осуждено. Но это не остановило народнического движения.

В 1876 году в СПб создается самая крупная народническая организация «Земля и воля». Это была уже вторая «Земля и воля». Она была сравнительно многочисленной, порядка 150 человек. Она имела свои отделения в Москве, и других городах. Главную ставку они делали на пропаганду. Становилась популярной концепция Лаврова о том, что революцию надо готовить. Среди землевольцев были Перовская, Тихомиров, Морозов и др. Они пропагандировали среди крестьян, рабочих, учащихся. Но главное внимание уделяли деревне, так как в крестьянах видели главную революционную силу России.

В 1877-78 годах состоялось второе хождение в народ. В отличие от первого оно было уже организованным. Центром была «Земля и воля». В этот раз народники попытались закрепиться в деревне, они осваивали определенные ремесленные профессии и старались оседать там надолго. Но ничего не получалось. Попытка поднять крестьян на восстание провалилась.

Только на Украине был Чигиринский заговор. Там народники пытались использовать в своих интересах анархические элиты крестьян. Чигиринские крестьяне судились с местными помещиками, и считали, что царь наведет порядок. Прибывшие туда народники распространили среди крестьян слухи, что якобы царь издал тайное распоряжение о том, чтобы бить помещиков. И начали вербовать дружину. Крестьяне охотно откликнулись на призыв записываться в дружину. Однако руководство посчитало невозможным оперировать подложными царскими документами и таким образом провоцировать крестьян на выступления.

К 1878 году выявилась, что никаких революционных настроений в деревне нет.

Наступил кризис народнического движения конца 1870-х – начала 1880-х годов.

Либерализм

Понятие и основные этапы либерализма в России

В энциклопедическом словаре «История отечества» дается такая трактовка. «Либерализм – это идейное и общественно-политическое течение, которое возникло в Европе в XVII – XVIII веках и провозглашало принципы гражданских, политических, экономических свобод».

Либерализм – в первоначальном значении свободомыслие, вольнодумство. Буржуазно-политическое и идеологическое течение, объединявшее сторонников парламентского строя и ограниченных буржуазно-демократических свобод.

В России либерализм зародился на рубеже XVIII – XIX веков, генетически связан с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II и реформаторскими замыслами начала царствования Александра I. Значительное влияние на формирование либерализма оказало масонство. В 1830-1840 годах идеи европейского либерализма получили развитие в кружках западников, нашли своеобразное отражение в деятельности «либеральных бюрократов». После реформ 1860-1870 годов одной из форм либерального движения стало земское движение. В конце XIX – начале ХХ веков оформились политические организации, в основе программ которых лежали принципы либерализма. В 1905-1906 годах образовались ведущие либеральные партии – Конституционно-демократическая (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы), политическая программа которых предусматривала преобразование России в конституционную монархию и установление гражданских свобод посредством мирных реформ. После Февральской революции 1917 года попытки претворить в жизнь основные положения либерализма предпринимало Временное правительство, однако они были пресечены большевистским переворотом в октябре 1917 года.

В журнале «Полис» дается совсем иная трактовка либерализму. «Либерализм означает идейно и духовно, психологически и исторически утверждение неотъемлемых прав личности, неотъемлемых в том смысле, что они не подлежат посягательству ни со стороны власти, ни со стороны отдельных лиц, принадлежащих к тому же или другому национальному (государственному) общению. Либерализм утверждает свободу лица, утверждает ее – в случае необходимости – и против власти, и против других лиц. Либерализм утверждает свободу лица против всякой власти, как бы она ни была организована, в том числе и против народовластия или демократии. Это значит, что либерализм в его чистом понятии вовсе не ставит прямо или непосредственно вопроса об организации власти или о государственном устройстве в тесном и точном смысле».

Нельзя говорить о либерализме, не упоминая консерватизм. Консерватизм – это совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам. В какой-то точке либерализм и консерватизм сходятся, ибо, как без свободы лица невозможна крепость современного государства, так без крепости государства как всенародного единства, невозможна свобода лица. Вот почему «либеральный консерватизм» получает в наше время широкий смысл.

Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы — признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи. Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. В настоящее время либерализм переживает четвертый исторический этап своего развития. Каждый из них имел свои особенности.

Первый этап - «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» — охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию, вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.

Второй этап - либерализм постреформенного периода, то есть «охранительный», или консервативный либерализм, — своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы - К. Д. Кавелин, систематическая разработка - Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве) он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма, он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.

Третий этап — «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 года), т.е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчок новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковскнй, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А. Петражицкий, С. А. Муромцев и другие), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол.

Марксизм

Философия марксизма в России

До Плеханова русского марксизма не было, во всяком случае его не было как организованного идейного и политического течения. В 1883 г. Плеханов порывает с народничеством, кот. утратило в значительной мере к тому времени свой революционный заряд.

До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками марксизма.

Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа "Освобождение труда", организованная Г.В.Плехановым за границей, в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность.

Плеханов сам был перед этим народником. Познакомившись в эмиграции с марксизмом, он порвал с народничеством и стал выдающимся пропагандистом марксизма.

Группа "Освобождение труда" проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г.В.Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.

Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм - не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного капиталистического общества. Они показали, что капиталистический строй падет так же, как пал крепостной строй, что капитализм сам создает себе могильщика в лице пролетариата. Они показали, что только классовая борьба пролетариата, только победа пролетариата над буржуазией избавит человечество от капитализма, от эксплуатации.

Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией. Маркс и Энгельс открыли законы развития капиталистического общества и научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе пролетариата, к диктатуре пролетариата.

Маркс и Энгельс учили, что избавиться от власти капитала и превратить капиталистическую собственность в собственность общественную невозможно мирным путем, что добиться этого рабочий класс может только путем применения революционного насилия против буржуазии, путем пролетарской революции, путем установления своего политического господства - диктатуры пролетариата, которая должна подавить сопротивление эксплуататоров и создать новое, бесклассовое коммунистическое общество.

Маркс и Энгельс учили, что промышленный пролетариат является самым революционным и потому - самым передовым классом капиталистического общества, что только такой класс, как пролетариат, может собрать вокруг себя все недовольные капитализмом силы и повести их на штурм капитализма. Но чтобы победить старый мир и создать новое бесклассовое общество, пролетариат должен иметь свою собственную рабочую партию, которую Маркс и Энгельс называли коммунистической партией.

Распространением взглядов Маркса и Энгельса и занялась первая русская марксистская группа, плехановская группа "Освобождение труда".

Группа "Освобождение труда" подняла знамя марксизма в русской заграничной печати в тот момент, когда социал-демократического движения в России еще не было. Необходимо было прежде всего теоретически, идейно проложить путь этому движению. Главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и социал-демократического движения в то время были народнические взгляды, преобладавшие тогда среди передовых рабочих и революционно настроенной интеллигенции.

С развитием капитализма в России рабочий класс становился могучей передовой силой, способной к организованной революционной борьбе. Но передовой роли рабочего класса не понимали народники. Русские народники ошибочно считали, что главной революционной силой является не рабочий класс, а крестьянство, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь крестьянских "бунтов". Народники не знали рабочий класс и не понимали, что без союза с рабочим классом и без его руководства одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Народники не понимали, что рабочий класс является самым революционным и самым передовым классом общества.

Народники сначала пытались поднять крестьян на борьбу против царского правительства. С этой целью революционная интеллигентная молодежь, переодевшись в крестьянскую одежду, двинулась в деревню - "в народ", как тогда говорили. Отсюда и произошло название "народники". Но за ними крестьянство не пошло, так как они и крестьян, как следует, не знали и не понимали. Большинство народников было арестовано полицией. Тогда народники решили продолжать борьбу против царского самодержавия одними своими силами, без народа, что привело к еще более серьезным ошибкам.

Материалистическое понимание истории

Это — центральный философский пункт учения Маркса — особенно большое внимание привлекал к себе и со стороны Плеханова.

Историко-философские взгляды

История философии, по Плеханову, не есть простая филиация идей, когда движение мысли осуществляется само по себе, без связи с историей общества. Материализм и идеализм — основные, противоположные направления в философий. Их синтез или даже сближение невозможны. Сила марксистской философии, по Плеханову, — органическая связь в ней материализма и диалектики. Именно диалектика позволяет понять, выразить в логике понятий внутреннюю противоречивость мира, найти «законное» место для социальных революций — наряду с развитием постепенным, эволюционным.

Эстетика

Вершину домарксистской эстетики Плеханов видел в трудах русских революционных демократов: Белинского и Чернышевского. Особенно высоко ценил Плеханов мысль Чернышевского о том, что у различных классов общества различные идеалы красоты. Важнейшую задачу марксистской эстетики Плеханов усматривал в отыскании жизненных корней искусства, в выведении его из общественного бытия.

Владимир Ильич Ленин (1870—1924)

Известен всему миру. Но известен прежде всего не своими книгами, а своими делами — как создатель большевистской партии, вождь социалистической революции в России, создатель советского государства. Пожалуй, нет сегодня людей равнодушных к Ленину. Есть его горячие сторонники и не менее решительные противники. В отличие от Плеханова, у которого в молодости был подготовительный — домарксистский — этап духовного и интеллектуального роста, Ленин почувствовал себя марксистом уже в гимназические годы, когда впервые ознакомился с «Капиталом» и другими произведениями Маркса и Энгельса.

В центре «Материализма и эмпириокритицизма» — проблемы теории познания (гносеологии). Марксизм, настаивает Ленин, имеет свою философию — диалектический материализм. Попытки «дополнить» марксизм другими философскими построениями отвергаются Лениным как теоретически несостоятельные и политически реакционные. Гносеологический корень методологического, философского кризиса в физике Ленин видит в незнании учеными диалектики, в неумении перейти от одного уровня знаний к другому, более глубокому. Метафизика, рассуждающая по формуле или-или, знает только две крайности: догматизм и релятивизм. Релятивизм (взгляд на научное знание только как на знание временное, относительное, условное, субъективное) неминуемо вел к субъективному идеализму и агностицизму — отрицанию в наших знаниях объективного содержания вообще, к отрицанию объективной реальности — материи.

Материя и каждая ее частица — неисчерпаемы, и по структуре, и по свойствам. Процесс познания физических, химических, биологических свойств материи бесконечен. У материи нет неизменных свойств, кроме одного: быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания и быть познаваемой сознанием. Но это свойство — не физическое и не химическое, а гносеологическое, и оно не может «исчезнуть». Поэтому, заключает Ленин, с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее неизвестных свойств материального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о материи, кот. у нас был раньше. Передвигаются, изменяются границы познанного. Вместе с ними передвигаются границы между субъектом и объектом, свободой и необходимостью. Сегодня мы видим, что Ленин не был прав во многом: ни в огульном презренье к немарксистской философии (XX век явил миру великих мыслителей Запада и России — отнюдь не «ученых приказчиков буржуазии»), ни в осмеянии идей ненасилия (вспомним М. Ганди и М. Л. Кинга — практикой ненасильственных действий достигнуто многое, в том числе и обретение национальной независимости Индией, расового равенства в США), ни в перепалке с Каутским по вопросу о классовой диктатуре и демократии — прав был Каутский: любой террор, в том числе и «пролетарский», не имеет никаких оправданий. Не сбылся и главный ленинский прогноз — об историческом превосходстве социализма над капитализмом.

НЕП

Политика НЭПа

Кризис «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике

Полное и правильное представление о событиях 20-х годов, взлете и падении рыночной экономики, политических дискуссиях вокруг НЭПа невозможно без понимания предыдущего этапа, который известен под названием «военный коммунизм».

Политика «военного коммунизма» довела народное хозяйство страны до полного краха. В 1920 г. объем промышленного производства по сравнению с 1913 г. сократился в 8 раз, выплавка чугуна и стали – до 2,5–3%. Годовое производство сахара уменьшилось до 2,3 фунта на человека против 20 фунтов в 1913 г., а мануфактуры – до 1 аршина против 25 в 1913 г. Производительность труда сократилась более чем в 5 раз. Из-за отсутствия топлива, изношенности подвижного состава, плохого состояния была парализована работа железных дорог. В начале 1921 г. из-за отсутствия сырья и топлива прекратили работу 200 крупных предприятий в Петрограде. Из более 200 кожевенных предприятии Енисейской губернии работали, причем с неполной нагрузкой.

Тяжелый кризис переживало сельское хозяйство. Посевные площади по стране сократились за 1913–1920 гг. более чем на одну треть. В главных хлебопроизводящих районах сокращение было еще большим. Основной причиной сокращения посевов являлись насильственное изъятие излишков и отсутствие рынка. Снижалось в первую очередь производство главных рыночных культур – яровой пшеницы и овса. Непомерно выросли посевы гречихи, которая в 1920 г. в Центрально-Черноземных губерниях занимала четверть посевной площади. В Псковской губернии посевы главной товарной культуры – льна – сократились в 10 раз. Площадь под сахарную свеклу уменьшилась в 3,5 раза, под хлопок – в 7 раз.

Из-за плохой обработки земли, ухудшения семенного материала, нехватки удобрений снижалась урожайность. В 1920 г. валовой сбор зерновых был в 2 раза меньше среднегодового показателя за 1909–1913 гг. Неурожай 1921 г. стал в этой обстановке настоящей катастрофой, унесшей жизнь еще 5 млн. человек. Сухие цифры статистики сохранили для нас страшную картину вымирания населения. На 1920 г. в Москве на тысячу жителей приходилось 46,6 смертей против 21,1 в 1913 г., а в Петрограде 72,6 и 21,4 соответственно.

Самая высокая смертность была среди мужчин работоспособного возраста. Вымирала самая активная часть населения, от которого зависело будущее страны. К этому следует добавить более 2 млн. эмигрантов, среди которых были крупнейшие ученые, писатели, композиторы, цвет российской интеллигенции. Потери генофонда страны были невосполнимы и сказались на дальнейшем развитии ее интеллектуального потенциала и культуры.

Однако самым опасным для большевиков был политический кризис – угроза власти.

Уже летом 1920 г. власти столкнулись с массовым крестьянским движением. Осенью и весной 1921 г. оно усилилось и охватило крупнейшие районы страны – Центрально-черноземные губернии (антоновщина), Поволжье, Северный Кавказ, Дон. Одним из крупнейших являлось движение крестьян Западной Сибири. Восстание охватило громадную территорию от Петропавловска до Тобольска, от Омска до Кургана и Тюмени Восставшие захватили Петропавловск и Тобольск, перерезали Сибирскую магистраль, по которой сибирский хлеб доставлялся и центр страны. В январе – феврале начались массовые забастовки рабочих в Москве, Петрограде и других городах. Вершиной антибольшевистского движения стало выступление кронштадтских матросов, начавшееся 1 марта 1921 г. В руках восставших оказалась главная военно-морская база страны. Противниками большевистского режима выступили матросы Кронштадта, сыгравшие главную роль в октябре 1917 г. и сражавшиеся на важнейших фронтах гражданской войны.

Объединение антибольшевистских движений было бы гибельным для советской власти. Несмотря на разрозненность и социальную неоднородность, отсутствие разработанной политической программы, просматривались общие причины недовольства, общие требования восставших: отменить продразверстку и восстановить свободу торговли, мелкого производства, ликвидировать произвол ВЧК, восстановить свободные выборы Советов с участием всех партий при всеобщем и тайном голосовании, восстановить свободу слова, печати, собраний, созвать Учредительное собрание.

Советские власти применяли самые жестокие меры для подавления восстаний. Но для лидеров партии и многих рядовых коммунистов было понятно, что одними военными мерами подавить народное движение невозможно. Угроза полного экономического краха и потери власти вызвала колебания и неуверенность. В руководящие партийные органы поступали письма от многих местных работников с предложением изменить продовольственную политику. Лишь весной 1921 г., когда кризис стал всеобщим и угроза потери власти реальной, В. И. Ленин и большевистское руководство решились на изменение экономической политики.

Сущность и содержание новой экономической политики

Первые шаги к НЭПу осуществлялись под руководством Ленина. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Это была значительная уступка крестьянству. Теперь оно должно было платить вместо продразверстки продналог, который был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получили право свободно сбывать оставшуюся в их распоряжении продукцию.

Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства, их «смычка», а средством – экономические реформы. С 1921 по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности.

Среди них: 1) замена продразверстки продналогом; 2) введение свободной торговли; 3) денационализация, т.е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; 4) перевод государственной промышленности на рыночные основы; 5) воссоздание банковской системы; 6) проведение денежной реформы; 7) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; 8) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.

Все это в сочетании с такими факторами, как твердый политический режим, который обеспечивал политическую стабильность, централизованное перераспределение прибыли из легкой и пищевой промышленности в убыточную тяжелую и транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, отказ выплачивать дореволюционную задолженность привел к тому, что с 1921 по 1927 г. темпы прироста промышленной продукции были довольно высокими.

Наши рекомендации