Судебная система. Органы контроля. Египет является одной из стран с действующим мусульманским правом
Египет является одной из стран с действующим мусульманским правом, где отсутствует система специальных шариатских судов. Последние были ликвидированы еще в 1956 г., как и суды персонального права для немусульман. Полномочия этих судов были переданы "национальным" (общегражданским) судам. Еще ранее, в конце 1930-х гг., были ликвидированы "смешанные суды".
В настоящее время судебная система в Египте регулируется Конституцией и Законом о судебной власти 1972 г.
В Египте действуют общие суды, некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних). Существует система административных судов.
Система общих судов включает суммарные суды, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. Суммарные суды рассматривают (в составе одного судьи) гражданские споры, дела о нарушениях, проступках, а также мелких преступлениях, наказуемых заключением до 3 лет. Суды первой инстанции рассматривают апелляции на решения суммарных судов по гражданским и уголовным делам. Они также действуют как первая инстанция по гражданским делам с суммой иска свыше 5тыс. египетских фунтов и серьезным уголовным делам. Апелляционные суды, действующие в восьми крупных городах, рассматривают апелляции по гражданским и уголовным делам на решения нижестоящих судов. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией в системе общих судов. В его компетенции находится интерпретация права и контроль за его правильным применением. Решения апелляционных судов могут пересматриваться в Кассационном суде только на предмет правильного применения (толкования) права.
В соответствии с Законом о внутреннем фронте и социальном мире 1978 г. была создана система судов государственной безопасности Верховный и нижестоящие суды госбезопасности. Кроме того, в 1980 г. создан специальный суд, рассматривающий дела о нарушениях Закона о защите ценностей от порока 1980 г., а также соответствующий ему институт по расследованию Служба социалистического прокурора, для расследования жалоб на коррупцию в правительстве. В компетенцию этого суда (его название переводится иногда как "Суд ценностей") вошло разбирательство дел о преступлениях, посягающих на "социалистические ценности", включая коррупцию и незаконную предпринимательскую практику. В состав "Суда ценностей" входят 7 членов, председательствует в нем заместитель председателя Кассационного суда.
Система административной юстиции построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет Государственный совет - независимый судебный орган, юрисдикция которого включает разрешение административных споров и рассмотрение исков дисциплинарного характера. Кроме того, Государственный совет выполняет консультативные функции для правительства (через законодательный отдел и отдел фетв (консультаций и заключений).
Согласно Закону о Государственном совете 1972 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Совет, по сути, представляет собой целую систему органов - как собственно судебных, так и консультационных. В качестве судебной инстанции Государственный совет состоит из Верховного административного суда, Суда административной юстиции, административных судов, дисциплинарных судов и так называемой коллегии государственных уполномоченных.
Юрисдикция органов административной юстиции в целом охватывает рассмотрение: жалоб в связи с выборами местных государственных органов; споров относительно заработной платы, пенсий и иных выплат государственным служащим или их наследникам; жалоб на административные решения о назначении на государственные должности, повышении или назначении надбавок к должностным окладам; жалоб государственных служащих на решения о переводе их на пенсию или увольнении в качестве меры дисциплинарного взыскания; обращений граждан и организаций с требованием отмены административных решений; исков, связанных с вопросами гражданства; обращений государственных служащих с требованием отмены дисциплинарных взысканий и др.
Суд административной юстиции является апелляционной инстанцией по отношению к решениям административных судов. Верховный административный суд рассматривает жалобы на решения Суда административной юстиции и дисциплинарных судов.
Судьи назначаются пожизненно и не могут быть смещены без серьезных оснований, таких как совершенное преступление или стойкая нетрудоспособность. Органом самоуправления судейского сообщества является Высший совет магистратуры, концепция которого заимствована из французской правовой системы. В административно-финансовом отношении суды подчинены Министерству юстиции, а сами судьи рассматриваются как служащие этого ведомства.
Прокуратура в Египте входит в систему Министерства юстиции. Генеральный социалистический прокурор назначается Президентом Республики и работает под контролем парламента. Он отвечает за обеспечение прав граждан, безопасность общества и его политической системы. Он имеет свое ведомство в столице и может назначать своих представителей в провинции. Прокуратура расследует уголовные дела, поддерживает обвинение в суде.
Конституционный контроль осуществляет Верховный конституционный суд. Его председатель и 9 членов назначаются Президентом Республики. В состав Верховного конституционного суда могут быть назначены лица из состава Верховного суда или иных судебных органов высшего ранга. Решения принимаются по меньшей мере семью членами суда. Помимо конституционного контроля, который распространяется на законы и иные правовые акты (включая декреты Президента), Верховный конституционный суд дает толкования законов и декретов Президента, если возникают споры об их применении, рассматривает споры судов и других органов, обладающих судебными полномочиями, о компетенции, а также споры, возникающие в связи с вынесением двух разных решений по одному и тому же делу.
В Верховный конституционный суд могут обращаться суды, если они считают какой-либо правовой акт неконституционным, или одна из сторон процесса, заявляющая о неконституционности правового акта в ходе его применения (с разрешения суда). По вопросу о толковании нормативных актов в Верховный конституционный суд может обращаться министр юстиции по поручению председателя Совета министров (в связи с обращением парламента или Высшего совета магистратуры). Верховный конституционный суд Египта действует довольно активно. Он неоднократно принимал решения о неконституционности частей правовых актов или актов в целом (например, в отношении Декрета Президента о местном управлении, Закона о семье).
В целом, по мнению международных наблюдателей, судебная власть в Египте действует достаточно независимо. Правительство не вмешивается в работу судов.
Литература
Сюкияйнен Л.Р. Государственный строй. Судебная система // Арабская Республика Египет: Справочник. М., 1990.
Chehata C. Egypt // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P.E 9-18.
Замбия
Республика Замбия
Государственное устройство
Правовая система
Судебная система. Органы контроля
Литература
Государство в Центральной Африке.
Территория - 752,6 тыс. кв. км. Столица - г. Лусака.
Население - 10,5 млн. чел. (1999 г.), из них 99% - африканцы, в основном банту.
Официальный язык - английский.
Религия - около 80% населения христиане, многие из которых одновременно сохраняют приверженность традиционным африканским верованиям.
До появления европейцев на территории нынешней Замбии существовал ряд небольших государств и племенных объединений. В конце XIX в. захвачена англичанами. В 1924-1964 гг. - британский протекторат под названием Северная Родезия. В 1964 г. провозглашена независимость в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.