Началу – Богу и означает равенство всех людей перед Богом

Принцип эквивалента применяется в двух аспектах: во-

Первых, в обмене товарами, благами, услугами: «Какою мерою

Мерите, такою отмерено будет вам»; во-вторых, в воздаянии за

Ущерб и зло: «Ибо каким судом судите, таким и будете судимы».

Формальное равенство и обменный эквивалент в раннем

Христианстве дополнялись равенством и эквивалентом в тру-

Де и распределении.

Труд, к которому в греко-римской цивилизации было

Презрительное отношение, поднимается на божественную вы-

Соту: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Нормой рас-

Пределения становится трудовой вклад участников: «Но каждый

Получает свою награду по своему труду».

История конфликтологии

Богатство рассматривается как корень всех бед: «Горе

вам, богатые!... Горе вам, пресыщенные ныне!... ибо восплачете и

Возрыдаете».

Раннее христианство сделало вывод о необходимости

Обобществления имущества, отказа от частной собствен-

Ности: «И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у

Них было общее». Но в связи с тем, что общество было не готово

Принять коллективистские идеалы раннего христианства, по-

Бедила другая, примиренческая линия в вопросах права, соб-

Ственности, потребления.

С присоединением к христианству имущих слоев и пре-

Вращением его в господствующую религию, от богатых теперь

Требовали не отказа от имущества, а лишь пожертвований в

Пользу неимущих; частная собственность, богатство стали рас-

Сматриваться как добро, если они используются для благотво-

Рительности в пользу церкви.

Одним из видных идеологов христианской церкви был

Аврелий Августин (Блаженный Августин), 354–430 гг. Он

Жил в годы упадка Римской Империи

Ему принадлежит большое количество религиозных

Трудов; около 500 его проповедей и более 200 писем сохрани-

Лись до наших дней. Наиболее известными его книгами явля-

Ются «О граде Божием» и «Исповедь» (последняя представляет

Собой автобиографию).

В христианской концепции истории человечества Авгу-

Стина все социальные, государственные и правовые учрежде-

Ния предстают как следствие греховности человека. Согласно

__________Августину, на всех людях лежит пятно греха Адама. Люди не

Могут получить спасение только своими усилиями и прилеж-

Ной работой. Для спасения нужна милость Божья. Идеи Авгу-

Стина укрепили церковь на этих позициях, которые стали ка-

Ноническими. Августин утверждал, что Бог уже знает, кто бу-

Дет спасен, а кто нет. Эта идея предопределенности оказала

Влияние и на последующие поколения теологов, в частности,

На Кальвина.

Конфликтология

Важной была также позиция Августина по вопросам сек-

Са. После принятия им христианства, он решил отречься от

Пола: «Ничего не стоит остерегаться больше, чем половых связей».

Его взгляды на этот предмет, реальные трудности отре-

Чения подробно описаны в книге «Исповедь».

Наиболее известная книга Августина «О граде Божием»

Содержит в себе философскую концепцию, оказавшую влия-

Ние на развитие Европы. Разделяя человеческий род во все

Времена его существования на два разряда – живущих «по че-

Ловеку» и «живущих по Богу», Августин пишет: «Эти разряды

Мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами

Людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Бо-

Гом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».

В этом разделении в рамках человеческого общежития

На два противоположных типа общения в христианской фор-

Ме проявляется влияние предшествующих концепций Плато-

На о наличии в каждом государстве двух государств (богатых и

Бедных), представлений стоиков о двух полисах (полисе-

Государстве и космическом полисе), манихейских идей о

Борьбе двух начал (дьявольского и божественного). Грехов-

Ность земной государственно-правовой жизни проявляется, по

Августину, в господстве человека над человеком: «... грех – пер-

Вая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в

Силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду божию, у

Которого нет неправды и который умеет распределять различные

Наказания соответственно винам согрешающих».

Таким образом, грех рассматривается как первопричи-

На господства и рабства. Этот греховный порядок мира но-

Сит временный характер и продлится до второго пришествия

Христа и судного дня, когда благочестивые получат «ангель-

Скую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти».

Рост небесного города в отличие от земного означает ду-

Ховный прогресс человечества. Носителем этого прогресса

Объявляется церковь («Вне церкви нет спасения»). Отсюда сле-

Дует, что императоры не настолько важны, как папа и цер-

Ковь, которым и должны подчиняться временные правители.

История конфликтологии

Доктрины Августина положили начало долгому кон-

Фликту между церковью и государством, и это определяло

Европейскую историю в течение многих веков.

Блаженный Августин был самым выдающимся из отцов

Римско-католической церкви. Большинство из следующих по-

Колений католических теологов и лидеры протестантов – Лю-

Тер и Кальвин, тоже оказались под влиянием его идей.

Наши рекомендации