Началу – Богу и означает равенство всех людей перед Богом
Принцип эквивалента применяется в двух аспектах: во-
Первых, в обмене товарами, благами, услугами: «Какою мерою
Мерите, такою отмерено будет вам»; во-вторых, в воздаянии за
Ущерб и зло: «Ибо каким судом судите, таким и будете судимы».
Формальное равенство и обменный эквивалент в раннем
Христианстве дополнялись равенством и эквивалентом в тру-
Де и распределении.
Труд, к которому в греко-римской цивилизации было
Презрительное отношение, поднимается на божественную вы-
Соту: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Нормой рас-
Пределения становится трудовой вклад участников: «Но каждый
Получает свою награду по своему труду».
История конфликтологии
Богатство рассматривается как корень всех бед: «Горе
вам, богатые!... Горе вам, пресыщенные ныне!... ибо восплачете и
Возрыдаете».
Раннее христианство сделало вывод о необходимости
Обобществления имущества, отказа от частной собствен-
Ности: «И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у
Них было общее». Но в связи с тем, что общество было не готово
Принять коллективистские идеалы раннего христианства, по-
Бедила другая, примиренческая линия в вопросах права, соб-
Ственности, потребления.
С присоединением к христианству имущих слоев и пре-
Вращением его в господствующую религию, от богатых теперь
Требовали не отказа от имущества, а лишь пожертвований в
Пользу неимущих; частная собственность, богатство стали рас-
Сматриваться как добро, если они используются для благотво-
Рительности в пользу церкви.
Одним из видных идеологов христианской церкви был
Аврелий Августин (Блаженный Августин), 354–430 гг. Он
Жил в годы упадка Римской Империи
Ему принадлежит большое количество религиозных
Трудов; около 500 его проповедей и более 200 писем сохрани-
Лись до наших дней. Наиболее известными его книгами явля-
Ются «О граде Божием» и «Исповедь» (последняя представляет
Собой автобиографию).
В христианской концепции истории человечества Авгу-
Стина все социальные, государственные и правовые учрежде-
Ния предстают как следствие греховности человека. Согласно
__________Августину, на всех людях лежит пятно греха Адама. Люди не
Могут получить спасение только своими усилиями и прилеж-
Ной работой. Для спасения нужна милость Божья. Идеи Авгу-
Стина укрепили церковь на этих позициях, которые стали ка-
Ноническими. Августин утверждал, что Бог уже знает, кто бу-
Дет спасен, а кто нет. Эта идея предопределенности оказала
Влияние и на последующие поколения теологов, в частности,
На Кальвина.
Конфликтология
Важной была также позиция Августина по вопросам сек-
Са. После принятия им христианства, он решил отречься от
Пола: «Ничего не стоит остерегаться больше, чем половых связей».
Его взгляды на этот предмет, реальные трудности отре-
Чения подробно описаны в книге «Исповедь».
Наиболее известная книга Августина «О граде Божием»
Содержит в себе философскую концепцию, оказавшую влия-
Ние на развитие Европы. Разделяя человеческий род во все
Времена его существования на два разряда – живущих «по че-
Ловеку» и «живущих по Богу», Августин пишет: «Эти разряды
Мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами
Людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Бо-
Гом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».
В этом разделении в рамках человеческого общежития
На два противоположных типа общения в христианской фор-
Ме проявляется влияние предшествующих концепций Плато-
На о наличии в каждом государстве двух государств (богатых и
Бедных), представлений стоиков о двух полисах (полисе-
Государстве и космическом полисе), манихейских идей о
Борьбе двух начал (дьявольского и божественного). Грехов-
Ность земной государственно-правовой жизни проявляется, по
Августину, в господстве человека над человеком: «... грех – пер-
Вая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в
Силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду божию, у
Которого нет неправды и который умеет распределять различные
Наказания соответственно винам согрешающих».
Таким образом, грех рассматривается как первопричи-
На господства и рабства. Этот греховный порядок мира но-
Сит временный характер и продлится до второго пришествия
Христа и судного дня, когда благочестивые получат «ангель-
Скую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти».
Рост небесного города в отличие от земного означает ду-
Ховный прогресс человечества. Носителем этого прогресса
Объявляется церковь («Вне церкви нет спасения»). Отсюда сле-
Дует, что императоры не настолько важны, как папа и цер-
Ковь, которым и должны подчиняться временные правители.
История конфликтологии
Доктрины Августина положили начало долгому кон-
Фликту между церковью и государством, и это определяло
Европейскую историю в течение многих веков.
Блаженный Августин был самым выдающимся из отцов
Римско-католической церкви. Большинство из следующих по-
Колений католических теологов и лидеры протестантов – Лю-
Тер и Кальвин, тоже оказались под влиянием его идей.