Высшее звено судов общей юрисдикции
Высшее звено — это Верховный суд РФ.
Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):
1. Пленум (не обладает полномочиями по осуществлению правосудия);
2. Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).
Среднее звено судов общей юрисдикции
Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.
В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):
1. президиума суда;
2. судебной коллегии по гражданским делам;
3. судебной коллегии по уголовным делам.
Основное звено судов общей юрисдикции
Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.
Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона): все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов; апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района; в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).
Военные суды
Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.
Система военных судов(закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):
a. Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено);
b. окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
c. гарнизонные военные суды (основное звено).
17. Основное звено системы судов общей юрисдикции и его задачи.
Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. Районные суды создаются и упраздняются федеральным законом по представлению Верховного Суда РФ, основанному на предложении Судебного департамента.
Полномочия районного суда. Районный суд в настоящее время, будучи судом первой инстанции, рассматривает и разрешает уголовные, гражданские и административные дела по существу тех вопросов, которые в этих делах затронуты. В качестве суда апелляционной инстанции районный суд наделен правом пересматривать приговоры (решения) и постановления мирового судьи по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу. Ему подсудны почти все уголовные дела, кроме дел, отнесенных законом к ведению мировых судей, вышестоящих и военных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях.
В районном суде дела рассматриваются судьей единолично. Организуя исполнение приговоров по уголовным делам, районный суд решает ряд вопросов, связанных с реализацией наказания. В этой связи он рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.д.
Районный суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые затрагивают права и интересы участников процесса (ст.ст. 29, 125 УПК РФ).
18. Презумпция невиновности, как один из принципов правосудия
Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.
«Ст. 49.1.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».
В основе принципа презумпции невиновности лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен презюмироваться (предполагаться) добропорядочным, пока иное не будет доказано.
Принцип презумпции невиновности опирается он также на положения авторитетных международных документов в области прав человека. Например, в ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано: “Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону”.
Из презумпции невиновности вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого), а равно о том, что недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности. Эти и некоторые другие положения, вытекающие из презумпции невиновности, в большинстве своем стали в наши дни конституционными.
19. Правоохранительные функции районных, городских судов
Общие вопросы компетенции районного (городского) суда закрепляются в ст. 21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст. 25 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
Компетенция районного суда включает в себя осуществление правосудия, принятие решений по ограничению прав граждан и ведению учета этих результатов.
Процессуальную деятельность районного суда можно условно разделить на три части:
1) разрешение вопросов досудебного и после судебного разбирательства и рассмотрение жалоб на действия и акты должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
2) рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел по 1-й инстанции (или «по существу»);
3) пересмотр обжалованных решений мировых судей в апелляционной инстанции.
Как суд первой инстанции – районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.
Распределение дел между имеющимися судами общей юрисдикции и относимость конкретных дел к ведению конкретного суда в рамках установленного законом вида судопроизводства определяется понятиями "подведомственность" и "подсудность".
Для районного суда подведомственность рассматривается только применительно к гражданско-правовым спорам для разграничения их между районными (судами общей юрисдикции) и арбитражными судами. Поэтому подведомственность определяется как относимость по определенной совокупности установленных в законе признаков гражданско-правовых споров к ведению арбитражных судов или судов общей юрисдикции.
Подсудность дел в системе судов общей юрисдикции раскрывает распределение уголовных, гражданских и административных дел между всеми судами общей юрисдикции для рассмотрения их по первой инстанции: между военными и гражданскими, между гражданскими судами по звеньям, между военными судами по звеньям. Таким образом, подсудность (в системе судов общей юрисдикции) – это относимость по определенной совокупности признаков установленных в законе уголовных, гражданских и административных дел к разбирательству по первой инстанции в конкретном суде общей юрисдикции.
Наряду с осуществлением правосудия и разрешением правовых споров, в районном суде ведется учет рассмотренных дел, статистика деятельности суда, изучается и обобщается судебная практика по определенным категориям дел, периодам времени и т.д.
20. Организация работы в городском (районном) суде
Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за нее, как отмечено выше, возлагается на председателя суда.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
1. территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
2. предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т. п.;
3. предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
4. беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Естественно, одно из центральных мест в организационном обеспечении деятельности судов занимает работа с кадрами. Сюда относится, в частности, подбор кандидатов на имеющиеся в суде вакантные должности работников аппарата, прием их на работу и увольнение, принятие мер по повышению квалификации судей и остальных работников суда (к примеру, направление судей на стажировку в вышестоящий суд, организация повышения профессионального мастерства на месте и т. п.).
Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей.
Обобщения судебной практики проводятся регулярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.
В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел.
Важный участок работы в каждом районном суде — делопроизводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентируется упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.
Ближайшими помощниками председателей (районных судей), наряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также администраторы судов.
Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распределение работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду
Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.
Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотрения дел, назначенных к слушанию.
21. Правоохранительные функции судов общей юрисдикции субъектов РФ
К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:
- в качестве судов первой инстанции они рассматривают:
а) дела, связанные с государственной тайной;
б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;
в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);
- в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;
- в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;
- пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;
- рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;
- рассматривают дела о необходимости ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.
22. Верховный суд РФ; его полномочия и структура.
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. К ним относятся:
1. Выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
2. Осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов;
3. Дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):
· Пленум;
· Президиум;
· Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г.);
· Судебная коллегия по административным делам;
· Судебная коллегия по гражданским делам;
· Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г.);
· Военная коллегия.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации:
· в соответствии со ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда: первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами;
· в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
· изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
· разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
· публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
· осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
23. Президиум Верховного Суда РФ: порядок образования и полномочия
Ст. 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
2. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации.
Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.(положительное квалификационное заключение, Председатель ВС - Президент - Совет Федерации)
Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:
1. Проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
2. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
3. Разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
4. Утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
5. Возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
6. Рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
24. Военные суды в РФ, порядок их формирования и задачи.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.
Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
- Общими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
· Нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
· Нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
· Нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Специальные задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно ст. 2УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:
- Быстрого и полного раскрытия преступлений;
- Изобличения виновных;
- Правильного применения закона;
- Правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
25. Статус присяжных заседателей, их права и обязанности.
Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству судебных дел на временной основе, а не постоянно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Однако важность выполняемых ими функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями.
Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных арбитражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос арбитражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой заседатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).
Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя. Его голос не обладает подобным свойством, поскольку он привлекается только для решения главным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный подсудимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при постановлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.
В силу большой значимости и ответственности выполняемых присяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы. Оказание незаконного влияния на представителей народа с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.
Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемом законом.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением оталкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определеныст. 10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.
Ст. 12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации.
26. Система арбитражных судов, их состав и полномочия.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Первый уровень арбитражных судов | Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81. |
Второй уровень арбитражных судов | Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". |
Третий уровень арбитражных судов | Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области. |
Четвертый уровень арбитражных судов | Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. |
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.
Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
27. Законность как принцип правосудия.