Билет №20.1. Понятие и классификация функций государства.2. Понятие юридической техники. Систематизация НПА: понятие и виды
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.
Функции государства имеют следующие основные черты:
1) носят комплексный, собирательный характер, складываются из совокупности однородных аспектов деятельности государства. Различные, близко стоящие направления воздействия власти на общественную жизнь группируются вотносительно широкие сферы государственного регулирования. Так, мероприятия государства по развитию здравоохранения, социального обеспечения, образования фактически образуют единую социальную функцию;
2) охватывают деятельность государства в целом, а не его отдельных органов. Например, в организации обороноспособности страны участвует не только министерство обороны, но практически все органы государственной власти, многие предприятия, учреждения и организации. Именно в государстве как институте объединяются усилия разнородных министерств и ведомств по созданию системы обороны страны;
3) направлены на решение наиболее крупных, социально значимых задач. Только исключительно важные, фундаментальные сферы общественной жизни способны создать долговременные, устойчивые, системно связанные направления деятельности государства. Состав и содержание функций конкретного государства зависят от самых разных факторов: экономики, социальной структуры, политики, идеологии, религии, культуры, национально-исторических особенностей, географического местоположения страны.
Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от типа государства (если использовать, например, формационный подход) различаются функции рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического государства. Специфика общественно-экономической формации определяет характер государства в целом и его функций.
По степени значимости выделяют функции главные и производные (вспомогательные). Под главными понимаются функции, направленные на решение наиболее важных, основополагающих задач. Производные, вспомогательные функции имеют более узкие задачи, подчинены главным. Примером может служить вспомогательная функция налогообложения и финансового контроля, подчиненная главной экономической функции. В такой позиции есть здравый смысл, но существует также опасность чрезмерного и неоправданного дробления функций государства. Логичнее было бы рассматривать вспомогательные функции как составные части главных.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Считается, что постоянные функции реализуются на всем протяжении существования государства, временные — на ограниченном историческом этапе. Временные функции, являющиеся, как правило, вспомогательными, исчезают по мере выполнения стоящих перед государством и обществом задач. В качестве примера временных функций часто приводится деятельность государства по ликвидации последствий стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений1 и т. п. Но ликвидация последствий стихийного бедствия, масштабных катастроф осуществляется посредством реализации экономической, социальной, экологической функций, а подавление антиконституционных выступлений — путем реализации политической, военной, правоохранительной функций. Трудно представить себе так называемую временную функцию, которая бы не поглощалась одной или несколькими основными функциями.
В учебной и научной литературе часто различаются функции классовые и общесоциальные (по характеру удовлетворяемого интереса)1. При этом отмечается, что классовые функции направлены на удовлетворение групповых, корпоративных интересов, общесоциальные — на удовлетворение интересов всего общества в целом. Такое деление представляется неоправданным, так как любая функция государства содержит в себе общесоциальный и классовый компоненты.
По сфере воздействия функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции предполагают деятельность государства внутри страны, внешние — на международной арене. Поскольку деятельность государства подчинена единым целям и задачам, постольку набор внутренних и внешних функций симметричен: государство реализует политическую, экономическую, идеологическую, военную, правоохранительную, социальную, экологическую функции как внутри страны, так и за рубежом.
Названные функции (за исключением социальной и экологической) в полном объеме присущи и древним, и современным государствам. Отдельные элементы социальной и экологической функций можно встретить и в прошлые исторические эпохи, но лишь в последние 100—150 лет они рельефно проявили себя. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:
экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);
политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;
социальная — охрана прав и свобод населения или его части, Ю7 осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;
идеологическая — поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, ,;
культуры и др.;
экологическая — охрана окружающей среды.
Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к|1шутр1шним/'функциям относят политическую, экономическую, социальную/экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание деятельности государства на современном этапе развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от: реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.
Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен.
Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые,так и общесоциальные начала.В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.
Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении им «общих дел». Например, в недалеком прошлом считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых
общесоциальных функций. Между тем общество представляет со- ЮЗ бой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.
Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания функций государства, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.
На содержание функций государства оказывают большое влияние национальные моменты.Это особенно характерно для многонациональных государств. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.
Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.
Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народностями. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет значение в нынешних условиях.
Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.
Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса,оказывающего двойственноевоздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.
Функции государства зависят и от экологическогофактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарноезначение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.
На функции государства воздействуют также процессы информатизацииобщества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями
Глава 6. Функции государства
формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.
Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и ее равную доступ- ,«Н ность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, государственной и коммерческой тайны.
На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка.В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
2. Понятие юридической техники. Систематизация НПА: понятие и виды. С.С. Алексеев: Юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов2.
А.Ф. Черданцев: Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета1.
Нельзя сказать, что кардинально иначе понимают юридическую технику зарубежные ученые. Например, французский ученый П. Сан-девуар различает юридическую технику в широком смысле (совокупность средств и методов, с помощью которых цели государственных органов укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного их исполнения) и в узком смысле (это условия использования языка и структуры юридических рассуждений, а также различных технических приемов, средств и правил)'.
Правда, нет единого мнения, что относить к приемам, средствам юридической техники. Более того, некоторые авторы не видят разницы между средствами, приемами, способами и методами. Все это касается понятия «юридическая техника». Однако есть еще проблема структуры юридической техники. По мнению С.С. Алексеева, техническими средствами являются, например, юридические конструкции, терминология и т.п., а правовой технологией следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.
Н. А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос: как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника — с помощью как Средства юридической техники — это материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели:
♦ тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать;
♦ журналы, газеты, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки;т.д.
Все, относящееся к средствам, — это искусственно созданные человеком объекты, и они существуют объективно. Проще говоря, их можно потрогать руками и использовать в своей деятельности. Некоторые из них используются не только в правовой работе. Однако это не основание отвергать их и не замечать при построении научной теории юридической техники. Тем более что в юридической практике они используются и будут использоваться.
Приемы юридической техники — это действия, способные повторяться при осуществлении чего-либо. Например, прием отсылок к другому нормативному акту. В отличие от средств юридической техники действия нельзя «потрогать руками». Но оно совершено, и мы можем обнаружить его результаты.
Способы юридической техники — это сложная по содержанию деятельность, включающая в себя совокупность приемов. В качестве римера можно рассмотреть конструкцию договора, которая в Трудовом кодексе Российской Федерации используется законодателем неоднократно (коллективный договор, трудовой договор и иные соглашения). Помимо определения каждого из видов договоров в Кодексе проводится их детализация (указываются субъекты, права и обязанности и др.).
Методы юридической техники — это пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношений. Например, человек, которого оскорбили, может двояким путем защитить свое достоинство: либо в уголовно-правовом порядке, либо в гражданско-правовом.
Таким образом, указанные понятия (средства, приемы, способы, методы), составляющие содержание юридической техники, неоднозначны и не синонимичны. Обобщенно их можно назвать юридическими инструментами. В соответствии с этим можно дать несколько иное, более общее определение юридической техники.